Московских армян начнут ссылать в Америку

Московских армян начнут ссылать в Америку

Информационное агентство «Росбалт» опубликовало подробную аналитическую статью о новой иммиграционной политике России. АПН приводит наиболее интересные выдержки из нее.

По мнению ИА «Росбалт», федеральные и региональные власти усиливают внимание к миграционной ситуации в России, и в особенности - к проблеме нелегальной трудовой миграции.

Легализация или депортация

В последние месяцы проблема борьбы с нелегальной иммиграцией и этнической преступностью вышла на первый план для российского МВД, в которое сейчас входит Федеральная миграционная служба (ФМС).

Как заявил на своем недавнем брифинге глава ФМС, генерал-полковник Андрей Черненко, "если в начале 90-х годов приоритетной задачей миграционной службы была защита прав беженцев и вынужденных переселенцев, то сейчас акцент делается на обеспечении безопасности государства, интересов коренного населения - при этом не ущемляя прав приезжих - и создании привлекательных условий для вьезда в страну". При этом ФМС "является сторонником не депортации, а легализации мигрантов", а "выдворять из страны нужно только лиц, связанных с криминалом, и не желающих жить по российским законам".

По словам Черненко, число преступлений, совершенных на территории ряда субъектов РФ приезжими, достигает 60% от общего количества. Значительную часть из них составляет незаконный оборот наркотиков. "Львиная доля наркотических средств попадает в Россию в мешках "трудовых мигрантов", - подчеркнул Андрей Черненко. Так, например, после отмены поезда Душанбе-Астрахань количество героина, завозимого в РФ, "резко сократилось".

Сейчас в России официально зарегистрировано всего 300 тысяч трудовых мигрантов. Однако, по некоторым оценкам, в реальности их число достигает 4,5 миллионов человек - точную цифру не назовет никто. Мигранты-нелегалы, по словам А. Черненко, вывозят из страны "огромные средства", благодаря которым в некоторых государствах СНГ формируется "уже около одной трети местного бюджета". По оценке главы ФМС, Россия по-настоящему нуждается примерно в 1,5 миллионах иностранных работников.

"Армянская проблема" московских властей

Мэрия Москвы решает проблему мигрантов на региональном уровне. Как заявил на своей пресс-конференции председатель Комитета по делам миграции правительства Москвы Сергей Смидович, основной задачей московского правительства в этой области является борьба с нелегалами и достижение стопроцентной регистрации прибывающих в столицу граждан. Другие важные проблемы - создание соответствующей миграционной инфраструктуры, а также обустройство примерно 10 тысяч армян из Азербайджана, оказавшихся в Москве после погромов 1988-1992 гг.

Эти люди, которых насчитывается несколько тысяч, проживают в миграционном центре в Востряково, не имея российского гражданства, официального статуса беженца или вынужденного переселенца. Их временная регистрация, по словам С. Смидовича, в очередной раз продлена - до конца года. Востряковский центр давно уже стал, по осторожному выражению чиновника, "источником социальной напряженности".

Проблема армянских беженцев в том, что они любой ценой желают остаться в Москве, последовательно отказываясь от любых предложений миграционной службы, связанных с предоставлением им жилья за пределами столицы. Даже получив жилье в других регионах России, они вновь и вновь упорно возвращались в Москву.

Вдобавок все эти годы к армянским обитателям Востряково постоянно присоединялись многочисленные родственники и знакомые, не имевшие к настоящим жертвам погромов никакого отношения, но тем не менее претендующие на московское жилье и регистрацию без всяких на то законных оснований.

Как рассказали в Федеральной миграционной службе МВД РФ, российский паспорт, пока его еще можно было получить в упрощенном порядке, армяне не брали, не желая принимать на себя обязанности, налагаемые гражданством РФ. А, не имея гражданства, они не могли претендовать на официальный статус вынужденного переселенца. Беженцами же лица из ближнего зарубежья, за крайне редкими исключениями, в России не признаются.

Теперь же, после вступления в силу с 1 июля нового Закона о гражданстве, стать гражданином России даже в льготном порядке можно не ранее, чем через год законного пребывания на ее территории. Однако, "востряковские" армяне продолжают требовать от городских властей различных преференций и жилья в Москве, которые те предоставлять не собираются.

Настоящим спасением в этой ситуации выглядит предложенная Госдепартаментом США программа по переселению обитателей центра Востряково в Америку, инициированная влиятельным в Штатах армянским лобби.

Сейчас реализуется первый этап программы - раздача анкет претендентам на эмиграцию за океан. "Мы это поддерживаем, это поможет снизить напряженность", - заявил Сергей Смидович.

Работать в Москве позволят не каждому

Что же касается миграционной ситуации в столице в целом, то одной из основных проблем остается организация трудовой миграции. В прошлом году в Москве число зарегистрированных трудовых мигрантов-иностранцев составляло всего 82 тысячи (чуть больше 1% от всех трудовых ресурсов города). Однако количество реально работающих, как и в России в целом, существенно превышает эту скромную цифру и имеет тенденцию к росту.

Иностранную рабочую силу организованно привлекали не менее пятисот организаций, причем некоторые из них имеют весьма значительные квоты на прием трудовых мигрантов: например, 2,5 тыс. человек - ЗИЛ, 15 тыс. - Мосгортранс (водители общественного транспорта). При этом предельная общегородская квота для законного привлечения иностранных работников - всего 45 тыс. человек.

Остальные приезжие устраиваются на работу самостоятельно. Иностранцы составляют около 5% от общего числа занятых в московском строительстве (в основном это украинцы, молдаване и турки), примерно такой же процент работает на транспорте.

По словам Сергея Смидовича, в столице пока нет "разумных отраслевых программ" по привлечению мигрантов. В частности, отсутствует предусмотренный законодательством многих государств механизм, обеспечивающий приоритетное право коренных жителей занять то или иное рабочее место.

Так, например, в Берлине привлечению иностранных работников предшествует широкая публикация объявлений об открывшихся вакансиях. И только в случае, если они не привлекут внимания немцев, работодатель может взять на работу трудового мигранта-иностранца.

"Масштабы миграции в Москву показывают, что к ней необходим особый подход, - полагает С. Смидович, - Здесь нужна специальная миграционная политика, обеспечивающая безопасное - и в экономическом, и в прямом смысле этого слова - развитие столицы". Но многолетняя линия московского правительства на ужесточение контроля над приезжими и наведение порядка в области трудовой миграции остается неизменной.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram