Капитуляция, которой не заметили

Несмотря на вдалбливаемые либералами уже два десятка лет в головы наших сограждан абсолютно капитулянтские установки в области геополитических интересов страны – извиниться, покаяться, признать историческую вину и т.д. (в последние годы к ним, правда, присоединились и наиболее примитивные представители националистического лагеря, мечтающие отсоединить от России Северный Кавказ) – наша общественность на территориальные уступки в пользу соседей по-прежнему реагирует весьма болезненно. Что, в частности, мы могли наблюдать и шесть лет назад, когда тогдашний президент Путин подписал пограничный договор с Китаем, согласно которому острова на Амуре передавались под юрисдикцию Поднебесной, и пару недель назад, когда уже президент Медведев в вопросе принадлежности арктических водных пространств совершил одностороннюю уступку в пользу Норвегии. Реакция, надо сказать, что тогда, что сейчас, была сколь резкой, столь и однозначной: данные действия российского правительства однозначно рассматривались как внешнеполитическая капитуляция.

Нет никакого сомнения, что это именно так, и данная трактовка подобных шагов российского руководства является, безусловно, правильной – ведь добровольную сдачу территорий сложно считать чем-либо иным. Однако в тени этих двух капитуляций осталась ещё одна, к сожалению, мало кем замеченная, хотя и совершённая совсем недавно – 2-3 сентября в столице Азербайджана Баку, во время встречи между президентами Дмитрием Медведевым и Ильхамом Алиевым. И выразилась она в подписании договора о государственной границе между Азербайджаном и Россией, согласно которому она теперь пролегает не по правому берегу реки Самур (как было ранее), а по её середине, следствием чего стало решение вопроса о принадлежности имеющего стратегическое значение Самурского гидроузла в пользу нашего южного соседа.

Это важное внешнеполитическое событие осталось федеральными СМИ практически незамеченным. Возможно, потому. что российско-азербайджанская граница пролегает очень далеко от Садового кольца, и главным пострадавшим в данной ситуации оказался Дагестан, южный рубеж которого нашей границей с Азербайджаном как раз и является. Но какого бы ни было отношение российской общественности к этому субъекту федерации и его проблемам, игнорировать произошедшее нельзя - на наших глазах было фактически совершено ещё одно предательство интересов страны. Причём, предательство самое что ни на есть откровенное.

Обрисую вкратце читателю суть проблемы. Река Самур протекает по территории южного Дагестана, а, значит, и России. Её протяжённость составляет 213 км, берёт она своё начало близ селения Кусур Рутульского района Дагестана, сток на 96,4% формируется на российской территории. Из 213 км общей протяжённости лишь 38 км приходятся собственно на российско-азербайджанскую границу. То есть, с полным на то правом мы можем утверждать, что Самур – река российская и ничья другая.

В условиях жаркого субтропического климата южного Дагестана Самур является фактически единственным источником для орошения сельскохозяйственных угодий, снабжения промышленных предприятий и населения питьевой водой. Естественным потребителем вод реки является и уникальных Самурский природный комплекс, включающий в себя реликтовый лиановый лес, находящийся под охраной государства. Без воды он просто засохнет. Так же как и загнётся сельское хозяйство в Южном Дагестане.

 Плотиновый гидроузел на Самуре, который, собственно, и является распределителем воды между двумя странами, был построен в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 9 октября 1949 г. № 4321 на участке, выделенном под строительство распоряжением Совета Министров ДАССР (Дагестанской Автономной Советской Социалистической Республики в составе РСФСР) от 11 марта 1952 г. №125-р. Деньги на строительство гидроузла выделялись из бюджета единого союзного государства, и хотя бы поэтому нынешние попытки официального Баку в одностороннем порядке приватизировать самурскую воду, которой, кстати, сказать, уже не первый год почти целиком снабжается 2,5 миллионная азербайджанская столица, выглядят, мягко говоря, необоснованными.

 Протоколом Минводхоза СССР от 7 октября 1967 года были определены годовые лимиты водозабора, которые изначально были приоритетны для Азербайджана. Итого, он получал 800 млн.куб.м. воды; РСФСР в лице Дагестана – 300 млн.куб.м.; на экологический пропуск отводилось 510 млн.куб.км. Однако в последующем лимиты водозабора азербайджанской стороной были превышены многократно.

 На рубеже 2000-х годов они составляли для неё 53%, для России – всего 9%, и для экологического стока 38%. На сегодняшний день фактический самовольный и бесплатный забор воды Азербайджаном оценивается более чем в один миллиард кубометров ежегодно. Согласно международным расценкам кубометр воды стоит 0,2 до 60 центов. Поэтому даже по самым скромным подсчётам ежегодный экономический ущерб России составляет минимум 5 миллиардов рублей! Именно такую сумму беспомощные во внешнеполитических вопросах российские чиновники “дарят” Азербайджану (Данные дагестанского еженедельника ”Настоящее время”, № 34 (151) от 3 сентября 2010 г., ”Лезгинская Волга”).

 Надо отметить, что с 1995 года российская сторона неоднократно предлагала Баку различные проекты соглашения об использовании самурских гидроресурсов, согласно которым воду предполагалось делить поровну. Однако азербайджанская сторона всякий раз отвергала подобные инициативы, настаивая лишь на односторонних уступках. Самовольное увеличение водозаборов Азербайджаном всё это время происходило как за счёт столь же самовольного уменьшения их нашей стороной, так и за счёт уменьшения экологического пропуска.

 Но главное заключается в другом – Самурский гидроузел изначально строился на территории ДАССР, а поскольку с тех пор административная граница между Дагестаном и Азербайджанской ССР оставалась неизменной, и в 1991 году она сразу же превратилась в государственную уже между Азербайджаном и РФ, то со всей уверенностью можно утверждать, что данный объект находится на российской территории и является собственностью нашего государства. Односторонний отказ от которой был оформлен во время встречи в Баку между президентами Дмитрием Медведевым и Ильхамом Алиевым.

 Какими последствиями обернётся данное решение для нашей страны? Увы, самыми тяжкими. Поскольку теперь большая часть самурской воды уже де-юре окажется в собственности Азербайджана (и это при том, что на его территории формируется всего лишь 3-4% водостока – уникальный случай в практике межгосударственных отношений!), южным рубежам России грозит экологическая катастрофа. Грозит она и населению региона, в том числе и жителям Дербента, и так получающим воду по часам. Вода в регионе теперь станет в буквальном смысле на вес золота. Над Самурским природным комплексом теперь нависла реальная угроза гибели, ведь влажному субтропическому лесу также нужна вода.

Однако на проблемы собственных сограждан кремлёвских властителей волнуют мало. Подумаешь, будет страдать от безводья Юждаг и высохнет какой-то там лиановый лес! Зато 3 сентября в Баку с азербайджанским руководством было подписано соглашение об увеличении поставок газа в Россию, доходы от которого оседают сами понимаете в чьих карманах. Кстати, не удивлюсь, если вдруг впоследствии выясниться, что подобная уступчивость российских политиков была отнюдь небескорыстной. Ведь все мы знаем, что многочисленная и влиятельная азербайджанская диаспора в России обладает значительным финансовым ресурсом. Он зачастую является определяющим фактором в том случае, если имеешь дело с нашими чиновниками. А уж задабривать соседей территориальными уступками им не привыкать. Вот только подумали ли в данном случае кремлёвские ”геополитики” о том, что, пытаясь таким способом купить лояльность соседа (который всё равно смотрит в сторону Турции, а не Москвы), они лишь провоцируют антироссийские настроения в Дагестане, в котором и так идёт война? Увы, боюсь, что это вопрос риторический.

 Дагестанские СМИ в своих материалах, ссылаясь на источники в республиканском правительстве, прямо указывают, что выгодный Баку вариант по определению принадлежности гидроузла открыто лоббировали два высокопоставленных российских чиновника: глава администрации президента РФ Сергей Нарышкин и министр иностранных дел Сергей Лавров. В частности, еженедельник ”Новое дело” в статье “Москва действует в обход Махачкалы” (№ 35(971) от 3 сентября 2010 г.), посвящённой анализу ситуации с Самурским гидроузлом, приводит фразу, брошенную одним высокопоставленным азербайджанским чиновником ещё в 2009 году на переговорах с тогдашним главой Дагестана Муху Алиевым: ”Если вас волнует позиция Москвы, с этим всё нормально, с Нарышкиным вопрос решён”.

 Как в воду глядел проницательный азербайджанец – через год этот вопрос оказался решённым и де-юре. Остаётся лишь спросить, чем именно была вызвана такая благосклонность кремлёвских чиновников? Ведь современная история пока не знает примеров проявления ими альтруизма и особенно бескорыстия. И заключение в Баку газового соглашения – лучшее тому доказательство.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram