Транзитно-газовое фэнтези

В последнее время Институт национальной стратегии (ИНС) неоднократно выступал с осуждением крупнейшей российской госкорпорации — ОАО «Газпром». В этом нет ничего удивительного. Во всем мире политики и экономисты критикуют крупные корпорации. Правые ругают их за неэффективность в плане неуклонного повышения чистой прибыли, а левые, наоборот, за излишнее стремление к прибыли и забвение интересов простых людей. Попробуем разобраться в аргументах экспертов Института национальной стратегии.

В статье «Парад “транзитных” суверенитетов» директор спецпроектов ИНС Юрий Солозобов призвал российские регионы последовать примеру Польши и Белоруссии и потребовать от «Газпрома» увеличения платы за транзит газа по своей территории. В этом он видит способ повысить доходность региональных бюджетов и улучшить уровень жизни российской глубинки. Казалось бы, вполне здравая мысль. Почему россияне должны находиться в худшем положении, чем поляки? Тем более что Правительство РФ приняло решение о постепенном увеличении внутренних цен на природный газ.

Автор уверяет, что плату за транзит по территории той или иной страны получают ее граждане или, как минимум, госбюджет. На самом деле самом деле это, увы, не так. Плату за транзит получают компании — владельцы газопроводов. Стоит отметить, что транзит через Польшу идет по магистрали «Ямал–Европа», польский участок которого на 48% принадлежит «Газпрому». То есть «Газпром» частично получает свои средства назад в виде дивидендов.

Белорусский участок «Ямал–Европы» принадлежит «Газпрому» на 100%. А повышение цен на транзит по белорусской территории, о котором упоминал Юрий Солозобов, касалось газопроводов, «Белтрансгаза», объем транзитных поставок по которым весьма не велик. Но, как известно, «Газпром» в ближайшие годы получит 50% и в этом газотранспортном предприятии.

Если вернуться к полякам, то они уже поплатились за увеличение платы за транзит. Ранее предполагалось, что газопровод «Ямал–Европа» будет состоять из двух очередей. Однако, столкнувшись с алчностью польской элиты, «Газпром» отказался от планов по строительству второй очереди этой магистрали. Теперь увеличение поставок в Германию произойдет за счет создания трубопровода «Северный поток», который протянется по дну Балтийского моря. В этой магистрали «Газпром» получит контрольный пакет, поэтому и тариф на транспортировку газа будет адекватен издержкам на его эксплуатацию. В свете этих событий сразу становится понятно, почему именно Польша активнее всех протестует против строительства трансбалтийской магистрали.

Теперь разберемся с тем, что даст населению российской глубинки повышение платы за транзит по ее территории. Увы, ничего! Любой человек, имеющий хоть малейшее понятие о структуре российской газовой отрасли, знает, что магистральные газопроводы на территории России, за редкими исключениями, принадлежат «Газпрому» на 100%. То есть Юрий Солозобов призывает «Газпром» больше платить самому себе. Поэтому его фраза: «Размер реальных транзитных платежей для тамбовчан составил бы $450 млн ежегодно», может вызвать только удивление.

Представим себе, однако, что дело обстоит именно так, как представляет себе г-н Солозобов, и транзитные платежи идут не владельцам «трубы», а в бюджеты регионов, по которым они проложены. В этом случае реализация его предложений привела бы к резкому повышению цен на газ по всей стране. А больше всего «транзитных платежей» получили бы Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа и Республика Коми (там наиболее протяженные участки «трубы»). Малая родина автора (Тамбовская область) оказалась бы в итоге не в выигрыше, а в проигрыше.

Заметим, однако, что Юрий Солозобов приводит пример региона (и его опыт рекомендуют остальным!), который смог добиться от «Газпрома» льготных условий. Речь идет о Чечне. Здесь магистральная труба принадлежит Федеральному государственному унитарному предприятию «Чеченгазпром», которое, несмотря на свой юридический статус, контролируется местной элитой. Действительно, долгое время это предприятие позволяло себе отбирать газ из транзитной трубы на Азербайджан, Грузию и Армению, а навести порядок на территории Чечни не мог не только «Газпром», но и все российские силовые структуры.

Однако с этого года Азербайджан не покупает газ в России, так как увеличил собственную добычу. Поэтому объем транзитных поставок через территорию Чечни сократился почти в два раза. Более того, вот уже несколько лет потребители на территории этой республики платят за газ. Правда, не на 100%, но раньше они вообще считали газ бесплатным природным ресурсом. Довести уровень платежей до 100% мешает тот факт, что местные силовые структуры не дают «Газпрому» отключать неплательщиков. Как только представители газовой корпорации объявляют о предстоящем отключении, на газораспределительные объекты приходят люди в форме с автоматами в руках и говорят, что получено сообщение о скорой атаке боевиков, поэтому сотрудников газораспределительной станции необходимо защищать. В этих условиях говорить об отключении уже не приходится. Кстати, такие примеры имели место не только в Чечне, но и в Дагестане и Ингушетии.

Именно с этими фактами, связан законопроект о предоставлении сотрудникам «Газпрома» и «Транснефти» приоритетного права по охране объектов транспортировки газа и нефти. В случае если он вступит в силу, сотрудники местных силовых структур не смогут мешать их работе. Кстати, не секрет, что «Транснефть» также весьма страдает от воровства нефти в результате врезок (а как с ними можно бороться, если этим бизнесом занимаются вооруженные люди с документами сотрудников силовых структур?).

Отметим также, что случаи несанкционированного отбора газа и нефти практически никогда не происходят на территории краев и областей РФ («исконно русских регионов», как называет их Ю. Солозобов). Там живут, в массе своей, законопослушные граждане, которым едва ли придет в голову «подключаться» к нефтяной или газовой трубе. А вот в национальных республиках Северного Кавказа такие проблемы всегда стояли довольно остро. Учитывая этот факт, становится понятно, кто больше всех потеряет после принятия нового закона об охране нефте- и газопроводов.

Людям, делавшим бизнес на хищениях энергоресурсов, придется умерить свои аппетиты — от чего они, естественно, не в восторге.

Не их ли интересы защищает сегодня целая армия PR-специалистов, пугающих публику появлением «частной армии» «Газпрома»?

По материалам сайта РП-Монитор.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter