Шубин: Мы держимся за место на тонущем корабле

 

Как Вы оцениваете итоги саммита G-20 и перспективы глобальной антикризисной политики?

Александр Шубин, д.и.н., руководитель Центра истории России, Украины, Белоруссии Института всеобщей истории РАН:

Как и следовало ожидать, саммит не смог принять каких-либо решений, способных затормозить сползание мира в глобальную экономическую депрессию.

Дело в том, что причины кризиса носят системный характер, и лечить его можно только средствами, по своей радикальности, как минимум, соответствующими рузвельтовским. Одна из важнейших причин нынешнего кризиса – достижение пределов роста экономики глобализации, о чем мы предупреждали еще в 1998 году.

Соответственно, выход из кризиса (если не считать возможных кратковременных улучшений) начнется только после структурных изменений в системе управления мировой экономикой и появления новых социально-культурных пространств, которые станут основой новых потребительских рынков.

В этих условиях трагикомичны рассуждения российских правителей, которые убеждают население в том, что финансовые проблемы России возникли по «чужой вине». Курс 90-х гг. – начала XXI в. на превращение России в сырьевой придаток («великую энергетическую державу») глобального рынка неминуемо вел к экономической катастрофе в случае неизбежного глобального кризиса.

Лозунг руководителей государств Запада - «прозрачность», который звучал также и на форуме «двадцатки», означает, что ведущие «мироправители» ориентируются на то, чтобы смягчить свои проблемы за счет перераспределения ресурсов в «непрозрачных» странах третьего мира, включая и Россию, так что нашу властную элиту ждут непростые времена.

Что касается оценки моратория на протекционистские меры с точки зрения российских интересов - хозяевам экспортно-ориентированного бизнеса это выгодно в краткосрочной перспективе, для остальной экономики России – это сохранение связки с тонущим кораблем. Впрочем, сырьевые отрасли в дальнейшем также пострадают от открытости рушащемуся глобальному рынку, однако хозяева этого бизнеса и связанные с ними политики, вероятнее всего, успеют перевести свои средства в «золото партии».

Механизм перемен, вероятно, будет аналогичен последствиям Великой депрессии начавшейся в 1929 г. Тогда крах глобального рынка привел к росту национальной замкнутости, межгосударственным конфликтам, социальным революциям, частичному формационному переходу от «свободного капитализма» к государственно-монополистической индустриальной системе и социальному государству, а также к мировой войне. Мы сейчас находимся в другой точке исторического развития, однако и угрозы являются не меньшими, и альтернатива похожая: или переход к пост-капиталистическому обществу, или откат в варварство.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram