Как и следовало ожидать, сегодня Государственная Дума приняла в первом чтении федеральный бюджет на 2004-й год. Поспособствовал этому неожиданно прибывший на заседание палаты премьер Михаил Касьянов. Он авторитетно заявил депутатам, что дела в стране идут хорошо, а с принятием нового бюджета пойдут еще лучше. И думское большинство не нашло в себе силы не согласиться с Михаилом Михайловичем. Хотя в частных беседах с корреспондентом АПН многие из них предъявляли документу самые серьезные претензии. И не только представители левых фракций. Вот несколько примеров.
Владимир Лукин, вице-спикер ГД РФ, фракция "Яблоко": "Тональность выступления была такой: "Друзья мои, только не беспокойтесь и не мешайте нам, мы сами сделаем все, что нужно, А вообще все у нас в порядке". И друзья правительства сделали все, что от них требовалось. Что свидетельствует о том, что наша парламент бюрократии не очень мешает, Все это очень плохо, ведь у бюджета есть серьезнейшие недостатки. Например, после того, как он начнет действовать, многие регионы окажутся в плачевном состоянии. Кроме того, в бюджете занижена доходная часть, и вообще он абсолютно не учитывает социальную обстановку в стране, Наконец, в нем заложен слишком большой профицит. А это или мертвые деньги, или деньги, которые будут украдены".
Николай Рыжков, независимый депутат, бывший глава правительства СССР: "Иного выступления от Касьянова я не ждал. Он спасает честь мундира. Не может же он признать, что ситуация в экономике критическая. Тогда его гнать надо. А этого не хочет не только он сам, к этому не готов и президент. А за новый бюджет стыдно. В нем реальному сектору экономики уделено самое малое внимание. Со всеми вытекающими из этого нехорошими последствиями".
Григорий Томчин, председатель Комитета по экономической политике и предпринимательству, фракция СПС: "Бюджет, который обсуждается, - мечта Минфина. И дело не в том, маленький он или большой. Дело в том, что по доходам бюджет рассчитан, исходя из цены за нефть 22 доллара за баррель, а по расходам, исходя из цены 20 долларов за баррель. Это значит, что уже сегодня можно снизить налоги. Что крайне необходимо стране. Тем более, что у нас золотовалютный запас составляет уже 62 млрд долларов. В этом отношении мы находимся на пятом месте в мире. Именно поэтому, говорю я, бюджет-2004 - мечта Минфина, а не мечта страны. Он будет, конечно, выполнен, Но от этого страна не сдвинется с места так, как в своем Послании предлагает президент. У меня впечатление, что правительство не слышало, что от него требует Путин".
Николай Безбородов, заместитель председателя Комитета по обороне, депутатская группа "Регионы России": "Мне известно, что ни один Комитет Государственной Думы не доволен проектом бюджета на будущий год. С моей точки зрения недостатком бюджета является то, что он ориентирован на создание стабильности в обществе, а не на развитие экономики. Поэтому многого ожидать от него не приходится. Почему я так говорю? Потому, что, судя по новому бюджету, у правительства нет продуманной масштабной инвестиционной политики, нет соответствующей политики в области решения социальных задач, нет, наконец, понимания, что пришло время взять в казну природную ренту. Вот тогда, кстати, и появятся деньги на развитие реального сектора экономики и проведение более справедливой социальной политики".
Вячеслав Володин, руководитель фракции "Отечество - Единая Россия": "В новом бюджете мне далеко не все нравится. А кое-что не нравится очень. Это - отсутствие компенсации регионам в связи с отменой налога с продаж. Это и отсутствие субвенций по дорожному строительству в связи с введением нового налога для пополнения Дорожного фонда".
Сергей Решульский, координатор фракции КПРФ: "Президент поставил задачу удвоить к 2010-му году ВВП России. Судя по представленному нам проекту бюджета на 2004 год, в будущем году мы не приступим к решению этой задачи. А если посмотреть на среднесрочную программу развития, которая приложена к этому проекту, мы не начнем выполнять целевую установку президента и в 2005 году. Напрашивается вопрос: или правительство не слышало, что предлагает президент, или президент непродуманно предложил выполнение такой задачи?".
Николай Харитонов, руководитель Агропромышленной группы: "Хоть убейте, не понимаю, почему при общем увеличении расходной части бюджета на 13 процентов, расходы в 2004-м году по разделу сельское хозяйство и рыболовство увеличиваются всего на неполные три процента".
Анатолий Аксаков, заместитель руководителя депутатской группы "Народный депутат: "В проекте бюджета на новый год записано, что инфляция в 2004-м году должна составить 10 процентов, а повышение зарплаты бюджетникам - учителям, врачам, библиотечным работникам и так далее - не предусмотрено вовсе. Разве это правильно?".
Такие замечания довелось услышать сегодня нашему корреспонденту в кулуарах Государственной Думы, когда в палате шло обсуждение проекта федерального бюджета на 2004-й год. Оказывается, в документе этом масса недостатков, притом очень серьезных. В нем занижена доходная часть; он не учитывает социальную обстановку в стране и не уделяет должного внимания развитию реального сектора экономики; забыл об аграрном секторе и о бюджетниках; напрямую ущербен для многих регионов и т.д. И тем не менее, как уже сказано, документ принят в первом чтении; а это главное, основополагающее чтение, когда утверждаются показатели по общим доходам, расходам и ведущим отраслям народного хозяйств. За принятие проголосовали 246 депутатов при проходном "балле" 226. 181 депутатов были против, и один воздержался