Теократическая ре-реконкиста

В декабре 2006 года испанские мусульмане, в лице "Федерации исламских религиозных организаций" (FEERI) Испании и её генсека Абдель-Салама Мансура Эскудеро, обратились к Папе Римскому Бенедикту XVI. Они просили у понтифика позволить мусульманам молиться в кафедральном соборе Кордовы, на месте которого до Реконкисты была мечеть. В письме указано, что местное католическое духовенство отклонило просьбу мусульман и, что мусульмане Кордовы не претендуют на передачу им всего здания собора или даже отдельных его частей. Они только хотят беспрепятственно возносить молитвы Аллаху под сводами собора. Они не намереваются «оккупировать это святое место, а хотят превратить его в экуменический центр межрелигиозного общения, который смог бы сыграть огромную роль в налаживании мирного диалога между различными конфессиями, который помог бы примирению всего человечества».

Генсек Эскудеро не преминул отметить в письме, что "В католической церкви есть определенные реакционные элементы. Когда они слышат о строительстве новой мечети или преподавании Ислама в государственных школах, или о хиджабах, они видят в этом рост нашего влияния и пытаются нам противодействовать". Кроме того, по словам Эскудеро, "мусульмане, которые приезжают со всего мира, чтобы увидеть святыню–собор, до сих пор известный в исламском мире как "соборная мечеть" в  Кордове, сталкиваются с препятствием в лице охранников, которые запрещают им совершать молитвы".

Обратите внимание на элегантный, мягкий переход: "приезжают посмотреть, а им не дают помолиться". В духе, "так пить хочется, что есть нечего, посему пустите переночевать, и вообще валите из моего дома..."

Именно этот характерный переход меня как израильтянина, наблюдающего за христианско-мусульманским конфликтом «несколько со стороны», и заставил сесть за компьютер. Ибо я вспомнил, как буквально на днях в интервью газете Sunday Times епископ Рочестерский Майкл Назир-Али, единственный англиканский епископ с исламскими корнями, отметил, что некоторые последователи ислама обладают "двойной психологией", которая позволяет им одновременно считать себя "жертвами и господами". "Их жалобы нередко сводятся к тому, что когда мусульмане — жертвы, вмешательство всегда правомерно, а когда мусульмане — угнетатели или террористы, — всегда неправомерно", — заявил епископ.

Этот комментарий епископа Рочестерского вполне к месту и в этой истории. Ибо "Аль-Джазира", поднявшая первой эту тему и испанские мусульмане обижены тем, что Ватикан и "Испанская конференция католических епископов", по сути, оказались не готовы поддержать просьбу местных мусульман... пересмотреть итоги Реконкисты. Напомню, городская мечеть Кордовы была построена эмиром Абдаррахманом I в 784–786 гг. на месте церкви вестготов Сан-Винсент, построенной в 5 веке. Вернув в 1236 г. Кордову в свои руки, христиане, естественно возвратили церковь на свое прежнее место — в мечеть, построенную на ее месте.

Кстати, ситуация в Иерусалиме совершенно аналогична, но зеркально противоположна Кордовской. Но здесь, в Иерусалиме, не церковь оказалась на месте мечети, а мечеть Аль Акса оказалась на месте иудейского храма, но максимум, на который оказались согласны мусульмане, были далеко не совместные с евреями молитвы на Храмовой горе. Израиль обладает полным политическим и военным контролем над Иерусалимом, но евреям, связанным политкорректностью, разрешено молиться только на задворках Храмовой горы — у остатков древней стены их Храма. И не дай бог еврею позволить себе, поднявшись на экскурсию к мусульманской мечети, чтобы посмотреть на священную для евреев Храмовую гору, попытаться помолиться. За этим в еврейской столице бдительно следит как мусульманская охрана мечети Аль-Акса, так и израильская полиция.

А вот еще одно интересно обстоятельство. В 44-миллионной Испании живет 1 миллион последователей Ислама, в основном иммигранты из Северной Африки. Из 300 000 жителей современной Кордовы приблизительно  500 человек мусульмане, и местная мечеть, как сетует генсек FEERI, уже не может вместить всех желающих. Именно так и возникла идея об использовании в качестве мечети католического храма, существующего в таковом качестве уже почти 800 лет и способного вместить до 40 000 верующих. И, действительно, почему бы благородным католическим донам не потесниться?

Католический епископ из Кордовы Хуан Хосе Асиньо объяснил это тем, что раздел собора будет "вводить верующих в замешательство". И хотя "испанские христиане хотят жить в мире с представителями различных верований, но не хотят, чтобы на них оказывали давление, которое не способствует интеграции". Конференция католических епископов Испании выпустила бюллетень, в котором она "не рекомендовала" мусульманам молиться в этом соборе и заявила, что Католическая церковь в лице испанских прелатов "не готова обсуждать изменение статуса" храма с представителями других религий. Как сообщили представители FEERI, в Ватикане предложение мусульман также было отвергнуто.

Кстати, по данным Католической Церкви, сегодня в Саудовской Аравии постоянно проживает около 600 тысяч католиков, многие из которых по несколько лет не имеют возможности приступить к таинствам. В Саудовской Аравии нет ни одной церкви — ибо законодательство Саудовской Аравии запрещает публичные молитвенные собрания представителей неисламских религий. Но испанским мусульманам, для которых стала мала их мечеть в Кордове — это "по барабану". Испания — член ЕС, а не какая-то там Аравия.

История с подобного рода претензиями мусульман на "экс-мечети", и на кордовский собор в частности, не нова. Ватикан уже давал свой жесткий ответ на посягательства на церкви еще при предыдущем Папе Римском — Иоанне Павле II. Но это было еще до терактов в Мадриде, и отрицательная реакция католических прелатов оказалась мягче и политкорректнее. Правда, смягчили свои претензии и мусульмане. В 2004 г. они вообще не ставили под сомнение свое право молиться в католическом храме. Теперь же они "опустились" до письменного обращения в Ватикан.

Напомню, что 22 апреля 2004 г. Мунир аль-Мусейри, имам Исламского культурного центра в Мадриде, заявил, что все разговоры о просьбах разрешить мусульманам молиться в Кордовской мечети, обращенные к понтифику, не имеют под собой основания. "Это полнейший нонсенс… я сам лично не раз молился в церкви. У мусульман нет никаких причин просить разрешения у Ватикана на проведение молитв в данном месте. Ведь Кафедральный собор зарегистрирован ЮНЕСКО как историческая ценность, а не духовная святыня", — заявил он в интервью IslamOnline. "Если мы внимательно рассмотрим испанские исторические материалы, то убедимся, что все испанские мечети были переделаны под церкви. И Кордовский храм не исключение".

Как сообщила 4 мая 2004 года "Гардиан", официальный Ватикан в ответ заявил, что больше не позволит мусульманам совершать молитвы в помещении кафедрального собора в Кордове. "Мы тоже хотим жить в мире с людьми различных религий, — сказал в интервью архиепископ Майкл Фитцджеральд, председатель Папского совета по межрелигиозному диалогу. — Однако мы не подчинимся давлению или манипулированию и не пойдем против основополагающих принципов нашей веры". Тогда же, в 2004 г. архиепископ дипломатично напомнил, что Ватикан никогда не обращался с подобными требованиями в отношении мечетей, которые ранее были церковными зданиями. "Святейший отец (предыдущий Папа — Иоанн Павел II. — Р.К. ) во время визита в Сирию посетил в Дамаске мечеть Омейядов и совершил тихую молитву перед находящейся здесь могилой св. Иоанна Крестителя, — продолжал епископ Фитцджеральд. — Но он же не совершал здесь святую мессу".

Представитель Ватикана вспомнил также храм Святой Софии в Стамбуле, бывший первоначально церковью, а затем ставший мечетью. По мнению Фитцджеральда, смешение на одной территории общинной и молитвенной деятельности представителей различных религий отбросит нас к временам межрелигиозных противостояний. Ватикан ясно дал понять, что он не желает открывать двери для отправления религиозных обрядов других исповеданий: "Кордовский храм — католическое место поклонения, в котором находятся благословленные сакраментальные атрибуты, и он не может быть использован для молитвенных служб представителями других религий".

Более того, инициатива мусульман вызвала гнев со стороны некоторых католических деятелей. "Смогут ли христиане молиться в мечетях Марокко, Саудовской Аравии, Ирана или Кувейта?", — вопрошал редактор одного из католических вебсайтов. Ответим на этот вопрос. Законодательство Саудовской Аравии запрещает публичные молитвенные собрания представителей неисламских религий. Нарушителей подвергают тюремному заключению сроком на восемь месяцев, а затем высылают из страны, предварительно дав по 80 ударов мечом каждому. Правозащитники неоднократно сообщали, что немусульман не только сажают в тюрьмы, но и подвергают пыткам. Известны случаи, когда «неверных» приговаривали к смертной казни.

Теоретически, немусульмане могут удовлетворять свои потребности частным образом. Но, несмотря на заявление королевской семьи, что христиане в стране пользуются религиозной свободой, на практике они не могут собираться на молитву даже в частных домах, не имеют права публично носить нательные кресты, показывать Библию, собираться на общественные молитвы и богослужения. Полиция уже неоднократно врывалась в частные дома и арестовывала молящихся. В 2005 в тюрьмах саудовского королевства находились около 500 таких узников совести. Примерно столько же, сколько мусульман есть в Кордове.

…С 20-х чисел декабря полиция Саудовской Аравии проводила ежегодные массовые проверки магазинов, — прежде всего, сувенирных и цветочных лавок. В том случае, если на прилавке (или под ним) находят свечи, украшения, новогодние венки или открытки, владельца и продавцов немедленно доставляют в полицейский участок. Писем с предложениями совместно с мусульманами помолиться в мечетях Мекки или Эр-Риада местные христиане посылать не рискуют — видимо, хорошо представляют себе реакцию мусульманских "прелатов".

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter