Грядет передел сфер ответственности в рамках НАТО

Решение Саркози о возврате Франции в структуры НАТО принято в преддверии ратификации Лиссабонского договора о Европейском Союзе. Как известно, согласно этому договору ЕС превращается в слабую, но федерацию. Иначе говоря, в этой структуре появляется фактически президент. Реально эта должность называется несколько иначе, но это в любом случае постоянное «первое лицо». На данный момент председательствующей в Европейском Союзе является Чехия, но председатель меняется каждые полгода, и такое сменное председательство не способствует последовательному проведению осмысленной внешней политики.

На пути ратификации Лиссабонского договора существуют некоторые сложности, связанные с позицией Ирландии, однако я думаю, что он будет ратифицирован, и Евросоюз превратится в более консолидированный субъект международной политики. Это в свою очередь будет означать, что произойдет передел сфер влияния и в рамках НАТО.

НАТО до сей поры являлось органом осуществления американской военной политики в Европе – понятно, что США мощней и влиятельней сравнительно небольших европейских стран. Теперь же в НАТО появляются два крупных субъекта – Соединенные Штаты и Европейский Союз. При определенных условиях НАТО можно рассматривать как «союз равных». Во всяком случае, Европейский Союз равновелик Соединенным Штатам с точки зрения объема экономики, а по населению он даже превосходит Соединенные Штаты.

Это изменение, по всей видимости, приведет к тому, что Соединенные Штаты будут вынуждены предоставить Европейскому Союзу большую «свободу рук» в сфере его ответственности. А это, в свою очередь, будет означать и некий передел сфер ответственности в рамках НАТО. Поэтому Франция, которая входила в политическую структуру альянса, но не входила в его военную структуру, спешит к этому «разделу пирога». Французы уже получили от американцев обещание отдать им ряд руководящих постов в НАТО, на что ранее американцы не соглашались. Думаю, Франция в преддверии усиления позиций Европейского Союза внутри НАТО стремится вернуть себе ранг полноправного члена североатлантического альянса, чтобы пожать результаты этого усиления, поскольку Франция тоже является одной из крупнейших держав Евросоюза и локомотивом его интеграции.

Все это очень серьезно затрагивает интересы России - здесь важно появление на наших границах нового политического субъекта. Если Европейский Союз объединяется, то на наших границах оказывается гигантское государство с населением в пятьсот миллионов человек, с мощной развитой экономикой. Россия в этом случае оказывается «окраинной державой», соседствующей с Евросоюзом.

Естественно, Евросоюз будет строить по отношению к нашей стране новую политику, и уже сейчас ясно, что эта политика будет не обязательно благоприятной для России. Во всяком случае, понятно, что выдвинутая Европейским Союзом идея «восточного партнерства», то есть некой организации, которая объединила бы ЕС и страны СНГ без России, - это идея антироссийская.

То же самое относится и к НАТО, поскольку перед нами окажется единый консолидированный субъект – не просто какие-то «страны НАТО», а Евросоюз, как ведущий партнер США в рамках НАТО. И это будет оказывать большое влияние на нашу внешнюю политику, на нашу безопасность.

Конечно, Европа более склонна учитывать российское беспокойство в плане безопасности, по части размещения ПРО на территории Польши, но уже само наличие на наших границах такого серьезного политического, экономического и в перспективе военного монстра очень сильно изменит наши представления о нашей безопасности уже в ближайшие годы.

Думаю, что это сверхгосударство будет достаточно монолитным в своем отношении к России. До сих пор в Европе радикальную антироссийскую позицию занимала только Польша, которую другим государствам удавалось приструнить, но проблема в том, что политика Европейского союза, если он конституируется именно как федерация, будет отличаться от политики отдельных его государств. Дело в том, что в отличие от Германии, которая с Россией не граничит, Евросоюз будет граничить с Россией.

Наша страна будет самой крупной державой на границах ЕС, что будет диктовать, может быть, не агрессивную, но волевую политику по отношению к России. Поскольку Россия – самое крупное государство на границе ЕС, то ЕС будет уделять, во-первых, большое внимание этим отношениям, во-вторых, он будет пытаться приручить Россию, то есть, превратить ее в какой-то «задний двор», поставить ее в зависимость от себя, по возможности не беря при этом на себя особенных политических обязательств.

России нужно выработать собственную стратегию противостояния возможной «имперской» стратегии Европейского Союза.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram