Расколотая автономия

Обстановка в Палестинской автономии все более обостряется. Точнее теперь речь следует вести уже не о Палестинской автономии, как целостном образовании, а о двух ее изолированных частях, каждая из которых имеет собственные власти и даже не связаны линиями общей границы.

Оказавшийся под полным контролем радикальной группировки ХАМАС, сектор Газа, согласно многим оценкам, переживает один из самых сложных и трагических периодов своей истории. Все КПП с Израилем до сих пор закрыты, что влечет не только полную изоляцию от внешнего мира, но, прежде всего, блокаду. В Газу не поступает продовольствие, медикаменты, другие предметы первой необходимости. Правда ряд представителей действующих на Ближнем Востоке иностранных гуманитарных организаций все более активно утверждают, что такая ситуация исправится уже в ближайшее же время. То есть гуманитарные грузы в Газу пойдут. Никуда, дескать, Израиль не денется, КПП для прохождения грузов придется открыть. Ведь израильтянам тоже не нужна ситуация, когда их обвинят в гуманитарной катастрофе в Газе. В секторе проживает около полутора миллионов человек.

Что касается Западного берегу реки Иордан, то ситуация там хотя и выглядит намного спокойнее, но все же также далека от нормальной. Прежде всего, на Западном берегу вот уже несколько недель идут аресты проживающих там активистов ХАМАС. Оказавшиеся уже в жесткой конфронтации с этой группировкой, активисты движения ФАТХ пытаются, что называется «истребить заразу» в Наблусе, Калькилии, Дженине, Тулькареме и других городах Западного берега. Дабы, как указывается, произошедший в Газе «переворот» ни в коем случае не затронул и эти города, а вслед за ними и весь Западный берег.

Некоторое время назад руководитель Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас, он же и глава ФАТХ, объявил о роспуске действовавшего до тех пор в обеих частях автономии «правительства национального единства» и назначил собственных министров. В Газе это решение, естественно, вызвало бурю протеста. Отказывающийся уйти с поста премьер-министра один из лидеров ХАМАС Исмаил Ханийя громогласно заявил о «незаконных действиях» Аббаса, напомнив, что свои посты в правительстве министры от ХАМАС получили в результате победы на парламентских выборах.

Однако на Западном берегу, в Рамалле, уже работает другое правительство. Его возглавил известный палестинский политик и бизнесмен Салам Файяд. Эта фигура положительно оценивается большинством международных миротворцев. В отличие от любых представителей ХАМАС, с которыми западные политики и дипломаты в основном просто отказываются иметь дело. Равно как и израильтяне.

Однако в Газе Файяд четко популярностью не пользуется. В связи с его назначением в секторе прошли очередные демонстрации с требованием к Махмуду Аббасу соблюдать законодательство и не назначать на высокие посты «самозванцев». Надо отметить, что демонстрации и митинги в Газе вот уже несколько недель практически не прекращаются, а эти мероприятия просто перетекают из одного в другое.

В адрес Файяда сыплются угрозы. Дело даже дошло до того, что палестинские силы безопасности на Западном берегу приняли решение усилить его охрану. По мнению арабоязычного издания «Эль-Кудс аль-Араби», уровень безопасности Файяда поднят «до беспрецедентного уровня». При этом в Рамалле ссылаются на то, что данное решение принято в связи с угрозами со стороны боевого крыла ХАМАС «Бригад Изз ад-Дин аль-Кассам». Это организация, действительно, шутить не любит и «слово держит».

Между тем о своей готовностью иметь дело с Саламом Файядом заявили уже большинство иностранных посредников. Заявили об этом и израильтяне. В последние недели различные представители израильских властей, и, прежде всего, премьер-министр Эхуд Ольмерт, постоянно подчеркивают свое стремление иметь дело именно с Рамаллой, то есть с политическими структурами, которые стоят за Махмудом Аббасом, в том числе и новым правительством. Позиции руководителя Палестинской национальной администрации, с которым еще совсем недавно израильтяне не очень-то охотно шли на диалог, ссылаясь на бесперспективность, явно изменились. Теперь Махмуд Аббас — самый желанный переговорщик для израильтян.

И поэтому израильтяне его поддерживают, как могут. Свежий тому пример — решение израильского кабинета министров о переводе администрации Махмуда Аббаса 500 млн. долларов. Первый транш в 120 млн. в начале этой недели уже ушел в Рамаллу. До этого вся сумма, которая была получена израильтянами за несколько месяцев в виде налогов с палестинцев, работающих на территории еврейского государства, и таможенных сборов с товаров, поступающих в автономию, оставалась заморожена. И израильтяне все время подчеркивали невозможность передачи ее палестинцам, поскольку деньги эти, дескать, могут попасть «в руки, обагренные еврейской кровью».

Сейчас ситуация изменилась. Столкнувшись с реальной перспективой прихода ХАМАС к власти во всей Палестинской автономии, израильтяне предпочли иметь дело с более умеренной силой. Все-таки именно ФАТХ Ясира Арафата, у которого Махмуд Аббас был правой рукой, стоял у истоков Норвежского мирного процесса.

В настоящее время, кажется израильско-палестинские переговоры, находящиеся в тупике семь лет, после провала в 2000 году встречи Ясира Арафата и Эхуда Барака в Кэмп-Дэвиде, имеют очень серьезный шанс к возобновлению. На этот раз в рамках встреч Эхуд Ольмерт — Махмуд Аббас. Такие встречи по сути дела уже начались. Несколько дней назад в известном египетском курортном городке Шарм аш-Шейх, после долгого перерыва, прошел израильско-палестинский саммит. Главные герои — Ольмерт и Аббас. На встрече также присутствовали премьер-министр Египта Хосни Мубарак и король Иордании Абдалла Второй. То есть свою поддержку противостоящему ХАМАС движению ФАТХ и его лидеру Махмуду Аббасу, помимо израильтян, продемонстрировали также и представители арабского мира в лице египетского и иорданского руководителей.

В свою очередь Аббас выразил надежду, что нынешняя встреча станет новой отправной точкой возобновления и интенсификации переговоров о предоставлении независимости Палестине, с оговоркой, что при этом подразумевается и мирное сосуществования палестинцев с израильтянами. Как известно, лидеры ХАМАС до сих подчеркивают, что придерживаются позиции полного непризнания Израиля и права еврейского государства на существование.

Именно в Шарм аш-Шейхе и было принято окончательное решение о переводе Израилем финансовых средств в автономию. При этом явно подразумевалось, что основная часть перечислений пойдет на Западный берег реки Иордан, где власть сосредоточена в руках ФАТХ и Махмуда Аббаса.

Однако, согласно последним сообщения, частично деньги все-таки будут переведены и в сектор Газа. Израильтяне скорее всего идут на такое решение неохотно, стремясь «удушить» ХАМАС даже при помощи самых крайних мер. Но все же существует давление со стороны различных представителей мирового сообщества, уверенного, во-первых, в том, что крайне опасно допускать еще большего обострения ситуации в Газе, а, во-вторых, что ХАМАС, при всей своей «экзотичности», все же представляет реальную силу на «палестинской улице», с которой лучше было бы считаться.

Сразу после встречи в Шарм аш-Шейхе в Иерусалиме прошло совещание «ближневосточной четверки». На нем представители Евросоюза, ООН, России и США обсудили итоги израильско-палестинского саммита и одобрили принятые им решения как важные для возобновления переговоров об израильско-палестинском урегулировании.

Пока же все большее распространение получает идея о размещении в секторе Газа подразделений международных миротворцев. Кто конкретно ими станет? На этот вопрос пока ответа нет. Возможно, что представители арабского мира, прежде всего Египта, имеющего с сектором единую границу и многие годы в прошлом контролировавшего здесь ситуацию.

Интересно, что, согласно последним данным, Израиль, как выясняется, против такого варианта вовсе не возражает. Хотя еще совсем недавно не допускал даже намека на идею разместить миротворцев в районе израильско-палестинского конфликта. Кроме всего прочего, скорее всего израильтяне, очевидно, ожидают, что миротворцы прекратят обстрелы их территории боевиками из ХАМАС. Возвращаться же обратно в Газу, с размещением там воинских подразделений, а тем более с реанимацией еврейских поселений, Израиль вряд ли решится. Максимум возможного — краткосрочные армейские операции и расстрел автомашин командиров ХАМАС с вертолетов. На фоне такого варианта иностранные миротворцы выглядят предпочтительнее.

На Западном берегу ситуацию будут контролировать вооруженные подразделения Махмуда Аббаса. При этом не исключено, что они будут усилены палестинскими отрядами из Иордании. Разговоры об этом уже идут.

Таким образом вся ситуация вокруг израильско-палестинского противостояния выглядит сегодня несколько иначе, чем раньше. Появляются новые игроки, несколько меняется расстановка сил. Что же дальше? Возможны самые разнообразные варианты. Начиная от возобновления израильско-палестинских переговоров, с устранением ХАМАС, до обострения противостояния с еще большим возрастанием роста авторитета исламистов. Причем, не исключено, что не только в Газе, но и на Западном берегу. Но это уже выглядит как страшный сон для израильтян.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram