Политтехнологи не отличились на федеральных выборах

Политтехнологи не отличились на федеральных выборах

Что внесла прошедшая кампания в развитие компаний, которые специализируются на политическом и избирательном пиаре? Фонд Сибирь-Форум взял интервью у признанного мэтра политконсалтинга, президента группы "Имидж-контакт" Алексея Ситникова. АПН приводит его практически без сокращений.

С точки зрения Ситникова, минувшие выборы не принесли ничего нового в PR-технологии. Такие трюки как "двойники" или "карусель" (когда подкладывают пустые бюллетени), как отметил политтехнолог, могли показаться новинкой лишь обывателю. Профессионалы же знают, что давно освоенные в Америке, эти методы рано или поздно должны были прийти в Россию. Единственное отличие нынешних выборов, по мнению Ситникова, заключается в том, что PR-компании в этом году работали по новому закону, который оказался не совсем совершенным. К тому же такого использования административного ресурса не было никогда.

Какие недостатки нового закона о выборах с точки зрения PR-технологий Bы могли бы выделить?

Закон разработан таким образом, чтобы новые партии, новые кандидаты не имели шанса быть избранными. Не случайно на всех губернаторских выборах седьмого декабря победили действующие губернаторы. По новому закону СМИ имеют ограничения на раскрутку кандидата. А как кандидату стать известным населению без привлечения СМИ? Процент людей, голосующих за кандидата, обычно бывает меньше, чем процент людей, которые его узнают. Вот и получается, что если кандидата никто не узнал, потому что он не имел возможности работать со СМИ, то потенциал его избрания очень маленький.

Совершенные законы получаются путем постоянных итераций. Нельзя сразу создать совершенный документ. Нынешний закон в чем-то исправил ошибки предыдущих, но имеет и собственные недостатки. Насколько он соответствует Конституции, и не было ли им ущемлено право слова, - решать не нам. Это дело законодателей, Конституционного суда. Мы лишь работаем на той площадке, которая нам предоставлена законом.

Как бы Вы могли оценить предвыборные кампании ведущих политических партий России?

Избирательная кампания 2003 года была осложнена тем, что правые не смогли договориться. В результате они, на мой взгляд, получили по заслугам.

СПС провел совершенно бездарную избирательную компанию, лидеры СПС не обратились к специалистам в области выборов, понадеявшись лишь на собственные силы. В итоге проиграли полностью. У них, как видим, практически нет одномандатников. Набрать 3,5% правым в либеральной стране - просто нонсенс.

Коммунисты, судя по всему, тоже не смогли правильно построить отношения со специалистами. Но в отличие от правых, они еще и время упустили. Нужно было с самого начала по-другому вести политику, по-другому формировать свою группу лидеров. Безусловно, им нужно было менять лидера и гораздо серьезнее относиться к сплоченности своих рядов, к внутренней оппозиции.

Очень профессионально, на мой взгляд, сработал Жириновский. Но не его технологи, не его специалисты, а лично Владимир Вольфович, его харизма.

Ситуация в стране и ошибки коммунистов привели к тому, что коммунистический электорат ушел частично в "Родину", а особо экстремистски настроенные избиратели - к Жириновскому.

"Родина" победила также не благодаря себе. Просто она сумела аккумулировать электорат, который ушел от других партий, потому что эти партии сделали много ошибок. Ведь "Родина" и коммунисты на выборах 2003-го - это коммунисты образца 1994-го.

Вы считаете, что "Яблоко" и СПС могли бы договориться, ведь при всей схожести это все-таки разные партии?

Да, я думаю, они могли и должны были договориться. Но теперь уже время прошло. Обижаться нечего.

А успех партии власти?

Успех партии власти не имеет ни какого отношения к политтехнологиям. Это успех административного ресурса и личной поддержки президента. Никаких заслуг партии в этом нет. Партия "Единая Россия" исчезнет так же, как исчезла в свое время НДР - в случае, если не будет Путина.

Произойдут ли по итогам этих выборов изменения в PR-сообществе?

Никаких глобальных изменений в PR-сообществе, я думаю, не произойдет.

После этих выборов немного изменилась конфигурация власти в стране, а это значит, что наступают другие времена и у PR-сообщества. Политические консультанты являются инструментом демократического общества. А у нас в стране практически все ветви власти сейчас сосредоточены в руках одного человека - президента. Неограниченная власть вообще опасная вещь, тем более, когда национал-социалисты и либеральные патриоты вместе составляют почти четверть Государственной Думы. Поэтому не надо удивляться, что на этих выборах роль PR-сообщества была минимальна. Заслуг PR-специалистов на этих выборах никто не будет выпячивать. Тем более что их было не так уж и много.

Какие, на взгляд политтехнолога, должны были сделать выводы из прошедших выборов "Яблоко" и СПС? .

СПС необходимо срочно начать работать с командой профессионалов, а не строить избирательную компанию дилетантски. На этих выборах они явно переоценили свои технические возможности. А "Яблоко" - это секта, им нужно сделать соответствующие выводы и из секты становиться партией.

Вы считаете, на следующих выборах процент правых в Думе будет больше?

Смотря как они будут себя вести. Если сделают выводы и выстроят нормальную правую партию, если правая партия будет одна, если найдется база для консолидации и появится правильная PR стратегия, то процент будет больше. Если правильно начнут работать с населением, станут готовиться к избирательной компании заранее, правильно организуют партийное строительство, найдут новые уже не парламентские механизмы работы с общественным мнением. Конечно, сейчас им будет сложнее, теперь у них нет глашатая в Думе. Все законы будут приниматься без учета правых, и у них не будет возможности блокировать законы, выступать с трибуны парламента. Им придется искать новые механизмы работы. Правые должны в новых условиях выстраивать прочную стратегию работы на ближайшие четыре года.

То же касается и коммунистов. У них большой потенциал, и им надо проводить аналитическую, исследовательскую работу. Они не почувствовали, что от них уходит электорат к "Родине".

Откуда теперь, при столь сильном административном давлении, о котором Вы говорите, черпать ресурсы для работы PR-компаниям?

Будет еще очень много губернаторских выборов. Наш опыт показывает, что на этих выборах можно было работать и без административного ресурса. Так, например, было с кандидатом Дарькиным, альтернативным Кремлю, или с Зелениным. Поэтому на уровне регионов, я думаю, плацдарм для нормальной работы технологов есть.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram