АПН Национально-Демократическая ПартияЕдинственный в России онлайн-магазин футболок без принтаПроверь свои убеждения
Главная События Публикации Мнения Авторы Темы Библиотека ИНС
Воскресенье, 26 июня 2016 » Расширенный поиск
ОСОБАЯ ПАПКА » Версия для печати
2011-05-10 Андрей Епифанцев

Рецензия на книгу Игоря Бойкова «Жизнь, прожитая не зря»
Книжное обозрение

Мне еще не доводилось писать рецензии на художественное произведение. Причина, по которой я это делаю сейчас – в том, что книга Игоря Бойкова «Жизнь, прожитая не зря» является художественной не в полной мере. По реализму, по знанию фактуры, по точности передачи деталей и духа времени ее вполне можно отнести к документалистике.

Игорь Бойков – известный автор, он – один из немногих русских публицистов, кто давно, профессионально, глубоко и со знанием дела пишет о политических процессах, происходящих на Северном Кавказе, в частности, в родном для него Дагестане. Книга «Жизнь, прожитая не зря» является его дебютом в художественной прозе.

Читается она тяжело, как и любое произведение, очень реалистично описывающее трудные, малоприятные, а зачастую и просто омерзительные вещи. Книга невероятно точна и, значит, не политкорректна. За исключением «Воспоминаний грозненца» Юрия Кондратьева, описавшего жизнь в дудаевской Чечне, я не знаю иных настолько неполиткорректных и правдивых произведений о Кавказе.

В первую очередь, это, конечно же, относится к двум повестям на чеченскую проблематику. В одной из них – «Закованные в цепи» - рассказывается о рабах, находящихся в обычной чеченской семье, в другой – «Случай в Гудермесе» - описывается следование пассажирского поезда через «свободную» Чечню во время дудаевского периода. То, что в них описывается, выходит за грани добра и зла и просто самим фактом своего существования ставит себя вне рамок человеческих законов. Это то, что нужно карать жестоко, в любом случае и без срока давности.

В этом отношении интересна манера подачи материала автором - глубокие эмоциональные чувства, охватывающие читателя, возникают на фоне холодного, отрешенного повествования, сухо и как-то даже обыденно рассказывающего о совершенно мерзких явлениях, глубоко противных любому нормальному человеку.

У нас ни тогда, ни сейчас не любят говорить о том, что подобные вещи не просто происходили, но были широко распространены и повседневны. Тогда – потому, что это вызывало бы вопросы к власти – как же она могла допустить такую дикость? – сейчас – потому, что мы с Чечней теперь вроде как дружим и поэтому если люди, занимавшиеся подобными бесчеловечными делами выжили в водовороте двух войн, то никакого наказания за свои преступления они не понесли и при нынешней российской власти не понесут. Не секрет, что у нас судят только Аракчеевых и Будановых, но аналогичных процессов над чеченскими рабовладельцами, работорговцами и просто преступниками нет и, более того, в нашей нынешней системе координат их даже трудно представить.

Действие нескольких других повестей – «Смерть капитана Лебедева», «Божественное яйцо», «Месть Гасана», «Гадальщик» - разворачиваются в наши дни в Дагестане. В «Городе Ветров», описываемом автором, четко угадывается Махачкала. На фоне событий, происходящих с обычными людьми, автор описывает повседневную жизнь современного Дагестана с его характерными чертами – падением нравов общества, идущим параллельно со стремительной, зачастую напускной и лишь внешней исламизацией, криминализацией дагестанского общества и беззащитностью перед ней представителей не-титульного населения, презрительным отношением к русским, бытующим среди немалой части коренных дагестанцев, всепроникающей клановостью, напряженными и тоже неполиткорректными отношениями между различными этносами, радикализацией молодежи, дистанциированием от России и т.д.

В каждой из повестей есть интересный сюжет, позволяющих взглянуть на современный Дагестан и на наше общество с необычной стороны – русский парень, встречающийся с девушкой-дагестанкой (что само по себе очень нетипично), гадальщик-зороастрист, которого похищают боевики и требуют предсказать свое будущее, бесцельно погибающий российский капитан, чабан, уверовавший в то, что в смерти его сына виновата проститутка и убивающий ее, подростки, разыгрывающие недалекого и слепо верующего человека.

Интересно, что реально идущие глубокие политические и этнологические процессы в книге раскрываются через бытовые повседневные сцены, очень точно передающие колорит и атмосферу Дагестана. Автору великолепно удались диалоги – язык, современный молодежный сленг, манера речи дагестанцев переданы с невероятной, документальной точностью.

На первый взгляд, из этого ряда выбивается повесть «Жизнь, прожитая не зря», переносящая нас в 1920-е годы - в Дагестан времен коллективизации. Главный герой повести – Чамсурбек – коммунист и колхозный активист – убивает своего кровника – бывшего белобандита и богача, зарезавшего его отца и добровольно сдается властям, осознав, что поступил не по партийным, а по старым, отжившим свое горским законам, а значит не может служить примером для односельчан и должен быть наказан.

Сильный характер Чамсурбека, его духовная чистота и возвышенность резко диссонируют с нравами современных жителей Дагестана, по крайней мере, молодежи, их пустотой и полудикостью. Кажется странным, что такие прекрасные люди как Чамсурбек могли оставить после себя настолько никчемное и бездуховное потомство. Несмотря на позитивное название повести, сравнивая эти два поколения, приходит уверенность, что в этом смысле Чамсурбек прожил свою жизнь все-таки зря.

После прочтения книги остается чувство безысходности и опустошенности, но это не вина автора, а, скорее, его заслуга потому, что в современных реалиях подобное чувство естественно и вполне объяснимо. В книге показаны язвы общества, но не говорится как их исцелить, хотя именно это было бы интересно услышать от писателя с таким глубоким знанием фактуры. Не исключено, что автор просто не знает ответа на этот вопрос – он видит проблемы, но не знает как их разрешить. Это тоже неплохо, ибо то, что мы хотя бы начали честно говорить о подобных явлениях, это уже хорошо и уже является первым шагом к нахождению решения.

Книга Игоря Бойкова – это событие, уверен, что она будет интересна каждому, кто хочет разобраться в проблемах нашего общества, понять что происходит на Кавказе, взглянуть на себя со стороны и - чем черт не шутит! – начать понемногу переходить от вопросов «Кто виноват?» к вопросам «Что делать?»

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Революция и контрреволюция
ПОЛЕМИКА
2008-07-01 Левон Мелик-Шахназарян
Нацвопрос. Днем национального спасения в Азербайджане считают день возвращения курда Гейдара Алиева к руководству. К концу жизни Алиев обеспечил курдов непререкаемой властью в республике.
РЕКЛАМА