Курбан-Байрам, чеченская дипломатия и советские номенклатурщики

На всём Кавказе праздновался Курбан-байрам.

Трёхдневное празднование везде (кроме Осетии и КМВ) было в той или иной степени легализовано объявлением двух или одного дополнительного выходного.

Как и полагается в Исламе, праздник ни на йоту ни умерил интенсивности политической жизни.

Зажёг сенатор Александр Торшин, имеющий на Кавказе парадоксальную репутацию. Выступление его было направлено на реформу и повышение значимости и эффективности возглавляемой им комиссии по кавказским проблемам. Он — так же, как и мы — считает необходимым рассматривать проблемы регионов, расположенных по хребту, отдельно, но при этом со свойственной ему парадоксальностью почему-то исключает из этого ряда Кавминводы.

Бесспорными перлами речи вице-спикера Сената были призыв создать «империю ХХI века», границы которой будут шире границ РФ, а также рассуждение о том, что многонациональность — это преимущество, которое порождает проблемы.

ВОСТОЧНЫЙ КАВКАЗ. ДАГЕСТАН

В ходе обычной разрушительной операции в придорожной гостинице на федеральной трассе погибли два террориста и один сотрудник ФСБ. Примечательно, что старшему из террористов было шестьдесят лет. Уничтоженным «ваххабистам» как обычно приписываются совершённые в недавнее время теракты и — что необычно — членство сразу в нескольких группировках.

Прошло правительственное совещание во главе премьером Шамилем Зейналовым по подготовке Махачкалы к зиме.

Мэр по традиции совещание не посетил, прислав вместо себя заместителя — Баганда Магомедова. Последний с цифрами в руках рассказал о готовности города встретить морозы. Правительство было настроено миролюбиво и на основе всего прозвучавшего предсказало устами вице-премьера Ризвана Газимагомедова, что повторения прошлой зимы с замораживанем города не будет. Однако «горячая линия» в правительстве продолжает работать, поступающая информация анализируется. А значит — может быть предъявлена.

Случилось странное похищение главы аварского горного села Чох Салима Салимова. Странным было неожиданно подробное и оперативное освещение в прессе деталей следов похищения. Объяснение нашлось довольно быстро — первый замминистра МВД республики широко объявил, что на самом деле никакого похищения не было, а это успешная операция нового подразделения по борьбе с экстремизмом по задержанию заказчика убийства Салимова. При чём тут экстремизм и при чём тут заказавший Салимова из-за земельного спора односельчанин — остаётся только гадать. Простейшая догадка — возможно, преобразованные в антиэкстремистов рубоповцы не стали заморачиваться поисками чего-то оргинального, а использовали старую наработку для рекламы нового подразделения.

ЧЕЧНЯ

Неделя в республике прошла под знаком дипломатии.

Президент в ходе путешествий предшествовавших и последовавших совершению хаджа встречался с различными политиками Ближнего Востока. Кроме логичных в данной ситуации Королевства Саудов и Палестины, Рамзан Ахматович неожиданным образом посетил Ирак, где как говорят, был весьма востребован его опыт проведения самостоятельной политики борьбы с терроризмом.

Дипломатическим же успехом можно назвать и успешные переговоры Рамзана Ахматовича с целью оставить тренера Вячеслава Грозного во главе футбольной команды «Терек».

Мэр города Грозного Магомед Хучиев изучал опыт муниципального управления в Австрии.

Сложнейшая дипломатия причём в координации гражданского общества и республиканских властей была применена с целью обуздания военных. Одновременно было сделано обращение 28 деятелей чеченской культуры к Президенту России в защиту Аргунского историко-архитектурного заповедника от разрушения его военными и создан департамент по охране культурного наследия.

Вообще в Чечне, несмотря на некоторую одиозность содержания политического процесса, по форме обычно действуют наиболее цивилизованным способом. Сначала появляются какие-то инициативы общественников, потом уже следуют официальные заявления и постановления.

ИНГУШЕТИЯ

Реформа республиканского МВД пошла по накатанному чеченскому сценарию.

Хотя официально об увеличении численности ещё не объявлено, уже прозвучал призыв к честным сотрудникам, оказавшимся вне органов, вернуться на службу. Предполагается даже создать телефон доверия, по которому можно будет предварительно обсудить каждый случай. Готовятся закупки новых машин и оружия.

Одновременно республиканские власти и УФСБ призвали боевиков возвращаться к мирной жизни в обмен на отказ от преследований. Начало положено выпуском на свободу троих деятелей, которых задержали на Карабулацком посту ГАИ с пистолетом и автоматом в машине. ФСБ объявило, что сейчас для них ищут работу.

Советником по взаимодействию с силовыми структурами президента Ингушетии стал адвокат Муса Плиев, недавно добившийся переквалификации дела об убийстве Магомеда Евлоева на более приемлемую для родственников статью. Раньше он занимал похожий пост при Зязикове, но ушёл в оппозицию. С самыми разными сторонами работы силовых структур он знаком не понаслышке и возможно добьется на новом поприще ещё больших успехов, чем в адвокатуре.

СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

В Осетии продолжились покушения на слишком много знающих милиционеров.

На этот раз под автоматные очереди попал в Алагире начальник отдела по особо тяжким преступлениям против личности МВД республики Аслан Качмазов. Подполковник выжил и находится на лечении. Если так пойдёт и дальше, то хочешь не хочешь, а поверишь в сказки о скором полном переформатировании осетинского политического поля.

Тем временем пенсионеры МВД Осетии последовали кавказской моде на проведение митингов сотрудниками милиции и публично протестовали против лишения их статуса участников боевых действий.

Гражданственность проявили и владикавказские маршруточники. Как и следовало ожидать, в отличие от бывших милиционеров — более социально-ориентированным образом. Они отказываются повышать цену проезда на рубль — как то постановило республиканское правительство. Но маршруточники изменили бы себе, если бы действовали из жалости к пассажирам. Задумка тут в том, чтобы добиться разрешения повысить цены после Нового года на три рубля.

Хотя никакого окончательного судебного решения по роспуску городского собрания Владикавказа ещё нет, власти республики уже приступили к подготовке выборов по партийным спискам. Трудно объяснить причины такой самонадеянности. Видимо, есть какие-то дипломатические подковёрные успехи в предотвращении апелляций на решения республиканских судов. Найти, какие-либо законные основания для роспуска городского парламента (и лишения Игоря Касабиева должности главы города) представляется весьма затруднительным.

ЗАПАДНЫЙ КАВКАЗ. КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ

В Кабардино-Балкарии общественная кампания за создание «Великой Черкессии» похоже от состояния горячечной мечты перешла в практическую форму «света далёкой звезды».

Лидеры «Всемирного адыгского братства» Замир Шухов и «Черкесского конгресса» Руслан Кешев взвешенно выступили в федеральных СМИ с пожеланиями на тему. Удивительным образом в их речах отсутствуют характерные для националистов обиды и указания на то, что их этнос является самым пострадавшим по ходу всемирной истории. Одновременно руководитель более контролируемой властями «Адыгэ хасэ» Муххамед Хафицэ прокомментировал их предложения как «преждевременные», но, однако же, призвал рассмотреть их в случае чего на референдумах в субъектах федерации, где проживают адыги.

Тем временем власти республики занялись подготовкой к выборам. Своеобразным ходом было задержание одного из организаторов балкарского протеста, руководителя «Совета старейшин балкарского народа» Исмаила Сабанчиева. Задержание было осуществлено с единственной целью — привлечь внимание к анекдотическому ношению Сабанчиевым генеральской формы на основании филькиных грамот Сажи Умалатовой. В общем-то затея удалась. До этого кабээровские власти своими движениями только создавали «Совету» дополнительную рекламу. Теперь до них дошло, что в избирательную кампанию единоросцы вползают, имея против себя качественную протестную организацию, способную при надлежащих вливаниях привлечь внимание к интересным аспектам жизни республики (слова «пособие», «компенсация», «откат» истосковались по публичности, особенно в горах).

Если же «Совет старейшин» удастся и дальше анекдотизировать, а кризис удачным образом углубится, то вполне можно надеяться, что жители республики не заинтересуются избирательным балаганом, а вместо этого займутся поисками пропитания.

КАВМИНВОДЫ

Ставропольские власти и общественность, забыв на время о своей многонациональности, неожиданно усердно занялись почитанием памяти русского националиста Солженицина.

К девяностолетию покойного подошли с размахом — школьными и студенческими конференциями, торжествами в Нарсане, где он родился.

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССИЯ

Местные единоросцы сообразили, что с тем руководством, с которым они вползают в республиканскую избирательную кампанию результат может быть совсем не в их пользу. Логичным шагом была немедленное переформатирование команды в более дееспособную. За это они, разумеется, сразу слегка получили по башке. Причём именно той дубинкой, которую им до этого тщательно демонстрировали.

Тишайший и лояльнейший редактор адыгоязычной республиканской газеты «Черкесс хэку» Увжуква Тхагапсов нажаловался федеральной прессе на то, что газета подвергается гонениям свеженазначенного начальника единоросского избирательного штаба, главы президентской администрации республики Мурата Каракетова. Причина гонений — нежелание печатать казёное обращение общественных организаций республики против прошедшего черкесского съезда. Газетчики закономерно сообразили, что организаторы съезда могут запросто лишить их читателей. Федеральная пресса, описывая страдания журналистов, пошла дальше и прямым текстомпрописала, что Каракетов не один такой в семье, но и ближайшие родственники его тоже грешат против свободы слова.

Судя по всему, дело, что называется, пошло, и Каракетову, если не сумеют помешать выиграть избирательную кампанию, то уж во всяком случае предельно затруднят «администрировать» голосование.

Молодой министр экономического развития КЧР Алексей Эскиндаров вернулся обратно в Москву. Покидая республику, он не преминул произнести трогательные слова про «малую родину» (отнюдь не про тот московский переулок, в котором он прописан с детства).

С отъездом этого выдающегося представителя древнего советского номенклатурного рода (рулят финансами, наверное, уже в третьем-четвёртом поколении) как-то поверилось, что Центр действительно доверяет новому президенту Эбзееву и дал ему карт-бланш на самостоятельное выстраивание республики.

Немаловажным был тот факт, что Эскиндаров занимался и лоббированием строительства дороги через горы, которая должна была соединить Черкесск с Краснодаром, а в перспективе и присоединить один субъект федерации к другому. Потеряв столь родовитого лоббиста, проект, видимо, окончательно умрёт, и покинутые многонационалами националы будут дальше выяснять отношения в прочерченных Софьей Власьевной границах, оставив мечты о Западнокавказской империи как едином субъекте федерации.

АДЫГЕЯ

Майкопский горсуд не согласился со следствием и не отстранил от исполнения обязанностей мэра Михаила Черниченко.

Выдающийся единоросец остался при своих полномочиях, вопреки мнению следственного комитета прокуратуры, уверявшего, что он мешает ведению следствия против себя.

Однако ж, в отставку тихо отправился министр внутренних дел Адыгеи генерал Смирнов. Он успел даже рассказать всем, что продолжит чиновничью карьеру в аппарате губернатора родной Пензы (где до Адыгеи он всю жизнь и проработал), но по-прежнему остаётся исполняющим собственные обязанности, пока не будет назначен преемник.

В общем, опорные фигуры феерического адыгейского президента рассасываются на глазах — и похоже на правду, что в течение ближайшего года растает словно дым и этот экстравагантный лидер. На новогодний подарок жителям республики надеяться было бы странно, а вот ближе к весне-лету — очень даже похоже.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter