Партийная жизнь в Казахстане: новый формат

От редакции. Мы продолжаем публикации на тему государственного строительства Республики Казахстан, начатую статьёй Адиля Тойганбаева. Теперь мы представляем уже не проект, а описание реальных действий, предпринимаемых казахским руководством в целях модернизации страны.

То, что вы прочтёте, во многом напомнит реалии РФ. С одной поправкой: используемые в Казахстане инструменты (рамочный авторитаризм, единая правящая партия и т.п.) работают на модернизацию страны, а не против неё. Как говорится — почувствуйте разницу.

* * *

Для политической жизни Республики Казахстан последние два года стали, по сути, годами «великого перелома». В этой связи достаточно вспомнить такие знаковые события, как переизбрание Нурсултана Назарбаева на пост Президента, Конституционную реформу, смену Премьер-министра, Парламентские выборы, утверждение кандидатуры Казахстана на пост председателя ОБСЕ в 2010 году.

Надо помнить и о ряде политических кризисов, затронувших в эти годы элиту казахстанского общества: убийства видных представителей оппозиции, преступное и скандальное поведение лиц, близких в свое время к власти и т.д. Несколько раз внешним наблюдателям казалось, что стабильность политического развития Казахстана окончательно разрушена. Однако серия кризисных и проблемных ситуаций была успешно разрешена и это, как ничто другое, свидетельствует об устойчивости и гибкости системы, развивающейся в Казахстане.

В рамках общего курса на последовательную демократизацию особое место, естественно, принадлежит вопросам развития партийной системы. И в этом смысле последние два года также можно назвать решающими: именно в этот период в Республике Казахстан была создана новая модель партийной системы.

По сути, речь идет о формировании полуторапартийной системы — или, в другой терминологии, системы с доминирующей партией. Подобные системы существуют в таких вполне демократических государствах, как Япония, Сингапур, Мексика. Кстати, по тому же пути пошел и северный сосед Казахстана — Россия.

Ядром подобной системы является одна мощная партия, которая пользуется массовой поддержкой населения и многие годы занимает большинство мест в Парламенте, оказывая определяющее влияние на государственную политику. Кроме неё, разумеется, существуют и другие партии, но их влияние, даже в случае наличия их представителей в Парламенте, несопоставимо с влиянием доминирующей партии.

По мнению многих политологов, в том числе, западных, такая система наиболее адекватно отвечает потребностям модернизирующихся обществ: в условиях неустойчивости и кризисов, сопровождающих становление демократии в не-западных странах, доминирующая партия служит своего рода «стабилизатором» политической системы.

Подобной партией в Казахстане является НУР ОТАН. На досрочных выборах, прошедших в августе 2007 года, она получила 88% голосов избирателей и, в силу особенностей избирательного законодательства, в настоящее время монопольно представлена в Парламенте. Кстати, Казахстан, как и Россия, перешел на выборы в Парламент исключительно по партийным спискам.

Следует отметить, что в рамках курса, заданного Конституционной реформой, существенно повышается политическая роль казахстанского Парламента: согласно новому порядку формирования Правительства, Премьер-министр должен назначаться после консультаций с фракциями политических партий, они же будут определять порядок голосования депутатов. Другими словами, вовлекая Парламент в процесс номинации, согласования и окончательного утверждения кандидатуры Премьер-министра, Президент значительно усиливает полномочия законодателей. Естественно, сейчас кандидатура Премьера согласовывалась только с представителями НУР ОТАН.

Далее, в течение последнего месяца были произведены значимые «рокировки» между высшим руководством НУР ОТАН и Администрацией Президента. Так, бывший руководитель последней А. Джаксыбеков переведен на работу в НУР ОТАН: для «кадрового укрепления» как самой партии, так и общего повышения ее роли в системе государственного управления. С другой стороны, специалист в области макроэкономики К. Келимбетов из НУР ОТАН получил новое назначение в Администрацию. Это, по мнению казахстанских экспертов, сделано с прицелом на разработку и принятие новой экономической стратегии Казахстана.

В силу важности данной кадровой перестановки о каждом из «перемещенных» руководителей следует сказать особо.

Кайрат Келимбетов — экономист-менеджер высшего класса, представитель так называемой «новой волны» казахстанской элиты.

Переломным для Келимбетова стал 2002 год, когда он был назначен Министром экономики и бюджетного планирования. С того времени он зарекомендовал себя как грамотный топ-менеджер государственного сектора. Первым признаком того, что Президент рано или поздно сделает некое значимое кадровое предложение Келимбетову, стало его назначение на должность заместителя Председателя партии НУР ОТАН. А назначение на пост руководителя Администрации Президента — это пик карьеры Келимбетова, знаменующий его окончательное вступление в когорту политических тяжеловесов [1] .

Что касается назначения бывшего руководителя Администрации Президента Адильбека Джаксыбекова на должность первого заместителя Председателя партии НУР ОТАН, то об можно сказать следующее.

Президент возлагает на партию большие надежды — именно поэтому посредством конституционных преобразований он предоставил партии, фактически, политический карт-бланш. Нурсултан Назарбаев хочет сделать из партии полноценный институт гражданского общества, направить ее потенциал на решение социальных проблем, борьбу с коррупцией и т.д., то есть создать нечто гораздо большее, чем обычную политическую партию. Именно поэтому он назначил на пост фактического руководителя НУР ОТАН своего ближайшего помощника (кстати, первого акима Астаны) Джаксыбекова. Кроме того, последний остается советником Президента Назарбаева.

Далее, основной тактической задачей партии на сегодняшний день обозначена борьба с коррупцией.

Судя по всему, Президент всерьез решил «разобраться» с фактами коррупции в высших эшелонах власти и, учитывая низкую эффективность существующих антикоррупционных органов, сделать основным инструментом в этой борьбе именно НУР ОТАН. В этом контексте вполне понятно назначение Джаксыбекова: его политический «вес» и авторитет позволят вести эту борьбу не взирая на личности.

В любом случае, новые шаги в переформатировании политической системы Казахстана сделаны и их алгоритм понятен — К. Келимбетов отвечает за развитие экономики страны, А. Джаксыбеков — борется с коррупцией и благоустраивает местный политический ландшафт. При этом партия НУР ОТАН быстро трансформируется в реальную политическую силу.

Кстати, в этой связи следует учитывать, что сейчас — в преддверии председательства в ОБСЕ — Казахстан в большей, чем когда-либо степени, находится в фокусе внимания западной общественности и СМИ. Соответственно, от деятельности «старых» людей на «новых» местах зависит не только заявленное в программе НУР ОТАН дальнейшее процветание страны, но и международные престиж и статус Казахстана.

Наконец, надо отметить, что описанные назначения последовали сразу после выступления Н. Назарбаева на расширенном заседании Политсовета НУР ОТАН 17 января 2008 года, где он озвучил целый ряд мер, которые должны углубить и расширить влияние партии в проведении внутренней политики.

Среди указанных мер были вопросы формирования кадрового резерва, работа партии в регионах, участие в разработке национальной идеологии (Президент особо подчеркнул, что идеология страны должна развиваться вокруг общеказахстанской идентичности). Другими словами, трансформации в правящей партии являются органическим продолжением Конституционной реформы 2007 года и призваны укрепить связь государственной системы Казахстана с формирующимся гражданским обществом.

Далее, одной из важных особенностей политической жизни в современных демократических государствах является, то, что крупные, пользующиеся влиянием партии создают специальные структуры, эффективно помогающие парламентской работе. Они действуют наряду с общепарламентской системой обеспечения деятельности депутатов и нацелены на решение именно партийных задач (определяемых предвыборной программой) в двух важнейших сферах. Первая из них — непосредственное информационное и организационное обеспечение парламентской деятельности партии. В этом плане действуют исследовательские центры и институты ведущих партий Японии, США, Германии, Австрии и др. стран. Вторая, не менее важная сфера — это структуры, обеспечивающие связь парламентской фракции с исполнительными органами власти. 

В этом смысле НУР ОТАН также стремится соответствовать самым высоким международным стандартам. По словам Б. Жумагулова, тогдашнего первого заместителя Председателя партии[2], сказанным на Международной научно-практической конференции «Парламентаризм в Казахстане: состояние и перспективы развития» (22 ноября 2007 года), в настоящее время при партии создан Институт парламентаризма, который будет оказывать фракции и ее консультативным органам всю необходимую аналитическую, организационную и экспертную поддержку.

Консультативно-совещательные органы фракции и институт, созданный при партии, предназначены для решения тактических задач фракции. Их работа позволит партии НУР ОТАН в организационном обеспечении парламентской деятельности приблизиться к уровню ведущих зарубежных партий, стать действенной опорой реализации государственного курса.[3]

Таким образом, можно видеть, что в Казахстане в области партийного строительства достаточно эффективно реализуется модель, хорошо зарекомендовавшая себя, как уже отмечалась выше, в ряде активно модернизирующихся азиатских и латиноамериканских стран.

Создана доминирующая партия, которая со временем должна стать каркасом всей партийно-политической системы. По плану руководства страны, она станет основным регулятором всех сложностей и противоречий, существующих и прогнозируемых на обозримые сроки развития казахстанского общества.



[1] http://www.press-uz.info от 25.01.2008

[2] Ныне он является руководителем парламентской фракции НУР ОТАН и заместителем Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram