Конституционный прорыв Назарбаева

18 мая 2007 г. Парламент Республики Казахстан на совместном заседании палат проголосовал за поправки в Конституцию, представленные президентом Нурсултаном Назарбаевым. Эти изменения в Основном Законе предполагают серьезное усиление роли представительной власти, причем как в центре, так и на местах. Кроме того, возрастет значение политических партий, общественных объединений и Ассамблеи народов Казахстана, будет усовершенствована судебная система, смертную казнь в республике фактически отменят, а срок будущего президентского правления сократится с семи до пяти лет.

Фактически Казахстан получит правительство, ответственное перед Мажилисом, и победившие политические партии будут выдвигать согласованную кандидатуру премьер-министра. Добровольная передача президентом Нурсултаном Назарбаевым парламенту РК новых полномочий – дальновидный и исторически важный шаг. Казахстан выбрал один из самых верных видов политического транзита: преобразование президентской республики, столь необходимой на первых этапах становления государственности, в президентско–парламентскую республику. Без преувеличения можно сказать, что в Казахстане произошло знаковое историческое событие, крайне важное для всего постсоветского пространства.

Дело в том, что с распадом Советского Союза новые независимые государства стали испытывать настоятельную потребность в обеспечении безболезненного политического транзита, т.е. в завершении процесса перехода от «подвешенного» постсоветского состояния к формированию устойчивого легитимного государства. По сути, постоянно ведущиеся на пространстве СНГ, включая и Россию, острые дискуссии о «возможных преемниках действующего Президента», о назревших изменениях в Конституцию или о «добавлении срока» Президенту отражают именно эту историческую тенденцию.

Особенностью большинства постсоветских стран является то, к действующему президенту, как к «некоронованному монарху», сходятся все ветви власти. В этих условиях критически важными становятся личностные качества государственного лидера, его политическая воля и историческая дальновидность, какой в полной мере обладает казахстанский президент Н.А. Назарбаев. Как не раз говорилось, в том числе, на страницах АПН, новая конституционная модель, идущая на смену переходному постсоветскому состоянию, будет устойчива лишь в том случае, если в ее рамках будет осуществлен принцип разделения власти и управления. Т.е. будут обеспечены механизмы ответственности правительства перед парламентом при сохранении верховного качества президентской власти.

Этот фундаментальный принцип был положен в основу проекта Конституции России, подготовленного в 2005 году экспертным коллективом Института национальной стратегии. Теперь можно обоснованно утверждать, что многие идеи и принципы проекта «Новый строй» не просто актуальны, но и вполне реализуемы на постсоветском пространстве.

Прочным фундаментом происходящей политической модернизации стали экономические достижения Казахстана. У ведущей центрально-азиатской республики давно сформировался собственный казахстанский путь развития: он имеет эволюционный характер и лишен каких-либо прямых заимствований чужих моделей. Как заявил Нурсултан Назарбаев: «Мы идем своим собственным, казахстанским путем развития, который выбрали однажды и с тех пор ему следуем. Изучая и анализируя мировую практику, мы выбрали эволюционный путь. Мы против форсированного внедрения демократии, тем более извне. Мы никого не пытаемся копировать, а делаем то, что нужно нашей стране и нашему народу. И у нас это получается».

Тем самым, в Казахстане на протяжении целого десятилетия реализуется продуманная цепочка стратегических мер по реформированию политической системы. Нурсултан Назарбаев, который является сильным действующим президентом, может позволить себе, не спеша, модернизировать политическую систему своей страны на десятилетия вперед. При этом нужно отметить, что после реализации конституционного пакета поправок за Президентом Казахстана сохраняется очень важная функция – верховный арбитраж. Т.е. глава государства оставляет за собой решающее слово в ключевые исторические моменты. Достаточно взглянуть на продолжающийся конфликт ветвей власти в соседней Украине, чтобы понять всю необходимость и обоснованность данного принципа.

По масштабу происходящей политической эволюции конституционные реформы, проводимые сегодня в Казахстане, можно сравнить с формированием французской Пятой республики. В ее основу также была заложена идея «некоронованного монарха» в сочетании с элементами парламентского правления. Кстати, аналогия с де Голлем свидетельствует о несостоятельности опасений по поводу того, что в силу возможности неограниченного переизбрания Президент Казахстана может превратиться в пожизненного правителя. На мой взгляд, и генерал де Голль, и президент Назарбаев в полной мере проявили не мелочную тягу «к сохранению власти любой ценой», но выдающиеся качества «отца нации». Посудите сами, в короткий исторически срок Нурсултан Назарбаев создал на месте беднейшей советско-казахстанской республики новый политически модернизированный и экономически процветающий Казахстан. Стал персональным гарантом стабильности и процветания в одном из самых потенциально взрывоопасных регионов мира – Центральной Азии.

Президент РК сделал за время своего правления самое главное: воспитал ответственную политическую элиту Казахстана. За прошедшее десятилетие вырос новый политический класс, который уже способен формировать не декоративный Мажилис, а работающий Парламент – полноценный инструмент власти. И если сильный Президент с особыми полномочиями был необходим стране в условиях сложного переходного периода, то сегодня система «аварийного» властвования успешно выполнила свою роль. Поэтому в Республике Казахстан пришла пора перейти от режима «ручного» президентского управления к более демократичной и институционально устойчивой форме - партийно-парламентской системе власти. Таким образом, Нурсултан Назарбаев создает крепкий фундамент государственной системы Казахстана на десятилетия вперед и дает перспективный позитивный пример для грядущих политических преобразований в Российской Федерации.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter