Наркоагрессия. Афганистан и его соседи

Проблема глобального распространения наркомании является знаковой для конца XX — начала XXI века. При этом процветающие страны Запада выступают в качестве основного потребителя наркотиков, а депрессивные регионы третьего мира — как их поставщики. Здесь достаточно вспомнить такие одиозные словосочетания как «Золотой треугольник» (Лаос, Камбоджа, Таиланд), «Золотой полумесяц» (Афганистан, Пакистан, Иран) или «Андская группа» (Перу, Боливия, Венесуэла, Колумбия). Разумеется, наркотики активно потребляются и, так сказать, «по месту изготовления…»

В настоящее время проблема наркомании, а также производства и сбыта наркотиков превратилась в одну из центральных угроз и для безопасности постсоветского пространства. Она представляет собой один из ключевых аспектов политики в Центральной Азии, где ситуация с наркотрафиком не только не улучшается, но — в последние годы — и существенно ухудшается.

Причины этого очевидны, поскольку основным поставщиком наркотиков в этот регион является Афганистан. Как известно, после падения режима талибов, несмотря на все усилия мирового сообщества, производство наркотиков в этой стране только увеличилось. Трудно, естественно, заставить население страны, которое многие годы занималось исключительно выращиванием опиумного мака, разводить сельскохозяйственные культуры.

Хотя режим талибов свергнут уже несколько лет назад, согласно Экспертному докладу Центра ООН по борьбе с наркотиками и преступностью, опубликованному в его Венской штаб-квартире в ноябре 2004 г., культивирование мака в Афганистане выросло на 64% по сравнению с 2003 годом и достигло беспрецедентного уровня. Только за 2004 г. плантации мака увеличились до 131 тыс. га по сравнению с 80 тыс. в предыдущем году. По подсчетам специалистов ООН, было собрано 4200 тонн опия. Из этого сырья можно было бы получить 420 тонн героина. Получается, что Афганистан в 2004 г. поставил на мировой черный рынок 87% наркотического сырья. В настоящее время в стране посевы опиумного мака существуют во всех 34 провинциях, хотя раньше мак выращивался только в отдельных регионах. В настоящее время в Афганистане мак представляет собой самую доходную сельскохозяйственную культуру, и, соответственно, нет оснований для прогнозов о снижении его экономического значения в обозримом будущем (см. www.newsru.com от 18.11.2004)

По мнению одного из ведущих международных экспертов, исполнительного директора Центра ООН по борьбе с наркотиками и преступностью Антонио Мариа Коста, к началу 2005 г. в Афганистане были самые крупные плантации опия в мире и самая высокая концентрация по производству наркотиков за всю историю страны. Причины этого также понятны: политическая нестабильность, экономическая разруха, в целом отсталая инфраструктура. В таких условиях в принципе сложно производить трудозатратную сельскохозяйственную продукцию, а вот опиум — довольно легко, также очень просто его хранить и перевозить.

Страны, соседние с Афганистаном, с тревогой ждут урожая каждой очередной осени. При этом от года к году он только растет. Кроме того, настораживает тот факт, что посевные площади мака все больше смещаются к приграничным с Таджикистаном Северо-Восточным провинциям.

Новое афганское руководство с самого начало было обеспокоено этими проблемами. Сразу после создания временной администрации был принят ряд соответствующих мер: вышел указ о запрете выращивать опиумный мак, было образовано национальное Агентство по борьбе с наркотиками, затем была объявлена кампания по ликвидации опиумных плантаций. В начале 2005 г. был одобрен план по системной борьбе с наркобизнесом. Он предусматривал создание институтов альтернативного ведения хозяйства, особых силовых структур по борьбе с наркотиками, специальных судебных органов, лечение наркоманов и региональное сотрудничество. Планировалось, что к 2008 г. в стране производство наркотиков уменьшится на 75% …

Однако опыт показал, что эти меры оказались неэффективными. Например, попытки уничтожения плантаций вызвали вооруженные столкновения с крестьянами. Что же касается урожая афганского мака этого года, то он в очередной раз стал рекордным.

Разумеется, мировое сообщество не стоит в стороне от борьбы с афганской наркоугрозой. Собственно, героин из этой страны проникает не только в Западную Европу, но и в сами США. Например, если в 1999 г. только 6% потребляемого американцами героина имели афганское происхождение, то в 2003 г. — уже 15%. В связи с этим США активно подключились к попыткам мирового сообщества остановить поток афганских наркотиков. Это выразилось в увеличении финансовой помощи: если в 2004 г. США выделили Афганистану на борьбу с наркотиками 127 млн. долларов, то в 2005 г. — уже 780 млн.

Как бы то ни было, несмотря на все вышеперечисленные меры, сложная и, более того, усложняющаяся, ситуация в Афганистане способствует дальнейшему активному производству и экспорту наркотиков из этой страны в огромных масштабах.

В этой связи необходимы дальнейшие широкомасштабные меры мирового сообщества по стабилизации ситуации в Афганистане, активному вовлечению в борьбу с производством наркотиков миротворческих сил НАТО, в том числе с проведением войсковых операций по уничтожению нарколабораторий и посевов опийного мака и марихуаны.

Что касается соседей Афганистана, то здесь складывается следующая ситуация.

В Таджикистане — постсоветском государстве, наиболее плотно связанном с Афганистаном, — высокий уровень коррупции правоохранительных органов и фактическое сращивание органов местной власти и управления с наркоструктурами привели к тому, что на сегодняшний день он превратился в крупнейшую перевалочную базу по организации и переброске крупных партий наркотиков в страны СНГ и далее в Европу.

С момента вывода российских пограничников из Таджикистана резко сократились объемы наркотиков, изымаемых на таджикско-афганской границе. С учетом малочисленности, недостаточной технической оснащенности и профессиональной подготовки, а также высокого уровня коррупции в таджикских пограничных войсках увеличились объемы поступления в страны СНГ афганского опия и героина через Таджикистан.

В этой связи необходимы, прежде всего, кардинально новые подходы к противодействию наркобизнесу в этой стране, основанные на политической воле высшего руководства, а также принятие мер по усилению антинаркотического заслона на южных рубежах СНГ.

Например, одной из таких мер было открытие в Душанбе представительства российского ведомства по борьбе с наркотиками, которое призвано усилить координацию совместных действий Госнаркоконтроля (ФСКН) России и Агентства по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан, а также использовать ресурсы обеих стран в этой сфере. В свою очередь, представительства таджикского Агентства по контролю за наркотиками предполагается открыть в нескольких городах России.

В последние годы стала активизировать свою деятельность, направленную на противодействие наркобизнесу, Киргизия. В частности, представители Комиссии по контролю за оборотом наркотиков при Президенте страны встречались с руководством соответствующих служб Ирана, сотрудниками правоохранительных органов, внешнеполитического, таможенного и других ведомств, посещали специализированный кинологический центр и центр реабилитации для наркоманов. Совместно с иранскими коллегами определялись сферы для наиболее результативного приложения сил.

Правительство и Президент Киргизии демонстрируют понимание того, что успешно противостоять афганскому наркотрафику можно только коллективными усилиями. «Возможность использования территории Афганистана экстремистскими силами и наркотрафик из Афганистана являются одними из основных причин, влияющих на стабильность в Ферганской долине», — сказал тогда ещё и.о. Президента Киргизской Республики Курманбек Бакиев на встрече глав государств-членов совета Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) 23 июня 2005 г. в Москве. Также К. Бакиев отметил, что именно активизация наркобизнеса в Афганистане препятствует процессу урегулирования ситуации в этой стране. По словам Бакиева, именно наркобизнес дает финансовую подпитку антиправительственным силам, нанося огромный ущерб оздоровлению экономики в целом.

Что касается Узбекистана, то его руководство, особенно после событий в Андижане, уделяет огромное внимание пресечению наркопотока через свою территорию, на которой подпольно действуют филиалы ряда международных террористических организаций.

В связи с этим Узбекистан, объявив в качестве одной из приоритетных задач борьбу с международным терроризмом и экстремизмом, выделяет значительные суммы для подготовки специалистов и технического оснащения таможенных и пограничных пунктов. Для реализации этой задачи специалисты отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД республики работают в тесном сотрудничестве со специалистами аналогичных ведомств соседних Центрально-азиатских стран, России и международных организаций.

В Казахстане Президент и Правительство в течение последних нескольких лет предприняли ряд последовательных шагов в направлении организации эффективной борьбы с наркотиками. В этом смысле, помимо принятия в 1998 г. Закона о наркотиках и Списка наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежащих контролю в Республике Казахстан, следует отметить утверждение Указом Главы государства от 16 мая 2000 г. Стратегии борьбы с наркоманией и наркобизнесом на 2001–2005 гг. В этом документе концептуального характера нашла конкретное воплощение государственная политика страны в сфере установления эффективного государственного контроля за оборотом наркотиков, противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими.

В интересах объединения усилий всех государственных органов в реализации антинаркотической политики в Казахстане в соответствии с решением национального Совета Безопасности был создан специальный орган. Сегодня это — Комитет по борьбе с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков Министерства внутренних дел, на который возложено решение широкого круга задач в указанной сфере. Это — орган, формирующий национальную политику в области наркотиков.

29 ноября 2005 г. Указом Президента утверждена государственная Стратегия борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2006–2014 гг.

В рамках борьбы с наркотиками Казахстан активно сотрудничает с другими заинтересованными государствами. Например, такое взаимодействие идет с США. Так ещё в 2004 г. отдел по борьбе с наркобизнесом и правоохранительной деятельности Посольства США передал Министерству внутренних дел Республики Казахстан специализированное оборудование, которое должно использоваться при досмотре машин на предмет наличия наркотических средств.

Летом 2007 г. в Астане было подписано соглашение между ФСКН России и Министерством внутренних дел Казахстана о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств.

Наконец, говоря о Туркмении, следует отметить следующее: в связи с многолетней замкнутостью внешней политики этого государства, организовать сотрудничество по линии противодействия наркотрафику с правоохранительными органами этой страны до сих пор практически не удалось. Вместе с тем, по имеющимся данным «туркменское направление» весьма активно используется международными наркоструктурами для поставок крупных партий опия и героина из Афганистана в страны СНГ и Европу. Собственно, в настоящее время фактически не ясна реальная ситуация с незаконным оборотом наркотиков в Туркменистане, объемы транзита опиатов через его территорию. В этой связи требуется скорейшая организация конструктивного диалога с новым руководством Туркменистана и других стран Центральной Азии, России и Европы по вопросам конструктивного противодействия наркомании и наркобизнесу.

Вообще, очевидно, что только совместными усилиями Россия, Европа, США, страны Центральной Азии, Китай и другие заинтересованные государства смогут эффективно противостоять наркоагрессии со стороны Афганистана.

В связи с этим, например, встаёт вопрос об использовании для борьбы с наркотрафиком механизмов сотрудничества в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Тем более, что ныне ШОС объединяет, в том или ином качестве, все сопредельные с Афганистаном государства, которые крайне заинтересованы в долгосрочной стабилизации обстановки в этой стране.

Надо отметить, что работа на этом направлении в рамках ШОС уже ведется. Еще в 2002 г. ШОС признала полезным создание антинаркотической системы безопасности по периметру границ Афганистана. В 2004 г. было подписано соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Однако складывается впечатление, что по активности мер ШОС проигрывает другим структурам международного сообщества, в частности — НАТО.

Поэтому крайне актуально расширить и интенсифицировать взаимодействие стран ШОС на этом направлении. Ведь они, собственно, первыми принимают на себя удар афганской наркоагрессии. Соответственно, более других они заинтересованы и в подлинном урегулировании ситуации внутри и вокруг Афганистане, в умиротворении и восстановлении этой страны, поскольку, как показывает опыт, чисто пассивная оборона против наркоэкспансии бесполезна.

В сложившихся условиях, когда американское присутствие в Афганистане не в состоянии качественно улучшить ситуацию в этой стране, именно ШОС, как региональная межгосударственная организация, обладает естественным моральным правом заявить о своей ответственности за мирное урегулирование в Афганистане и должна действовать в соответствии с этим правом. В конечном счете, только так и можно переломить волну наркоагрессии.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter