Технология успеха

Говорить о бесчисленных недостатках книги Дэна Брауна можно очень долго. Занятие это неблагодарное и неинтересное. Пожалуй, никто и не пытается всерьез хвалить этот весьма посредственный роман, который смело можно отнести к разряду бульварной литературы.

Идеи «Кода да Винчи» банальны и не новы. Уже в первые века христианства существовали секты иудейского толка, последователи которых утверждали, что Иисус имел детей от блудницы Марии Магдалины. Для человека современного подобного родf заявления тоже не новость. Вспомним хотя бы нашумевший фильм Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа». Характерные «американизмы» и культурологическая безграмотность «Кода да Винчи» делают это произведение просто скучным.

Загадка «Кода» не в достоинствах этого произведения, не в уникальном таланте писателя, а в «популярности» этого художественного примитива. Благодаря PR технологиям эстрадных звезд штампуют на фабриках, а из бульварных писателей делают гениев и светочей литературы. Это явление, метко охарактеризованное известной поговоркой, подобно алхимическому процессу, в котором из дешевого материала делают золото. Среди «трудящихся масс» не так уж много ценителей настоящих жемчужин, а потому не стоит метать бисер и прилагать слишком большие усилия, пусть довольствуются просто «сладеньким», хорошо разрекламированной конфеткой.

Современные PR-алхимики могут гордиться своими достижениями, одним из которых стала скандальная книга. «Провокация» — прекрасное средство подстегнуть толпу. Пусть в этом споре одни нападают на книгу и фильм, требуя запрета, а другие отстаивают принципы демократии и толерантности, осуждая чрезмерную агрессию, пусть кто-то радуется пробуждению «христианской пассионарности», а кто-то боится «костров инквизиции». Для мира денег идеологические споры лишь грамотная технология манипулирования, результатом которой должен стать большой кассовый сбор. Если ты человек далекий от мира интеллектуальных изысков — приобщись к нему, повысь уровень своей образованности, купи книгу «Код да Винчи». Если ты интеллектуал и слышал много плохих отзывов о книге, не доверяй чужому мнению, имей свою собственную, основанную на фактах точку зрения, купи «Код да Винчи». Если ты верующий, посмотри только на этих безбожников и кощунников, какое безобразие! Ты должен заявить о своем протесте! Чтобы знать, что критиковать, купи книгу. Ты антиклерикал? Видишь, опять церковники возмущаются. Если так дело пойдет дальше, то завтра запылают костры. Объясни людям, что бояться нечего. Ведь ничего страшного и оскорбительно Дэн Браун не написал, почитай, купи книгу». Охват аудитории максимальный. Чем больше отзывов, не важно, положительных или отрицательных, тем лучше.

Современного человека окружает беспрерывный поток информации. Срабатывает естественный механизм психологической защиты, и информация превращается просто в фоновый шум. Чтобы заинтересовать людей требуются все более изощренные способы информационного воздействия. Нужны некие точки фиксации, благодаря которым среди общего шума удастся обратить внимание на отдельное сообщение. Их роль играют слова-стимулы (например, рекламный слоган: «Не знаешь кто такой Дэн Браун? Позор!»). Чем чаще какое-то словосочетание повторяется, тем оно лучше запоминается, срабатывает принцип узнавания, а, значит, пробуждается интерес. Контекст не важен, потому что он вытесняется другой информацией и просто забывается.

В общественном сознании есть еще одна само собой разумеющаяся предпосылка: на все нужно иметь свое собственное мнение. Чтобы прочитать книгу среднестатистическому гражданину, работающему 5 дней в неделю по 8 часов, требуется неделя, а то и месяц. Самый быстрый и легкий способ узнать «о чем шумят» — посмотреть фильм, всего два часа, и уже есть свое собственное мнение и новая актуальная тема для беседы с друзьями и коллегами. Ведь не все же время «о деньгах, да о женщинах» говорить, иногда нужно и о «духовном». Вполне понятно, почему почти сразу вслед за выходом книги и активной компанией по ее раскрутке, начались съемки фильма.

Не столь важно, соглашаться или не соглашаться с мнением христиан, что фильм нужно запретить, потому что он оскорбителен для верующих. Думаю, что не ради проповеди определенных идей создан «Код да Винчи». Возможно, кто-то составит нехристианское представление о Христе, возможно, кого-то оскорбят идеи книги, кому-то вообще все это, выражаясь молодежным языком, «параллельно». Голливудский фильм — это не христианский катехизис, не проповедь и не лекция по культурологии. Дэн Браун и его произведение — лишь однодневки в большой игре, которая, действительно, вызывает тревогу.

Чем больше удельная масса культурного ширпотреба, чем больше при этом аккумулируется денег, тем больше вероятность, что безвкусие и пошлость станут нормой. Чем эффективнее будут новые технологии по «раскрутке толпы на деньги», тем более дрянной материал будут подсовывать «среднестатистическому индивиду» под видом очередного шедевра, и тем увереннее почувствуют себя теневые хозяева «душ человеческих». Хорошо отработанная технология — это залог успеха. Когда производство «идей» поставлено на конвейер, можно тиражировать какие угодно идеологические продукты и заставлять людей платить за них.

Вспомним, риторический вопрос, который древнегреческому философу Фалесу некогда задали сограждане: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?». Было время, когда богатство поглотило силу оружия, а тугой кошелек стал важнее острого меча, потому что, как известно, «за деньги можно купить все». Началась эпоха капитализма. В информационном же обществе известность и раскрученность являются залогом больших денег. Какой заряд в себе несет новая «идея» не важно. Главное — масштабы охвата территории. Это своего рода «информационная пушка», новое виртуальное оружие, которое уже не в первый раз удачно апробируется и доказывает свою практичность.

Упования на прогресс разума и рациональности в устройстве человеческого общества показали свою зыбкость и не состоятельность перед горьким опытом двух мировых войн. Мнение, что убеждения лишь зыбкая надстройка над бушующим океаном страстей бессознательного, находит свои веские эмпирические подтверждения. «Убеждать» и «доказывать» теперь стало не модно и не эффективно. Что толку в бесполезных дискуссиях, когда все равно каждый останется при своем? Мысль требует душевных и нравственных усилий. Зачем напрягаться и тратить время, когда можно все тяжелое и неприятное сделать побыстрее и как следует отдохнуть и расслабиться?

Все большую популярность приобретают информационные продукты быстрого потребления, достаточно посмотреть на заголовки книжных изданий: «Краткое содержание «Войны и мира»», книжка объемом 30 страниц, «Английский за 2 часа», «Вся мудрость в одной книге». Аналогичные процессы происходят и в мире религиозном: религия должна быть доступной и понятной. Книга, утверждающая, что содержит древнее эзотерическое учение и имеющая тираж 100 тыс. экземпляров, для большинства уже не представляется “contradictio in defini” (противоречием в определении).

Для иррационально-технологичного мироощущения убедительными являются отнюдь не доводы, а символические фетиши, основанные на определенных стереотипах: «человек преуспел в жизни, занимает высокую должность, значит он прав», «у него много денег, значит, он прав», «он известен и популярен, значит, он прав», «он духовен, обладает особым даром, значит он прав». Наконец, чем чаще звучит идея, тем она убедительней. Именно на этом основана реклама. Критерий истины самоочевиден и легкодоступен. Аналогичное отношение формируется и к книгам: «книга разрекламирована и имеет большой тираж, значит, в ней что-то есть». Конечно, для большинства фильм «Код да Винчи» — лишь повод отдохнуть и посмотреть что-то интересненькое. Думаю, что людей, которых всерьез убедит книга Дэна Брауна, найдется не так уж и много. Большинству по большому счету все равно, имел Иисус детей или нет.

Однако нельзя не замечать побочных последствий такого рода «информационного выстрела». Массовая культура в подсознании аудитории формирует определенный идеологический фон — некогда услышанные идеи, которые тем кажутся очевиднее, чем чаще их приходилось слышать. Ясно, что для католической и православной церкви влияние книги Дэна Брауна на общество неблагоприятно. Действительно, это своего рода «информационный удар» против христианства. Но самое главное, что объектом нападения может стать, что угодно: любая личность, любое явление культуры. Пока главная цель подобного рода проектов — прибыль, но не исключено, что со временем, более совершенные информационные продукты первостепенной задачей будут иметь трансляцию конкретной идеологии, детерминирующей поведение толпы. Чем глубже она будет внедрена в сферу индивидуального подсознания или даже бессознательного, тем в большей степени истинный смысл идеологического продукта будет скрыт от разума и тем эффективнее окажется такое оружие.

Скандал вокруг «Кода да Винчи» по форме имеет религиозный характер, однако, за ним кроется гораздо более широкая проблема современного общества — проблема свободы и независимости индивида. Сможет ли общество противостоять умелым манипуляторам и не стать послушным материалом в руках опытных социальных алхимиков? Думаю, что в этом стремлении человек светский и неверующий будет солидарен с христианами. Когда стоит вопрос: «А свободен ли ты в своих решениях? Можешь ли не поддаться на рекламные трюки и не платить деньги за безделушку?» предложение игнорировать фильм не кажется уже глупым мракобесием. Дэн Браун уже заработал на своей книге более 300 миллионов долларов. Бестселлер купили более 40 миллионов человек, и сейчас он переведен на 45 языков. По прогнозам журнала Forbes, кассовый сбор фильма только по Америке составит минимум 450 миллионов долларов, а по всему миру может достигнуть миллиарда! Многие наши сограждане с радостью заплатят за просмотр скандальной киноленты.

«А ты записался добровольцем?».

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter