Узбекистан: кризис власти неизбежен

"Российский поворот" Узбекистана стал одним из наиболее серьезных политических событий минувшего лета. Вызвав бурное возмущение американских аналитиков, демарш Каримова в отношении американских баз отозвался ехидной усмешкой руководителей России. Казалось бы, ситуация предельно ясна — Россия победила в очередной схватке с Западом. Но не следует забывать о своеобразии азиатской политики и поговорке о дыме без огня.

13 мая в Андижане вспыхнуло восстание. Сколько бы "компетентные органы" России и Узбекистана не говорили о неких террористах, прошедших подготовку за рубежом и получающих финансирование от неизвестных международных групп, реальные причины этих событий лежат на поверхности — обстановка в стране, средняя заработная плата в которой равна 20 долларам, не может не быть взрывоопасной. Андижанская трагедия была настоящим народным бунтом, и хотя массовые выступления удалось подавить силовым путем, они стали своеобразной точкой невозврата. С майских событий начались серьезные противоречия между Каримовым и Западом, эти же события послужили отправным пунктом консолидационных процессов в оппозиции.

Наряду со старой узбекской оппозицией, действующей в правозащитных традициях и практически в полном составе находящейся в эмиграции, в этих процессах участвуют совершенно новые лица и организации.

Традиционную правозащитную оппозицию в Узбекистане представляют три основные силы — партии "Эрк", "Бирлик" и правозащитное общество "Эзгулик". На протяжении последних пятнадцати лет, лидер "Эрка" Мухаммед Салих и руководитель "Бирлика" Абдурахим Пулатов находились в жесточайшей конфронтации. Используя друг против друга весь инструментарий черного пиара, эти лидеры не могли прийти к единому мнению ни по одной проблеме, несмотря на отсутствие реальных рычагов влияния на ситуацию в Узбекистане и таящую на глазах поддержку их партий в республике. Для Каримова и его группы отсутствие единой и реальной оппозиции не только в пределах Узбекистана, но и в эмиграции, было чрезвычайно выгодным. Свободолюбивый Запад, несмотря на это, не высказывал практически никаких претензий узбекскому президенту, помня о договоренностях стратегического характера.

На этих двух факторах до сих пор и держался режим Каримова. После подавления андижанского восстания ситуация изменилась — исчезла молчаливая поддержка США, а раздробленная оппозиция начала объединяться.

Несколько лет назад в Узбекистане началось формирование новой, неэмигрантской оппозиции. Как и следовало ожидать, спонсорами и инициаторами этого процесса стали представители бизнеса, мгновенно сориентировавшиеся на создание экономически ориентированных оппозиционных структур. В частности, возникла "Партия аграриев и предпринимателей" под руководством Марата Захидова, рассчитывавшая получить поддержку Запада. Как утверждают сами участники проекта, Марату Захидову не удалось расположить к себе спонсоров, и представители бизнеса в кооперации с региональными элитами приняли решение о создании новой организации, получившей название "Озод Дехконлар" (в переводе — "Свободные крестьяне"). В декабре 2003 года прошел учредительный съезд партии, на котором руководителем партии стала Нигара Хидоятова, предприниматель и кандидат исторических наук. Прошлой весной "Озод Дехконлар" вошла в свежеобразованную "Солнечную коалицию", возглавившую фактически все консолидационные процессы в узбекской оппозиции и первой предложившую реальную и внятную программу экономических преобразований в республике. Эта программа была разработана совместно с Чикагским Университетом.

"Солнечную Коалицию" нельзя обвинить в отсутствии конструктива — предложив свою программу, ее руководство обратилось к президенту республики Каримову с требованием отправить правительство в отставку и принять за основу реформ в Узбекистане программу коалиции. Отказ группы Каримова был по сути предопределен — клановая система, совмещающая в себе причудливым образом черты средневекового азиатского государства и коррумпированного бюрократического аппарата времен брежневского застоя и "хлопковой мафии", идеально подходит для существующей властной группировки, позволяя ей совершенно безнаказанно обогащаться, вытесняя с рынка любых конкурентов с помощью инструментов авторитарного государства. Узбекская экономика в последние пятнадцать лет представляет собой по сути перманентное "дело ЮКОСа" со своими сечиными, "Байкалфинансгруппами" и прочими атрибутами, с поправкой на азиатский менталитет.

Как и дело ЮКОСа, постоянный передел собственности в Узбекистане с вытеснением нежелательных лиц за пределы страны, запускает совершенно прозрачные и понятные политические процессы. И региональные элиты, и представители бизнеса оказываются вовлечены в эти процессы, и именно "Солнечная Коалиция" на данный момент является наиболее ярким представителем интересов этих кругов.

Оппонирует либеральной оппозиции в республике некая довольно аморфная сила, чаще всего называемая общим словом "Каримов". В действительности, как и в случае с Путиным, коллективный "Каримов" состоит из нескольких групп.

До недавнего времени, за пост преемника Каримова боролись два силовых министра — Рустам Иноятов, руководитель Службы Национальной Безопасности, и Закир Алматов, министр внутренних дел. Это противостояние, периодически выливавшееся в классические "подставы" и провокации, длилось с середины прошлого десятилетия. Удача сопутствовала поочередно обеим группам, однако бесконечно это продолжаться не могло.

По стечению обстоятельств, решающим фактором в споре двух претендентов на престол стала Россия. Как известно из официальных сообщений, ФСБ получила достаточно подробную информацию о событиях в Андижане и щедро поделилась ею со спецслужбой Каримова, возглавляемой уже упомянутым Рустамом Иноятовым. Этот шанс расквитаться с конкурентом главный чекист Узбекистана не мог не использовать, и в результате целой цепи аппаратных ходов и закулисных интриг, Алматов канул в Лету.

Из схватки двух силовиков, в полном соответствии с духом последних лет, победителем вышел чекист. Россия же приобрела достаточно серьезный рычаг давления на Узбекистан по линии спецслужб. Результат этого давления мы все могли наблюдать на саммите Шанхайской Организации Сотрудничества — резкий поворот Каримова в сторону России и отказ от дальнейшего пребывания американских баз в республике. Казалось бы, полная победа.

Но в действительности, для России ситуация в Центральной Азии после летних событий только усложнилась. Инструменты давления на Каримова получила не только ФСБ, но и теперь практически всесильная СНБ Узбекистана в лице Иноятова, оставшегося единственным кандидатом в преемники. Для России опасность этой ситуации состоит в том, что вряд ли Иноятов в случае прихода к власти продолжит прежний курс, направленный на сотрудничество с Кремлем. Логически было бы предположить, что авторитарному выходцу из спецслужб неизбежно придется столкнуться с активным противодействием Запада и вероятнее всего результатом этого противоборства станет та или иная форма стратегической договоренности с США. Другого пути у Иноятова по сути не будет — уничтоженная экономика Узбекистана и загнанные в угол постоянными репрессиями бизнесмены послужат самой благодатной почвой для классической "цветной революции", а Россия на данный момент не способна удержать разграбленную и обнищавшую республику в орбите своего влияния ни силовыми, ни экономическими методами.

Если мои предположения верны, гораздо более привлекательным для России является либеральный вариант дальнейшего развития Узбекистана. Формирующаяся новая контрэлита носит несколько иной характер, нежели группа Саакашвили в Грузии и украинские "оранжисты". Будучи прагматиками, новые узбекские лидеры будут идти по пути наименьшего сопротивления, исходя из реальных потребностей экономики республики и понимания неизбежности сотрудничества с Россией в наиболее значимых областях.

Придя к власти, новый правитель Узбекистана неизбежно столкнется с необходимостью борьбы с нищетой и прекращения репрессивной политики в отношении бизнеса. Сделать какие-либо шаги в этом направлении ни один из ставленников Каримова не решится — возникшая волна сравнительной свободы сметет все прежнее руководство и по своим последствиям для нынешних руководителей республики будет сравнима с перестройкой для Горбачева.

В то же время, новая узбекская оппозиция, возникшая из неудовлетворенных положением дел в стране представителей бизнеса и реальных региональных элит, призвана инициировать процессы модернизации и серьезных преобразований.

На чьей стороне будет новая узбекская элита, сейчас зависит только от России. Кремлевские технологи могут либо сделать ставку на Иноятова или Гульнару Каримову в духе проекта "Янукович", но вероятность реальной, а не пирровой победы в этом случае стремится к нулю, либо начать конструктивный диалог с консолидированной оппозицией, разорвав порочный круг провалов в отношениях с республиками бывшего СССР.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram