Шеварднадзе теряет влияетльных сторонников

Шеварднадзе теряет влияетльных сторонников

В четверг вечером ЦИК Грузии официально утвердил результаты парламентских выборов 2 ноября, оправдав самые пессимистичные ожидания. Согласно этим результатам, наибольшее число голосов получили блоки «За новую Грузию» и «Союз демократического возрождения» - две правительственные партии, возглавляемые, соответственно президентом Шеварднадзе и руководителем Аджарской автономной республики Асланом Абашидзе. Доля этих партий составляет, соответственно, 21,32% и 18,84% голосов. За ними с небольшим отрывом следует радикально оппозиционное Национальное движение Михаила Саакашвили с 18,08%. В парламент прошли еще три оппозиционные партии – лейбористы, блок «Бурджанадзе – демократы» и Новые правые. За исключением Правых, однако, все оппозиционные партии, включая Промышленников, не сумевших, по данным ЦИК, преодолеть 7%-ный барьер, отказались признать эти результаты и подписать соответствующее заключение ЦИК.

Основываясь на данных отчета неправительственной организации «Справедливые выборы», лидеры этих партии, так же как и поддерживающие их СМИ, говорят о множестве нарушений, полный список которых вошел в 1088-страничный отчет. В Западной Грузии начался Марш протеста «миллиона разгневанных избирателей», как они себя называют, с целью добиться не просто защиты своих голосов, но – отставки президента. Конечная цель марша – государственная канцелярия, где находится рабочий кабинет Шеварднадзе. В результате выступлений протеста и объявленного оппозицией гражданского неповиновения в стране полностью парализован учебный процесс в вузах и частично – в школах.

Оппозиционными партиями результаты выборов рассматриваются как серьезный удар по демократии. В последние дни (а в последние часы - после объявления результатов выборов - и подавно) Шеварднадзе все чаще называют диктатором. Оппозиция обвиняет его в репрессиях, коррупции, фальсификации результатов выборов, использовании силовых методов по отношению к собственному народу, в том числе – по отношению к своим сторонникам. Однако все-таки главным диктатором в сегодняшней Грузии признается не Шеварднадзе, а глава Аджарии Аслан Абашидзе, второй призер прошедших выборов. Всю эту неделю на авансцене тбилисских митингов перед зданием парламента - его сторонники, которых привезли из Батуми, причем, как утверждают некоторые, – принудительно, под угрозой увольнения.

В ходе нынешнего политического кризиса в Грузии, особенно после его визитов в Ереван, Баку и Москву, Абашидзе стал настолько важной фигурой в грузинской политике, что его порой рассматривают как преемника Шеварднадзе – фигуру, наиболее приемлемую для нынешней власти. Абашидзе – самый большой любитель высоких показателей голосования, за него никогда не голосует менее 80% избирателей Аджарии, и нынешние свои без малого 19% он большей частью привез из своей автономии. Его сторонники на митинге в Тбилиси, однако, видят в нем не диктатора, а единственную фигуру, которая может спасти Грузию. Однако независимые наблюдатели убеждены: если к власти в Грузии действительно придет «Аслан-освободитель», и без того несколько условная демократия в стране действительно окажется под угрозой.

Впрочем, и относительно мягкий Шеварднадзе выступил накануне с резкой критикой правительственного Первого канала грузинского телевидения, заявив, что, по крайней мере, один канал должен работать на правительство. После этого выступления президента руководитель I канала Заза Шенгелия подал в отставку. Вдохновленные его примером, некоторые его бывшие сотрудники стали рассказывать о том, как ужасно им работалось на первом канале, как ограничивалась там свобода слова и как сильно они зависели от звонков «сверху». За отставкой Шенгелия последовала отставка его супруги, министра культуры Сесиль Гогиберидзе; подал в отставку также заместитель генерального прокурора Бадри Бицадзе – муж Нино Бурджанадзе, лидера одного из радикально оппозиционных движений «Бурджанадзе – демократы». Последний даже попытался начать разоблачение темных дел прокуратуры, которая также получала указания «свыше», какие именно дела расследовать, а какие – нет.

Сложно сказать, сознательно ли президент спровоцировал появление сразу нескольких крупных брешей в собственном лагере. Можно, однако, утверждать, что он не подает никаких признаков неуверенности или, тем более, отступления. Он уже подписал указ, созывающий первое заседание нового парламента.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram