Кумир сумерек

И вот они стоят гордо так, в той повседневности: слева — Ницше, справа — Христос, а в центре — они! Христос и Ницше — как мировоззренческие тезис и антитезис, а они — синтез. "Они" — представители нашего Серебряного века. Их перечислять здесь не буду. Кому интересно, могут просмотреть соответствующий выпуск серии "Pro et contra", где Ницше дан в рецепции русских мыслителей на заре XX века.

И сегодня ситуация повторяется. Снова Ницше да Христос в фокусе общественного внимания! А в центре кто? Один из них недавно встретился мне… С ноутбуком и куличом… Не то новое обличие русского религиозного философа, не то естественные причуды нашего времени, где вслед за массовой реконструкцией храмов затевается не менее масштабное создание сети техно-парков. И вместо постмодерна у нас — ситуация модернорос — модернизация России. Этому состоянию сознания — модернорос — присуще и бережное обращение к духовному наследию — и Святой Руси, и советской власти; вовлечение в процесс глобализации в области информационных технологий; и желание занять достойное место в выстраиваемой вертикали власти. И все это для достижения одной цели: установления разумной державности, где мощь — не только сырье и оружие, но и слово, представляемое широким спектром искусств и наук.

У каждого времени были свои кумиры. В философском сообществе кто-то читал Гегеля, другой Гуссерля, третий Владимира Соловьева. И каждый из приверженцев той или иной школы, хотя бы раз, да прочитывал что-либо из Ницше. Ницше оказывался в центре многих споров. Типическая ситуация того времени — "ничто и нечто". А между ними сотни тысяч раз в разговорах и статьях выставлялся — Ницше. То как человек с причудливой судьбой, отчего то плачут, то смеются; то, как мыслитель с предельно провокативным мировоззрением, одинаково сподручным и гению, и злодею. Игнорировать его невозможно. — Что? Вы уже не хотите говорить о Ницше? Вам что, нечего сказать?.. Приоткрывается рот; брови изгибаются дугой; поднимаются плечи, разводятся руки… Собеседник, что не мог поддержать разговор о Ницше, конечно, хороший человек, но…

Но убеждение, сохранявшееся почти столетие (от Серебряного века до "перестройки", включая советское время)… А именно: — Если вам нечего сказать о Ницше, то вы… Да о чем с вами говорить? — в наши дни почти исчезло, но призывы прочитать Ницше временами все же возникают. Человек — читатель последнего времени — изменился, но сущность его — нет. И в тот период, и в наше время заметны модуляции сознания, благодаря которым образ человека можно растягивать от черта, до святого… И наш человек может жить с любым из этих образов. При этом быть счастливым. Главное, чтобы хватало на еду и кое-какие развлечения… И сегодня ему дано "ничто и нечто". Но что может ему дать Ницше? Когда в наличии — многообразие онтологических моделей, игнорирование которых ничуть не сказывается на вашем благополучии. И все, что окружает нас, совокупность "нечто": нечто похожее на государство, нечто похожее на идеологию, нечто похожее на ученость, человечность и т.д. И тем больше соблазна поставить между этими модусами бытия то, что четко очерчено, обозначено. А в Ницше — персонификация всего и всякого. И куда ни вставь его, везде он будет просто "супер", как в позитивном, так и негативном плане.

Но попробуйте посоветовать кому-нибудь "прочитать Ницше". И услышите вежливую отговорку на невозможность это сделать… То за неимением времени, то… И действительно, для чего? Чтобы, при случае, тот смог процитировать из Ницше? Где? В какой компании? Там, где принимают важные решения, в цене статистика, данные социологических опросов. Даже если они лживые. Запуская их в информационное пространство, из этого все же можно извлечь выгоду. А на что им афоризмы Ницше?

Ценность классического мыслителя, представляющего прошлое, понизилась в общественном сознании. Да и в профессиональном, элитарно-гуманитарном… С одной стороны, читать некогда, с другой стороны — спрос на классиков упал. Сегодня, как никогда, требуется быстрая реакция на ситуацию, мнение от себя, собственная мысль, а не разглядывание действительности в свете мировоззрения мыслителя прошлого. Нужна твоя мысль. Чтобы задающему вопрос, заказчику проекта было кого наказывать. А с классика какой спрос?

Читающий или перечитывающий текст Ницше вызовет сегодня скорее удивление, а не уважение. Это раньше чтение Ницше было признаком богемности, высоколобости, учености, эрудированности. Но сейчас! Эрудиция? О чем вы?.. Ну, некто знает Платона, Тита Ливия, Спинозу, Ницше. И что? Что дает эрудиция? Она ценилась раньше, когда доступ к информации был затруднен, а потому в прежние времена эрудит — мобильная точка доступа к информации. Эрудиция была не просто эталоном учености, но и своеобразным талоном на приобретение дополнительных благ. Эрудиция — знание многого — была оружием, повышающим шансы на победу. Эрудиция свидетельствовала о многом: это и образование высокого уровня, либо хорошая домашняя библиотека. Это был особый образ жизни, улучшающий, среди прочего, и вертикальную мобильность.

Сегодня эрудитом может быть любой, кто имеет выход в Интернет. Можно за один вечер нарезать любые контент-"салаты". В качестве ингредиента здесь может оказаться и Ницше со своей "злой мудростью" и "веселой наукой". И этот "салат" по силам любому пользователю компьютерного оборудования и Интернет-технологий. За один вечер можно найти, выделить нужное, скопировать, вставить — для чего угодно: для сдачи реферата или для подтверждения своего мнения, повода для знакомства. И попадание в цель. Потому как выбранный объект — Ницше — по природе своей афористичен, и пригоден на многие случаи жизни. Ницше сегодня можно и не читать. Не постигать его так, как это делалось раньше, когда взяв книгу, текст известного мыслителя, человек непроизвольно начинал вдумчиво читать… Сегодня, чаще всего, нечто иное… Эрудит, как тип, почти исчез. Появился человек как часть информационного целого, часть системы, глобальной или локальной сети. Раньше трепетали от процесса познания, "припадали к источнику истины". Теперь плавают в информационном море. И еще ни один не утонул! Все обрели в этой субстанции плавучесть… Повысилась живучесть любого, даже никчемного человека, в его конкурентной в борьбе за место под солнцем.

Человек присоединился к поисковой системе. В потреблении и переработке информации проходит время. А выхода из тупика все нет и нет! Диоген Синопский два тысячелетия назад искал с фонарем при дневном свете человека. Потому как вокруг, куда ни глянь, одна толпа. А человека, как личности, воплощения высокого идеала, идеи — нет! Школ философских много, ответов на вопросы еще больше, а решения нет! Нет ощущения счастья! Столетием назад Ницше искал человека… Но не того, что рядом и вокруг, а другого… Сверхчеловека. … Ницше убегал от того, что он уже замечал как повседневность: побеждают посредственности, убогие, субъекты с превращенными формами сознания. Вызывая жалость, они умело прячут свое жало. Они всегда со своим "богом". С таким, что он, прежде всего, на их стороне. И позволит им уничтожить иного, отличного от них… Героя.

И что же сегодня? Современный человек заводит в поисковике слово "человек"… И получает на свой запрос миллионы файлов, сайтов, порталов, форумов, чатов… И, устав от чтения, ознакомления с их миссиями, целями, задачами, темами и раздела библиотек, вскоре оказывается участником какой-нибудь сетевой игры-"стрелялки". Там он ощущает себя настоящим человеком! А переход на следующий уровень дарует иному и убеждение, что он — сверхчеловек. Другой, гонимый своей нуждой, заводит в поисковике слово "Ницше". Есть все. Вплоть до реферата о нем и его творчестве. Он получает информацию. И не знает, что делать со смыслами… Смыслы не дают спать спокойно. Не позволяют воспринимать действительность такой, какой она хочет представиться при помощи массы. А масса хочет спать спокойно. И опираться в суждениях на мнения. Потому как мнения чрезвычайно гибкая субстанция. И если "изогнуть", то можно выдать противное — за желанное, жизнь — за смерть,

У нас, чаще всего хочется сказать, не жизнь, а очередная ситуация. И эта ситуация требует осмысления. Можно привлечь в качестве "эксперта" классика, потому как ничто не ново под луной, и в далеком прошлом сталкивались с теми же проблемами, возникали ситуации подобного рода. С этого и стараются многие начинать — с приобщения к нашим проблемам классиков прошлого. Кому самому хочется нести ответственность? И вот слышен призыв: — Давайте перечитаем Канта… Конта… Кьеркегора… Призыв естественный. Потому как вся педагогическая практика и система образования все еще в массе своей строится на "перепрочтении". И все еще живет надежда на эрудитов. Все еще сильно убеждение, что эрудиты не дадут нам погибнуть, подскажут, что прочитать и нужную страницу укажут. Но все чаще эта система дает сбои…

— Зачем читать? — спрашивает студент… Потому как хочет читать только то, что "зачтется", поможет ему набрать баллы, повысит оценку. И ничто иное его не волнует. В свободное от занятий время он готов читать что угодно. Чаще всего — информационную взвесь, составленную из глянцевых журналов и раскрученной издателями прозы. И эта смесь крупиц знаний и больших доз домыслов позволяет ему прибывать в состоянии, похожем на нечто среднее между дремом и возбуждением. Он вроде как при деле… Все, что надо знать о жизни, чтобы быть приятным и понятным, он получает. А учебник или первоисточник — в пределах только указанных страниц, ни строчкой более. — Зачем мне это читать? — спрашивает себя и современный преподаватель… Потому как жить ему осталось мало. После получения степени кандидата наук для многих начинается обратный отсчет времени… Далее надо быть предельно осторожным… И он помнит об этом все время… И ко всему подходит избирательно. И вообще, всего не перечитать. А когда же жить?

***

"Зачем читать Ницше?" Можно поставить рядом с этим вопросом знак бесконечности… Какая польза нам от Ницше? Он что, поможет лучше понять прошедшие эпохи? Нам легче будет представить, проще помыслить? Но собрание любых документов прошлого даст больше пользы. Лучше, иной раз, поработать в архиве с историями болезней, или школьными журналами, и нам станут понятны образы, популярные в прошлом, их мысли и смыслы. Какая польза нам от Ницше? Он может чему-то научить? Дать совет, предложить, как нам жить в наше время? Обычно при такой постановке вопроса можно спокойно давать отрицательный ответ. Но в случае с Ницше все же стоит помедлить с ответом. А, помедлив, придется согласиться. Сказать, что, — отчасти — да.

Случилось как-то раз — к нам, на заре "перестройки" немец незаконно пересек государственную границу на легком самолете… Приземлился прямо на Красной площади. Вот шуму и разговоров было! А вот бы пройтись по Красной площади, да по Бульварному кольцу другому немцу — Ницше… Ну, хотя бы в образе Заратустры. Чтобы высказал он все, что думает о нас. А нам бы выслушать его внимательно. Много полезного могли бы мы извлечь из этого посещения.

Что можно взять от Ницше? Затею с переоценкой всех ценностей? А почему бы и нет? Нам не хватает действий "в стиле Ницше". А на жизни части сообщества отрицательно сказывается отсутствие образа сверх-человека. Так что неудивительно, что у нас за сверхчеловека порой сойдет человек с умственными способностями выше среднего. У нас вообще с человеком проблема! Посмотрите, кто бродит вокруг вас! Сопоставьте друг с другом десяток "героев" любого дня, взятого наугад… Не важно, в каком масштабе — страны, или отдельного индивида, в любой сфере жизни…Глядя на них чаще всего задаются вопросом: — Откуда эти существа? Почему они похожи на проходимцев.. А они рассуждают про Болонский процесс, стабилизационный фонд, здоровье человека и экологию духа.

Всмотревшись в ближайшее окружение, многие из наших просвещенных предков впадали в состояние ужаса. Кто хватался за шпагу, кто брался за перо. Возникали заговоры, писались памфлеты и манифесты. Что ни десятилетие девятнадцатого столетия, то сотни попыток разбудить соотечественников всеми возможными способами: от эпистолы до пистолета. Любым образом вывести их из состояния "спячки": когда глаза открыты, да разум слеп. Вот, к примеру, Чаадаев выступил… Не пощадил ни самую большую в мире пушку, что не отметилась в боях, ни самый большой колокол, что остался безголосым, проведя дни свои на земле, вызывая изумление зевак, а не призывая в Царство Небесное. А у нас к ним каждого иностранца, прибывшего в белокаменную, водят смотреть на них… И между этими образами, словно полярными полюсами (материального и духовного) — сотни фактов, сопоставлений, сравнений, от которых отечество погружается в сумерки, а то и во тьму кромешную. И где-то там, за дальней заставой, блещет светом Запад. И в этих образах — царь-пушки и царь-колокола — символы нашего инакодумия. Столкнувшись с которым, кому-то хочется смеяться, а кому-то — сплюнуть, да пойти прочь.

Сегодня иностранцам показывают те же достопримечательности. Но и здесь достигнут определенный прогресс. Теперь мы можем еще показать кое-что такое, от чего дух захватывает. Но только уже за двадцать миллионов долларов! Что? Землю из космоса! Двое туристов уже слетали, посмотрели. А в Москве до сих пор грязные улицы: осенью, зимой и весной. Зимой сугробы и наледи, в ста метрах от стен Кремля можно замочить ноги в химическом растворе, или идя по сплошному льду упасть. Тротуары словно специально делаются для сбора воды, грязи, как место парковки машин, катания на велосипедах… Для чего угодно, но в последнюю очередь для пешеходов. А в иных частях России их чаще всего вообще нет. И пешеход на тротуаре воспринимается уже как маргинал. Идя по тротуару наш человек проклинает все: и себя, и свою страну. Двадцать миллионов! Прогресс… За подкованную блоху столько не дают. Те два космических туриста земной шар многократно облетели. А про Россию все то же и можно сказать: "Умом Россию не понять, аршином общим не измерить". В иной стране тротуар создается для удобства человека, и косвенный эффект от этого изобретения — стабильность общества. У нас этот элемент цивилизации, создаваемый всегда как будто бы только исключительно для отчетности, согласно чужому "чертежу и плану", но своими руками, изо дня в день трансформирует сознание идущих по нему в потенциальных бунтовщиков. А сколько еще иных транспортных каналов и сооружений для жизни, дающих ощущение того, что ты в тупике, на обочине?

Другие часто понимают нас превратно, но и мы помыслить себя правильно не всегда можем. Потому как нет согласия относительно добра и зла, истины и заблуждения, красоты и безобразия. Чаадаев много места уделил в своих эпистолах русскому уму. Можно было и так понять, читая его письма: — Отчего же так много дураков в России?.. Изменилось ли что с тех пор? Да! Дороги стали чуть лучше. Их стало больше. Но дураков — не уменьшилось… И, что самое удивительное… Если иной человек иногда сам глупость и не высказывает, то слушая другого, говорящего вздор, непременно последует его советам! Смотрит он телевизор. Там — гадалка. Чаще всего — ориентального вида, "в теле", с Библией в руке, крестом на стене, с заклинаниями и свидетельствами, что она в третьем поколении белый маг. Может приворожить, вернуть любимого, повлиять на босса. И вот уже бегут к ней за помощью… И все еще верят в банки, предлагающие самые высокие в мире проценты, и в воскрешение из гроба.

Тот же, кто видит глупость, не имеет возможности выступить против нее. Конечно же, умный может написать текст, изобличающий глупость. Прочитают его такие же умные, как и он сам. А дурак останется со своими проблемами. Которые за него затем начинает решать власть… На деньги всех налогоплательщиков… Лечить его, давать ему жилье, взамен утерянного… А нужны упреждающие действия со стороны власти. Действия в направлении увеличения присутствия на подведомственной территории истины, красоты и добра. Но власть живет в ином измерении. Там нет света, лишь освещение; там нет истины, а лишь правдоподобие; там нет красоты, вместо него роскошь и великолепие; там нет добра, зато готовность пересмотреть разделы бюджета, внести поправки.

В нашем мире много жестокости. И чаще всего она направлена против невинных и беззащитных. Много жестокости, но часто не хватает жесткости. Правильно живущие не могут действовать жестко против извращенных форм сознания и превращенных форм поведения. Жестко — значит на основе рациональных схем. На уровне здравого смысла. А здравый смысл — прототип здорового разума. И в своей жестокости власть не всегда последовательна. В основе гадания — угадывание. Но нет ни знания сути, ни умения реально влиять на ситуацию. А потому по прошествии времени после сеанса, взять бы гадалку за руку, да глядя в ее глаза, сказать: — Не сбылось, не сбылось! Обманула! Деньги за это получила. Но мы не будем сажать тебя в тюрьму за мошенничество. Мы подвесим тебя за ногу на несколько часов… На Лобном месте! С оповещением во всех средствах информации… Скажете — жестко. Отдает средневековьем, дикостью, варварством, архаизмом и атавизмом? Зато как эффективно! И сделать это не в состоянии аффекта. А хладнокровно, на основе анализа ситуации. В разум ввести. И жертву обмана, и ее инициатора. После чего другие призадумались бы. И те, кто платит деньги за чудеса. Следующий раз за ногу можно подвесить и чрезмерно доверчивого! Но нет… Государство здесь проявляет гуманизм. Зато по-иному она борется с сильными. Ломает их. Вот и входивший в список богатейших людей планеты, сидит за колючей проволокой. Власть ломает их, направляет на путь истинный… Но только тех, кто соперничает с ней. Соперничает не за истину, не за красоту и добро, а за власть.

Власть не союзник в борьбе за истину, добро и красоту. Но что делать, если вокруг — зло, безумие, глупость, дурость? В школе, в торговле, в медицине, на улице? К кому взывать? К гражданскому обществу? А за что мы деньги платим государству? Гибель от ДТП сопоставима с военными потерями! При всем том, что здесь и совершенно невинные люди страдают. Государство теряет привлекательность не только потому, что оно вне истины, добра и красоты, но и потому, что бессильно перед массами, низами, простым народом, для которого убить за бутылку — "проще простого"… Бессильно перед убогими и мошенниками. Оно не может навести порядок в своих пределах. И слишком часто в нем самом заметны авантюристы и пройдохи.

***

И что делать с Ницше, имея такую действительность? Читать и перечитывать, мечтая о личности? У нас ведь все еще нет единой и приемлемой идеи личности. Эта "личность" иногда мелькает на уровне документов высокого уровня. Для нее, например, писалась Конституция, Всеобщая декларация прав человека обращается все к той же "личности". Но эта "личность" всякий раз радикально отлична от той, что мы встречаем на улице, на работе, в местах массового скопления и развлечения. В повседневности есть лишь набор гипотез "про личность", "субъекта" и "человека" для различных случаев. А потому и "сверхчеловек", придуманный сегодня, завтра перестает быть таковым. Не сам по себе. А в нашем понимании. Потому как изменилось наше настроение. А еще и потому, что ничего непонятно не только с признаками личности, но и с моралью!

В этой ситуации антропологического кризиса на помощь спешат сакральные институты. Но вместо одних цепей и оков ищущий свет может получить другие. Мораль религиозная уже была испробована, и не одно столетие. Но успеха она не принесла, российскую империю она не спасла. И церковные круги сами много сделали для того, чтобы интеллигенция захотела в формуле "Православие, самодержавие, народность" внести изменения, начиная с первого члена. Потому как именно этот элемент идеологической троицы мешал модернизации России. Когда все пропитано запахом ладана, это патриархальность. В этом устроении повседневного быта и государственной службы есть своя правда, благолепие. Но не все в такой жизни будет истинным.

Сегодня религиозную мораль снова внедряют в массовое сознание. На нее возлагаются надежды на спасение. Прежде всего, со стороны "верхов". А "низы" снова уповают на "верхи". И вот уже портреты — как иконы, иконы как портреты. Они повсюду, как когда-то изображения членов политбюро. Но все ли граждане примут религиозно окрашенную мораль? Как всегда, ее начнут насильно навязывать, потому как объявлена компания. А у нас что ни компания, то травля — тех, кто не попадает под формулу настоящего человека. Естественно, возникнет протест со стороны ущемленных. Такое сотни и тысячи раз в истории бывало. А тут еще и подходящие тексты найдутся. И Ницше будет восприниматься протестующими не просто как их современник по духу, но и как источник истинного света в этих сумерках, причиной которых — поощряемая государством десекуляризация общества.

***

Затевая дискуссию о Ницше, мы должны определиться: а что если его имморализм станет нравственным императивом? А что если семиотический джин, вылетев из синтаксического сосуда, начнет самостоятельную жизнь? И по России пройдет девятым валом ницшеанство, неважно какое — аутентичное, "нео", или "пост"? И мы получим не просто читателей, а почитателей. И таких, кто станет действовать так, чтобы соответствовать проекту сверхчеловека, которому все позволено. А ведь последнее — прерогатива государства! Ницшеанство может стать не просто совокупностью обращений к тексту Ницше и разговоров. Оно может стать умонастроением. И таким, что наступит очередная "перестройка". Это тем более вероятно, что во многих умонастроениях еще сохранилось желание, в случае чего, как наиболее эффективный инструмент, использовать революцию. И народ настолько раздражен, недоволен жизнью, что общество может получить не какую то там планомерную реструктуризацию социальной сферы, а живодерню, которая продлится и один день, а может растянуться и на несколько лет. Хоть и летают наши спутники в глубинах космоса, но еще не исчезли у населения из набора бытовых предметов топоры… И могут начать с чего угодно, хоть с "Рублевского комплекса" — места компактного проживания тех, кто за все в ответе, что случилось за последнее десятилетие. Как минимум, за свет и за газ, за металлы, лес, морепродукты… Это десятилетие лишь для десяти процентов населения "золотой век", а для многих он — "железный". И о какой жалости можно будет говорить? Будет стоять рев, где сольются в одно — и вопли "Мочи!", и "А ты читал вот этот раздел у Ницше?"

И снова вспыхнет бунт бессмысленный и беспощадный. Хотя большинство, что прижмут к стенке, иному и не жалко… Но все же мало порадуют многие из тех, кто придет устанавливать новый порядок. Строительный мусор или куча навоза перед вами — одинаково малоприятно. А в результате очередной перестройки мы может снова получить именно это… И не просто как образ, а как реальность. Общественное настроение… Вот-вот искра где вылетит, и тут же все вспыхнет. Не будет ли такой искрой искреннее вовлечение в процесс чтения и перепрочтения текстов Ницше? И вот уже зреет соблазн: — А почему бы и не попробовать? Маркса еще раз прочтем, непременно. А вот почему бы Ницше не попробовать использовать в деле? Раньше разжигали костер революции из экономических трудов Маркса, а теперь… Чего бы не попробовать сделать это при помощи текстов Ницше? Россиянин, исторически, много чего брал от немца… И систему высшего образования, и философию, и государственную идеологию. Но если у Маркса — система, в основе который — поставленный с ног на голову Гегель, то что у Ницше? Продукт чистого творчества, не исключающий моменты безумия. А чего бы и нет? У нас тяга к безумию, массы все еще испытывают влечение к нему — несмотря на солнечность или облачность дней — достаточно посмотреть статистику ДТП и отчеты прочих служб, ответственных за наиболее важные отрасли народного хозяйства. Там что ни ЧП, то человеческий фактор, и чаще все в форме: "зачем сделал так — сам не знаю почему?" Если учение Маркса сталкивало добро со злом, человека с человеком по вертикали, то увлеченные мыслью Ницше будут сталкиваться со своими противниками по горизонтали. Различные слои нашего общества могут вести свои войны, со своими версиями ницшеанства.

Маркс, ценитель афоризмов, сказал как-то, что "революция — локомотив истории". И Ленин любил это сравнение. Это сравнение, может быть, многими и забылось, но желание революционных изменений не иссякло. Оно может быть не так явно выражено, но время от времени пробуждается в сознании ясно и отчетливо, выражается в образах. Несколько удачных образов, и вот уже человек заряжен на борьбу. Потому как он давно раздражен, обижен, унижен. А тут его эмоция оформлена в концептуальное противостояние добра и зла. И запомнить формулу легко, потому как она дана в афоризме. Афоризм — "локомотив повествования". А также эссе, да и любого вида словесности. Иногда хочется отцепить всякие там "вагоны", и на одном локомотиве достичь нужной точки. Чтение текстов Ницце — передвижение на таком "локомотиве". Текст Ницше — несколько иной способ передвижения смысла, более скоростной, чем могли предложить для читательских масс академические философы. Тех читать — все равно что на паровозе по транссибирской магистрали ехать. А тут дух захватывает от скорости перемещения. И часа не прошло, а ты на той станции, на которой хотел. Ницше с любого места можно начать читать, и в любом месте закончить. Желательно не менее пяти минут. И после этого — на что-нибудь, да осенит!

***

Ницше — не загадка даже для среднего читателя. Он, в каком-то смысле, подручное средство, его афоризм как "ключ зажигания". Было бы горючее в баке. И они — читатели — как-нибудь поедут. А куда и зачем — могут никому и не сказать. Не то просто пиво пить, не то окна на Рублевке бить! А тут — призыв обсудить Ницше! Вроде как из добрых побуждений: с одной стороны, занимает судьба России; с другой стороны, есть Ницше — классик! Что такое Ницше как явление? Кто такой Ницше как личность? Ницше — частный случай искусства и философии? Или способ честно мыслить? И мыслить часто, а не только тогда, когда жизнь заставила: заболел, отношения не сложилась, или оштрафовали… Ницше — удобное оружие для тех, кто раздражен очередной экспансией церкви во все сферы жизни, кто недоволен установившимся социальным порядком, системой экономики. Потому как они вторгаются в его повседневность, разрушая не только настоящее, но и будущее. У всех свое основание для недовольства, и права для протеста. Любой человек имеет право на существование по своей модели бытия, лишь бы она не ограничивала права других членов сообщества. Атеист имеет право на существование наряду с верующим. Однако сегодня его еще на суд не вызывают, но уже дают понять, что теперь такое мировоззрение — предосудительно. Спутники спутниками, искусственный интеллект также вещь нужная, но в Бога верить надо!

Есть много категорий общества, которые имеют моральное право на протест. И право это они могут интеллектуально обосновать. Но ведь есть еще толпы девинатов! Они, как правило, аморальны. Там минимум морали и мизерная доза интеллекта, временами все просто на уровне инфузории. Но если инфузории-туфельки играют важную роль в биологической очистке сточных вод, то эти что будут очищать? — Россию, — отвечают они. Недавно во Франции парочка девиантов, прячась от полиции, залезла в трансформаторную будку, где и обуглились. В ту же ночь за них заступилась толпа. Таких же маргиналов. Но занялись они не самосожжением, в знак солидарности со своими, а обугливанием автомобилей добропорядочных и разумных граждан, со школьной скамьи знающих, что высокое электрическое напряжение — опасно для жизни. Начался бунт… Бессмысленный и беспощадный, и толпа была составлена из тех, кто не знает и не хочет знать ни природу электричества на уровне школьной программы, ни точно произнести по-французски слово "ток".

И у нас таких много. Время от времени то маразм масс, то кретинизм элит прорывается наружу. Но у нас пока беспорядки могут быть спровоцированы только очень высокими идеями. Например, выносить или не выносить тело Ленина из Мавзолея? Если посмотреть на действительность ницшеанским взглядом, то она воспринимается как антропологический кризис. И на вопрос "Что делать?", иной почитатель Ницше в простоте душевной может ответить: — Надо сократить поголовье идиотов, затем взяться за власть! Вот она, настоящая задача, достойная сверхчеловека! В России слишком много идиотов. И они мешают жить. Много их, слишком много! Но с нами Ницше!

А что если они решат, что Ницше — с ними? Те, которые девианты?

***

Суждения самого Ницше легко разложить на "эсэмэски". Учение же Канта или Гегеля не передается ими, а вот с Ницше такое возможно. Особенно, если ты застрял в пробке, или стиснут в вагоне метро, живешь в коммуналке. Тогда ты идеальный приемник его мыслей, а затем и проводник его идеологии. Афоризмы Ницше — как маковые зернышки. С древнейших времен люди знали и о галлюциногенных, и снотворных свойствах некоторых видов мака. Семена этих видов мака добавляли в так называемое "вино милосердия", которое давали выпить приговоренным к казни для облегчения их страданий. Возможно, что скифы пили маковый отвар, бросали высохшие маковые стебли во время празднеств в костры, вдыхали одуряющий дым. Русские крестьянки давали маковый отвар больным и беспокойным детям для того, чтобы они лучше спали. Да и здоровым малышам давали, чтобы те не мешали матерям в наиболее горячую пору — уборки урожая. Так что одурманивающий эффект проявлялся и в успокоении, и в возбуждении… Афоризмы Ницше и успокаивают, и возбуждают. Все зависит от сознания, их воспринимающего. Чтение Ницше для масс отчасти полезно. Чтобы матом не ругались. А обменивались друг с другом афоризмами. И выяснение отношений будет выглядеть то, как злая мудрость, так как веселая наука.

Чтение Ницше сегодня как никогда предназначено и для масс. И тем, кому лень много читать, но кто хочет получить порцию информации и хороший эмоциональный заряд. Афоризмы Ницше — это словно собрание пословиц и поговорок, припевок и частушек. Только если пословицы и поговорки, припевки и частушки — элемент народного, низового творчества, то афоризмы Ницше — пословицы и поговорки, припевки и частушки, порожденные когда-то носителем высокой культуры. Но они теперь понятнее и доступнее для масс: для ребят в спортивных костюмах; девочек с панели; милиционера на дежурстве; чиновника в командировке; футбольного фаната; гастарбайтера, оставившего свою родину ради заработков, владеющего языком Пушкина и Достоевского, но униженного и оскорбленного. Текст Ницше сегодня может быть востребован теми, кто на самом дне общества. Слово маргинального Ницше дойдет и будет понято на самых краях существования, на периферии бытия.

***

В какой-то степени Ницше сегодня "вышел в тираж". В части читательской аудитории он получил отставку, потерял прежнее служебное значение; перестал пользоваться вниманием, уважением, стал устарелым. Его словесность уже не нектар, а всего лишь "кубик" для приготовления "бульона". Но остались еще и среди интеллигенции и интеллектуалов его почитатели. Зачем им Ницше? На "черный день". У каждого из них он все еще впереди. Почему? Да потому что много источников света. И на каждого тень может упасть с любой стороны. И нужна будет "подсветка". На время, пока ищется выход из ситуации, из состояния тьмы или сумерек. Прочитал нужный, под ситуацию, афоризм, и пришло ощущение: — Я понял, кто виноват… Ницше вне истины. Писал вне канонов академической философии, он и не представитель науки. Но он обладал даром давать своему читателю ощущение приобщения к истине. Даже если истина эта призрачна. Зато ощущение реально, и переживания приятны: потому как в них проступала истина в виде ясности сознания. И такое приобщение, что у иного захватывало дух. Ницшеанство — это искусство достигать — вызывать — измененные состояния сознания. Многие все еще нуждаются в стимуляторах. Таких, которые создают совокупность симулякров: там творятся миры, и в них живет настоящий человек, героическая личность.

Зачем нам Ницше? А затем еще, что он может научить искусству быть одному. И это пребывание в гордом одиночестве к тому же может еще доставлять удовольствие от созерцания спектакля, режиссером которого является никто иной, как ты сам. Совсем вне общества быть нельзя. Необходимо соучаствовать в его жизни. Но что мешает симулировать это участие? Что мешает предлагать различные проекты совместного проживания, быть социальным реформатором? Можно предложить такие формы сожительства, в которых члены сообщества сталкивались исключительно с себе подобными, а не с героическими личностями. Можно ведь все устроить так, чтобы сталкивать идиотов — с идиотами, чиновников — с чиновниками. А самому гордо стоять в стороне. С себе подобными. Это своеобразное маленькое сословие, этакое гражданское общество на ницшеанский манер: составленное исключительно из сверх-человеков.

Диоген Синопский искал с фонарем человека; Ницше искал сверхчеловека. Наш современник заводит в поисковике слово "Ницше". Есть все. Вплоть до реферата о нем и его творчестве. Можно взять идеологию Ницше, манеру взгляда на вещи и явления, и использовать ее как путеводный фонарь в этой жизни. И искать с его помощью "тварь". И найдя ее, создать для нее ситуацию "между молотом и наковальней". Вести себя с другими не жестоко, а жестко. Так, чтобы "тварь" и ей подобные трансформировались со временем в человека. Вот она работа для современного сверхчеловека! Искать "тварей", точнее, если мыслить категориями антропологического кризиса, "людишек", и доводить их до уровня человека. Вот так вот должен выглядеть гуманизм, с ницшеанским лицом.

К существующей стратификации общества, составленной по возрастным, образовательным, экономическим параметрам, необходимо добавить и такую, в основе которой: ментальность. Чаадаев попытался это сделать. И получил "по голове", будучи объявленным сумасшедшим. И правильно! Потому как все умные у него оказались живущими на Западе, а дураки — в России. Так что, поделом ему… Назвал всех соотечественников дураками, сам ходи в сумасшедших! Но что неправильно, так это то, что у нас все еще человеку бывает "горе от ума". Это все еще правило общежития. Да и не только человеку плохо от положительных качеств. Народному хозяйству нашему, например, бывает плохо от изобилия природных ресурсов. Экономике плохо оттого, что много нефти. Избыток нефти и газа подрывал сначала экономи

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter