Политика и полиция

На прошлой неделе Карелия вновь подтвердила свой недавно обретенный образ одного из центров российской политики.

10 ноября, во Всемирный день молодежи (который в России пока еще чаще отмечается как день милиции) в Петрозаводске состоялась конференция «Против полицейского государства». В ней приняли участие региональные представители практически всех оппозиционных организаций — КПРФ, ОГФ, НБП, СКМ,.. лидеры местных общественных движений, депутаты карельского парламента, многочисленные журналисты и творческие деятели. Ждали визита Егора Летова (у «Гражданской Обороны» на 10-е был как раз назначен петрозаводский концерт), но группа, к сожалению, еще не успела приехать в город. Вместо Егора на конференции выступил не менее культовый среди «неформалов» Сергей Калугин.

Прослышав о конференции, ее удостоили своим визитом и трое «товарищей в штатском» из трех республиканских «силовых структур», чье начальство совсем недавно сменилось. Правда, они особо не задержались — видимо, торопились поздравить своих коллег, которые отмечали свой праздник в Филармонии. Но вряд ли участники конференции этому исчезновению особо опечалились. Ведь вопросы, интересовавшие их, имеют скорее общероссийский характер — так что вряд ли имело смысл добиваться ответа у местных назначенцев…

Были обсуждены резко участившиеся за последние годы факты нарушения конституционных прав и свобод граждан со стороны всевозможных «государственных органов». Наиболее зримо это проявляется в действиях милиции, которая уже не просто блокирует все массовые политические мероприятия, если они не организованы самой властью, но беспощадно «винтит» и вообще всех граждан, осмелившихся появиться на публике в сколько-нибудь необычном виде.

Так недавно произошло с группой студентов-историков Петрозаводского университета, которые решили отметить очередную годовщину со дня рождения Нестора Махно и прошлись по Онежской набережной с черным флагом, в символических тельняшках, раздавая прохожим стихи этого героя Гражданской войны. Ясно, что никакого отношения к «политическому экстремизму» эта арт-акция не имела — тем не менее, она закончилась 4-часовым (т.е. более, чем допускает закон о милиции) задержанием всех ее участников, переписыванием мобильных телефонов, снятием отпечатков пальцев и т.д. Ибо слишком вольно, как в какой-то Европе, ведете себя, ребята, а «у нас» все должны быть серые и неприметные. И вообще — больше трех не собираться — иначе это уже «несанкционированное шествие».

Над этой ситуацией мрачно иронизирует Центр политических и социальных исследований Карелии: «В чём суть «правонарушения»? В том, что с десяток молодых людей группой шли по петрозаводской улице? Тогда любую пешеходную группу, скажем, туристов-гостей города можно объявить вне закона». С этаким усердием карельская милиция рискует и впрямь разрушить нашу туристическую индустрию…

Но это лишь один из растущего множества примеров милицейского произвола, касающихся, конечно, не только Карелии. Участники нашей конференции приняли обращение к местной и федеральной власти с инициативой о создании Гражданской комиссии по контролю за деятельностью МВД. Эта комиссия вела бы регулярный независимый мониторинг нарушений сотрудниками милиции прав граждан, привлекала бы к ним общественное внимание и тем самым явилась бы мощнейшим инструментом по искоренению всевозможных «оборотней в погонах»…

Но, похоже, «оборотничество» уже проникло в самую суть нынешней государственной системы… Ведь понятно же, что власти никогда не пойдут на создание такой Гражданской комиссии — или изобретут нечто формально-пародийное вроде «Общественной палаты». Этому государству свободные граждане вообще не нужны — оно требует лишь покорности подданных

Вот почему, кстати, в Карелии был принципиально невозможен московский «Русский марш» с его национально-имперскими лозунгами. Сегодня эти лозунги без гражданско-правозащитного смысла ничего не значат — или просто обслуживают ту же самую, кремлевскую государственную систему, которая устами г-на Суркова уже научилась вещать о «русском патриотизме»…

Еще более немыслимо представить у нас «Второй Русский марш», готовящийся в Москве в день рождения Сталина. С правозащитной точки зрения, его бы следовало не разгонять — а наоборот, защищать от прохожих... Потому что память о Беломорканале, Сандармохе и «Зимней» войне, где сталинский режим уничтожил десятки тысяч своих же граждан — в Карелии весьма остра и ее не замаскировать никакой «патриотической» риторикой.

Вообще, есть что-то мазохистское у организаторов этих «маршей» — их запрещают, прессуют, а они сами взахлеб прославляют «российскую милицию»…

В Кондопоге же эта милиция безучастно наблюдала за побоищем в «Чайке». И только когда граждане фактически взяли власть в городе в свои руки — на них натравили ОМОН…

«Мы обращались в прокуратуру, приносили справки о побоях, но никто не обращает на это внимания», — заявил на конференции лидер карельской «Антифашистской инициативы» Алексей Волгин. Подчеркнем, что эта неформальная молодежная организация не имеет ничего общего с официозными «антифашистскими инициативами» — которые как раз уместнее называть именно фашистскими (ибо они ревностно исполняют завет дуче: «государство превыше всего»).

Вообще, у нас на Севере уже мало что значат прежние идеологические барьеры, типа «левых» и «правых», которые до сих пор разделяют московскую политическую тусовку. Здесь постепенно проявляется иная, куда более фундаментальная грань — между свободными гражданами, наследниками Новгородского самоуправления, — и теми, кто все еще поклоняется кремлевской «империи»… Это по сути разница между такими разными, но однокоренными словами — «политикой» и «полицией». Впрочем, последняя уже выродилась в «ментократию» — как ее точно назвали на АПН-Северо-Запад.

Сторонники полицейского государства любят ссылаться на «специфику нашего общества», утвержденную на пятивековой «монархической традиции». И потому-де русские навеки обречены оставаться холопами того или иного «доброго царя» или «фюрера», подчиняться всевозможным «контролирующим органам», а всякие идеи о гражданском обществе — «от лукавого». Но вот только граждане Новгородской республики, которые были куда более русскими, чем некоторые «имперцы», предпочитали всегда сами определять свою судьбу…

Перефразирую одного литературного героя, известного гостя Москвы: «Общество не может быть без граждан. Это вас кто-то обманул…»

Петрозаводск, 14.11.06

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter