Проект «Большая Россия»

5 января 2005 года Виктор Ющенко и Михаил Саакашвили подписали в посёлке Тысовце Львовской области Карпатскую декларацию. Главная мысль этого документа состоит в том, что украинская и грузинская революции являют собой «новую волну освобождения Европы, которая приведет к окончательной победе свободы и демократии на европейском континенте» и что эти две страны «будут и дальше идти по пути участия в строительстве объединенной демократической Европы». Значение декларации выходит далеко за набор революционных банальностей, из которых, кстати, следует, что Украина и Грузия официально провозгласили себя в качестве плацдарма по экспорту «справедливых выборов» дальше, что ими запущена «новая волна освобождения» и экспорта «свободы и демократии».

Карпатская декларация объявила Украину и Грузию частью Европы и участниками европейского интеграционного проекта и тем самым окончательно отправила в историю советский период и так называемое постсоветское пространство. Если вступление в Европейское сообщество и НАТО прибалтийских республик, не входящих в состав СНГ, ещё как-то позволяло делать вид, что всё идёт по-прежнему, то Карпатская декларация дезавуировала остатки СНГ как эвфемизма СССР.

Поэтому прав президент Эстонии Арнольд Рюютель, который 23 января в ходе мероприятий вокруг «народной инаугурации» В. Ющенко заявил, что события на Украине «окончательно утвердили распад СССР и зафиксировали отсутствие предпосылок для его восстановления». Тем более, что заявлено это после того, как Ющенко, выступая в Киеве, подтвердил основное положение Карпатской декларации: «Наше место — в Европейском Союзе. Моя цель — Украина в объединенной Европе. Наш путь в будущее - это путь, которым идет объединенная Европа. Мы с ее народами принадлежим к одной цивилизации».

Дальше нельзя мыслить категориями ушедшего века. Никакого воссоединения разорванного в 1991 году на советских или постсоветских основаниях больше не будет. Перед нами не территория бывшего СССР, а клочковатое пространство, растаскиваемое всеми, у кого есть желание и ресурсы. Но и простого развода тоже не получится!

Для Российской Федерации эта ситуация является крайне выигрышной.

Во-первых, после победы двух «бархатных революций» и Карпатской декларации взорвана и без того хлипкая легитимность новых независимых национальных государств, образовавшихся после распада СССР. Во-вторых, у руководства РФ дальше не получится просто имитировать политику. Требуется ясный внешнеполитический курс и новый проект в отношении евразийского пространства. В-третьих, наконец, можно трезво провести инвентаризацию евразийского пространства в примерных границах 1945 года. И такая инвентаризация позволяет сделать удивительные выводы.

Оказывается, никакого набора единообразных национальных государств — бывших советских республик — нет. На бывшем постсоветском пространстве одновременно существуют пять совершенно разных типов государств.

Во-первых, это государства классического типа: состоявшиеся и признанные. Речь идёт, прежде всего, о Беларуси и Казахстане.

Во-вторых, это несостоявшиеся, хотя и признанные государства. Таковыми являются Грузия, Молдавия и Украина. Эти государства либо не контролируют свою территорию, как Грузия и Молдавия, либо почти не контролируют, как Украина Донбасс и Крым, либо находятся под внешним управлением и представляют из себя оккупационную демократию, а правительство состоит на содержании иностранных государств.

В-третьих, это несостоявшиеся и непризнанные государства как, например, Республика Ичкерия.

В-четвёртых, это состоявшиеся непризнанные государства — Южная Осетия, Абхазия, Карабах и Приднестровская республика.

В-пятых, это особое состоявшееся и признанное государство Российская Федерация. С одной стороны, внешне оно схоже с любым другим подобным государством, например, Республикой Беларусь. Но, с другой стороны, РФ является ядерным государством и правопреемником СССР-России, то есть единственным из всех государственных образований на территории бывшего СССР, которое несёт прямую ответственность здесь за порядок.

Странная империя

В ситуации того разгрома, который был учинён в РФ за полтора десятилетия после развала СССР, многим кажется естественным и единственно разумным отказаться от «имперских притязаний» России и замкнуться, закрыться в границах РФ.

Вот программное положение, сформулированное недавно Ярославом Бутаковым: «Создание компактного этнического ядра государствообразующего народа на территории РФ, стягивание русского народа в Россию «heim in Reich», удержание существующих границ, в противовес бесплодным, вредным и дезориентирующим мечтаниям о скором имперском реванше — вот единственно реалистичное содержание российской политики на ближайшие десятилетия до тех пор пока, по крайней мере, не удастся демографически оздоровить сердце страны».

Во-первых, за всем этим стоит желание, разделяемое и нашими многочисленными «друзьями» на Земном шаре, чтобы русские и Россия убрались из мира, «стянулись» куда-нибудь. Очень точно подобные нутряные чаяния выражает А.Проханов в январской передовице «Завтра»: «Вынудить растерянного Президента выбрать «страну», а не «мир».

Во-вторых, в самом заявлении о «замыкании» в границах РФ уже содержится фундаментальная методологическая ошибка, из-за которой заявляемый вожделенный реализм является на деле ненаучной фантастикой. Сползание-стягивание всех в границы РФ как главная идея тут противопоставляется «мечтаниям о скором имперском реванше». А это неправильно, поскольку и первое, и второе никогда не являлось и не может являться программой русских. Империя и её экспансия или нация и компактное сжатие — это две равно ложных возможности и в целом ложная, дезориентирующая русских и Россию альтернатива.

Русский национализм никогда в истории не вдохновлял русских, а сегодня он и вовсе выступает доктриной проигравших и сдавшихся.

Но точно также и «русский империализм» является псевдодоктриной, которую выдумывали либо враги России, либо разрабатывали внутрироссийские западники. Россия никогда не была и не может быть империей (см. «Почему Россия не империя?»), поскольку всю свою историю она занималась не задачами власти и доминирования, а задачами выживания ради решения абсолютных проблем человечества. Путь России не в том, чтобы стать империей или типовым национальным государством. Тем более, что мировая ситуация не оставляет нам шансов на то, чтобы тратить время на игру в ложные альтернативы.

Соревнование глобальных государств

За последние пятнадцать лет мир кардинально изменился. Вслед за крушением биполярности оформились несколько мощных субъектов мировой политики. Все они интенсивно строят и достраивают себя до ранга новых глобальных государств XXI века.

Это, прежде всего, США, которые в настоящее время открыто организуют гиперимперию. Затем — Европейское сообщество, Китай, Израиль и Япония. Серьезно идут по пути превращения в глобальные государства Бразилия, Индия и Иран, а также ЮАР, Индонезия, Турция, Малайзия, Венесуэла. Мы сегодня живём в мире нескольких глобальных государств.

Что это такое — глобальное государство?

Во-первых, это государство, которое каждое своё действие исходно строит как мировое и непрерывно сопоставляет своё собственное продвижение с продвижением других глобальных государств — ведущих субъектов мировой политики.

Во-вторых, это государство, которое организует своё глобальное присутствие по всей поверхности Земного шара — т.е. всеприсутствие. Здесь не стоит забывать, что внешне независимые транснациональные корпорации (ТНК) выступают таковыми только на фоне небольших государств, а на деле являются инструментами всеприсутствия определённых глобальных государств.

В-третьих, глобальным государство становится тогда, когда «изобретает» и отстраивает уникальную форму государственности.

В-четвертых, глобальные государства опираются на мощные развитые диаспоры и иные формы прямого представительства.

В-пятых, они защищают свои стратегические устремления ядерным оружием и иными видами ОМП.

В-шестых, в них делается ставка на абсолютное технологическое лидерство в одной или нескольких сферах.

В-седьмых, созидается многовековая традиция — «история» — своей государственности. Даже «молодые» США или Бразилия бережно изучают и аккумулируют каждый год и буквально день своей истории.

Большая Россия

В мире глобальных наднациональных государств Российская Федерация как национальное государство не имеет никакой исторической перспективы. Окружённая ожерельем несамостоятельных государств, зависимых от других геополитических субъектов, таких как США, ЕС, Турция, Китай, — Россия с необходимостью является объектом дальнейшей экспансии глобальных государств. В этой ситуации у России есть единственный выход — заново создавать и пересоздавать себя как оригинальное глобальное и наднациональное государство, т.е. строить Большую Россию.

Подобную задачу ещё несколько лет назад, разбирая проблему объединения Российской Федерации и Беларуси, обсуждал Виталий Третьяков. Но сейчас ситуация, с одной стороны, стала критической а с другой — более перспективной для России.

Вокруг нас имеется несколько состоявшихся, но не признанных государств, и несколько признанных, но не состоявшихся государств. Либо они и далее будут выступать источником нестабильности и плацдармом для дальнейшего удушения России, — либо Россия сумеет предложить им свой проект стабильности и создания нового глобального государства. В чём же может состоять приглашение к сотрудничеству со стороны России состоявшимся государствам и народам несостоявшихся государств на территории бывшего СССР, а также всем русским, разбросанным ныне по всем материкам и континентам?

В том, чтобы совместно создавать миропорядок по-российски, который будет исходить не из идеи политической свободы и демократии — они являются всего лишь инструментами, — а из принципа развития самобытности народов нашего исторического пространства, а вместе с тем и всех народов Земли. За этим стоит принцип личности (не индивида!), согласно которому каждому народу и человеку даётся уникальное и неповторимое «лицо», которое есть залог бессмертия и которое недопустимо унижать или нивелировать. Это есть исторически нажитая сверхидея России, имеющая всеобщий смысл и значение. Вокруг этого миропроектного основания и могут объединяться все народы и страны, которых интересует не только временное благополучие, но и сохранение себя в истории.

Распад СССР оказался не исторически закономерным событием, а следствием крайней дикости, в которую впало руководство РСФСР и СССР, а также и значительная часть активного населения, поддержавшая курс Горбачёва и Ельцина. Дикость вылечивается только культурой. В нашем случае - культом создания нового глобального государства Большой России и служением её новой государственности.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram