РАЗГОВОР С ВЛАДИМИРОМ ПУТИНЫМ: сомнительные итоги.

Меморандум Института национальной стратегии

4 декабря 2008 г. в прямом эфире государственного телевизионного канала «Россия» состоялся «Разговор с Владимиром Путиным» - сеанс интерактивного общения председателя правительства РФ с активом партии «Единая Россия» и русским народом в целом. «Разговор» продолжался более 3 часов.

Эта «прямая линия» была задумана руководством партии «Единая Россия» и группой чиновников, отвечающих за информационно-имиджевое сопровождение деятельности председателя правительства РФ, со следующими целями:

· акцентировать неразрывную политико-организационную связь между «Единой Россией» и физическим лицом Владимиром Путиным

· подчеркнуть профессиональную состоятельность и эффективность чиновников, занимающихся информационной политикой главы федерального правительства

· послать населению РФ успокаивающие сигналы относительно состояния экономики и социальной сферы страны в условиях углубляющегося кризиса

Кроме того, содержание и форма подачи некоторых вопросов, адресованных Владимиру Путину, не оставляют сомнений в том, что организаторы «Разговора» пытались решать и определенные задачи лоббистского характера, подталкивая главу правительства к идеям о смене руководства в некоторых компаниях с государственным участием (например, ОАО «Аэрофлот») и регионах страны (Республика Башкортостан).

Однако мы можем констатировать, что «Разговор с Владимиром Путиным», скорее, нанес определенный ущерб политической и профессиональной репутации действующего председателя правительства РФ. В ходе «прямой линии» стало достаточно очевидно, что премьер-министр не вполне ориентируется в современной экономической реальности и не располагает адекватными представлениями как о состоянии экономики / социальной сферы, так и о путях выхода из кризиса.

Об этом свидетельствует, в частности, ряд высказываний В.Путина в ходе «прямой линии» на телеканале «Россия». Далее приводятся некоторые цитаты из ответов председателя правительства РФ на вопросы телезрителей и экспертные комментарии к ним.

1. Об инфляции.

«Правда, есть проблемы, связанные с ростом инфляции. Планировалось 12 с небольшим процентов».

На самом деле, инфляция в 2008 году планировалась в 7,5-8,5%, в 2009 году – 5,8-7%.

2. О денежных доходах населения.

«В некоторых странах, которые столкнулись с кризисом, и все об этом знают, планируется снижение уровня заработных плат и доходов населения».

Ни в одной стране мира снижение уровня заработных плат и доходов населения не планируется. За такие планы население сметет с лица своей земли любое правительство. Наоборот, во всех странах прилагаются отчаянные усилия, направленные на недопущение снижения доходов, например: налоговые стипендии для семей (Япония); снижение налогообложения физических лиц (многие страны); расширение субсидий при покупке предметов длительного пользования (США, Германия); прямые выплаты определенным группам населения (пенсионерам в Австралии) и т.п.

3. О безработице.

«Первое, и я тоже уже об этом говорил, - для тех людей, которые уже потеряли работу, мы существенным образом повышаем пособие по безработице - до 4900 рублей в месяц».

На конец ноября 2008 г. в России было зарегистрировано 1498 тыс. безработных (расхождение в цифрах простительно), увеличение за ноябрь составило 20%. Показатели общей численности безработных, определяемой по методике МОТ, в октябре составившие 4,6 млн. человек, в ноябре могут увеличиться на 940 тыс. человек, а это – более 5,5 млн. общей численности безработных в России.

При этом Владимир Путин вольно или невольно ввел аудиторию в заблуждение: 4900 рублей - максимальный размер пособия, определяемый, кстати, региональными властями. Так, в Москве, самом дорогом регионе России по уровню жизни, на 1 августа 2008 года средний размер пособия по безработице составлял 1378 рублей (при прожиточном минимуме для трудоспособного населения в 7288 рублей). После увеличения размеров пособий в полтора раза безработный москвич будет получать чуть больше 2000 рублей. Дополнительно: в Москве пособие по безработице в минимальном размере (781 рубль) получают более половины (54,8%) безработных; в максимальном размере (3124 рубля) - 29,3% безработных граждан.

«Кроме этого, я считаю, что и сами предприятия, муниципалитеты и региональные власти ... должны будут разработать и уже в самое кратчайшее время, буквально в ближайшие дни, начать осуществлять целый комплекс мероприятий, связанных со спасением рабочих мест. С переквалификацией работников тех или иных предприятий, направив на это соответствующие финансовые ресурсы, с повышением возможности внутренней миграции, то есть направлением трудовых ресурсов и людей, собственно говоря, в те регионы, где сегодня такие трудовые ресурсы востребованы».

По сути, речь идет о разработке стратегии развития рынка труда, что за несколько дней сделать невозможно. Кроме того, на переквалификацию, трудовую миграцию и прочее «спасение рабочих мест» ни в бюджете, ни в антикризисных сметах не заложено ни копейки.

«Я все-таки надеюсь, что массовой безработицы у нас не будет. Хотя мы видим из того, что происходит на рынке труда, что количество людей, которые временно утратили работу, конечно, возрастет. Сейчас у нас зарегистрированных безработных примерно 1700 тыс., будет чуть больше 2 млн.»

На конец октября в России было зарегистрировано 1245 тыс. человек (расхождение в цифрах простительно), однако общая численность безработных, определяемая по методике МОТ, составила 4,6 млн. человек, увеличившись по сравнению с октябрем 2007 г. на 8,7%. Вместе с тем, говорить, что в России безработных будет «чуть больше 2 млн.» не совсем верно. Это сказано либо по недоподготовленности, отягощенной некомпетентностью помощников, либо из желания успокоить людей. Реальная картина такова. Согласно эмпирическому Закону Артура Оукена каждые 2 процентных пункта (п.п.) снижения фактического ВВП по сравнению с потенциальным увеличивают безработицу на 1 п.п. Исходя из этой эмпирической закономерности, опираясь на прогнозы МВФ и МЭР, согласно которым ВВП страны в 2009 г. снизится на 4 п.п., а также независимых экономистов, предрекающих в 2009 г. «обнуление» роста ВВП, безработица может возрасти на 2,0-3,5%. В абсолютных цифрах это значит увеличение количества безработных в целом по России до 6,2-7,3 млн. человек. Значительная часть этих людей будет зарегистрирована в службах занятости. Но, вот парадокс! – если пропорция между официально зарегистрированными безработными (27%) и общим количеством безработных (73%) сохранится, то число тех, кто зарегистрирован, составит как раз около 2 млн. человек. Совпадение, должно быть.

4. О банках.

«Мы должны помнить негативные последствия прежних лет, или негативные последствия кризисов прежних лет, например 1998 года, когда рухнула вся банковская система».

В 1998 году банковская система России не рухнула. Обанкротились (сознательно или объективно) несколько крупнейших банков, а «кровеносная система» продолжала работать практически «день-в-день» без перерывов. Более того, многие крупные ныне банки «поднялись» (по терминологии Путина) как раз на волне дефолта и банковских банкротств.

«Мы направляем по разным каналам огромные средства в банковский сектор. Мы уже называли эту цифру - примерно около 5 трлн. рублей».

Возможно, средства и направляются, однако ликвидность банковского сектора на 1 октября 2008 года составляла 703 млрд. рублей, на 4 декабря – 564 млрд.

«Для того, чтобы поддерживать предприятия реального сектора, мы выделили 175 млрд. рублей. Это долгосрочные кредиты, которые должны быть направлены предприятиям реального сектора. Какие это сектора? Это сельское хозяйство, это оборонно-промышленный комплекс и это малый и средний бизнес, и еще длинный список отраслей, которые мы рекомендуем для финансирования».

175 млрд. рублей в действительности направлено на поддержку фондового рынка. В реальном секторе эти средства – как мертвому припарка: долг одного лишь аграрного сектора к настоящему моменту оценивается в 900 млрд. рублей.

5. О жилье.

«Средняя стоимость одного метра жилой площади по стране - 28 тыс. ...реальная стоимость в Москве и Петербурге больше - это примерно 42 - 44 тысячи».

По итогам 2007 г. средняя цена «первички» (жилья, продаваемого на первичном рынке) в среднем по России составила 47,5 тыс. рублей, «вторички» - 47,2 тыс. рублей. В Москве средняя стоимость жилья в 2008 г. составляет 150 тыс. рублей, в Петербурге – 80 тыс. рублей.

6. О финансовой политике.

«Центральный банк вынужден повышать ставку рефинансирования, а это, в свою очередь, связано с попытками Центрального банка предотвратить отток капитала из страны».

ЦБ повышает ставку для уменьшения оттока вкладов, повышения привлекательности вложений в банковскую сферу и борьбы с инфляцией. Причем, делает правильно – в подтверждение приведем пример Исландии, где после девальвации кроны на 30% ставка рефинансирования банка Исландии увеличилась с 12 до 18%. Уменьшение же оттока капитала из страны достижимо, в первую очередь, за счет ужесточения валютного регулирования и контроля.

«Для людей, которые утратили работу, либо для людей, которые столкнулись с резким понижением своих доходов, еще раз хочу сказать, мы планируем выставлять перед банками государственную гарантию через систему Агентства по ипотечному жилищному кредитованию. Агентство по ипотечному жилищному кредитованию может в этом случае забирать закладные, предварительно требуя от банков перезаключения договоров с получателем кредита. Имея на руках эти закладные, банк может даже пополнить свою ликвидность, обращаясь в Центральный Банк».

Схема так и осталась непонятной. Как банк может пополнить ликвидность в ЦБ, если закладные он отдал АИЖК (дословно, АИЖК может в этом случае забирать закладные)? Возможно, премьер-министр имел в виду, что банки получат рефинансирование в ЦБ? Однако у ЦБ нет соответствующего аппарата, стандартов, структуры, чтобы выступать еще и ипотечным агентом. Но даже если не придираться к словам, так и остается неясным, что банк будет делать с государственными гарантиями. Как правило, все ипотечные кредиты УЖЕ рефинансированы, и банки сегодня сталкиваются не с невозвратами основного кредита, а с потерей платы за пользование кредитом. Погашать ее гарантиями не предусматривается, значит, плата переносится на более поздние сроки?

7. О ценах на бензин.

«За счет людей с большими или даже средними доходами, за счет людей, которые все-таки могут позволить себе иметь машину, покупать бензин, мы изымаем доходы в бюджет и перераспределяем среди тех, которые остро нуждаются: те же самые безработные, инвалиды, пенсионеры и т.д., военнослужащие».

Сегодня удельный вес налогов и акцизов в конечной цене на бензин составляет 60%. Снижение цен на 2-3 рубля, наблюдаемое в настоящее время, происходит как раз из-за снижения мировых цен на нефть, поскольку себестоимость бензина на российских НПЗ составляет 15-16% (остальное добавляют трейдеры, транспортировщики и прочие участники цепочки). Мировая практика демонстрирует буквально обратную картину. Во всех нефтедобывающих странах, а уровень жизни там, как правило, невысокий, цена литра бензина колеблется от 5 центов (1,4 рубля) в Венесуэле до 11 центов (3,1 рубля) в Иране. То есть государство предпочитает получать деньги с сырьевого экспорта, дополнительно субсидируя внутренний спрос и рост доходов населения. У нас же, и здесь Путин прав, нефтяники покрывают недополученную прибыль на внешнем рынке, продавая бензин по откровенно завышенным ценам на внутреннем.

8. О внешнеэкономических связях.

«Мы проводим многовекторную внешнюю политику и внешнеэкономическую политику..., мы работаем с Латинской Америкой, с Соединенными Штатами - это один из крупнейших наших торгово-экономических партнеров был, есть и, надеюсь, будет в будущем. Что касается Европы, то Европа для нас и сегодня самый крупный партнер - более 50%, 53%, по-моему, по-моему, даже больше процентов, товарооборота России приходится на страны Евросоюза».

По итогам 2007 г. внешнеторговый оборот России с США составил 3,2% от общего оборота, так что назвать США одним «из крупнейших наших торгово-экономических партнеров» нельзя. Для сравнения: внешнеторговый оборот с Японией в 2007 г. составил 3,6% от общего, а с Беларусью – 4,7%. Со странами СНГ, например, доля внешнеторгового оборота в 2007 г. составляла 14,9%. С другой стороны, Путин прав, когда говорит, что с ЕС у России значительный оборот – по итогам 2007 г. доля ЕС в обороте составила 51,4%.

9. О демографической ситуации.

«У нас в текущем году самая большая рождаемость за последние 15 лет - рост около 7 процентов».

К сожалению, и здесь представлена лишь одна сторона медали. Действительно, рождаемость в январе-сентябре 2008 г. по сравнению с тем же периодом 2007 г. выросла на 8,2%, но смертность также незначительно, но подросла (на 1,0%). В итоге естественная убыль населения в январе-сентябре этого года составила 299 тыс. человек (на 61% компенсирована возросшей официальной миграцией). Так что убыль в стране продолжается, несмотря на вхождение в репродуктивный возраст «детей перестройки» (последний советский всплеск рождаемости) и все усилия властей в «тучные» годы.

10. О валютном регулировании.

«Мы, кстати говоря, не собираемся никак ограничивать те либеральные правила ввоза и вывоза валюты, и денег вообще, которые мы ввели еще с 1 июля 2007 года, когда полностью перешли к либерализации валютного рынка. Мы эти правила отменять не намерены».

К сожалению, в этой фразе - игнорирование успешного мирового опыта по выходу из финансовых кризисов экономик развивающихся стран. Как известно, с 1 сентября 1998 г., несмотря на протесты МВФ, в Малайзии сроком на 1 год были введены существенные ограничения на валютные операции (запрет на перевод валюты за границу за исключением импортных контрактов, ограничения по рефинансированию дочерних структур заграничных банков, введение фиксированного курса местной валюты и т.п.). В результате Малайзия быстрее и с наименьшими потерями вышла из азиатского кризиса (приведшего Россию к государственному дефолту в 1998 г.). Россия – страна, не имеющая свободно конвертируемой валюты, а значит, инфляция развитых стран плавно импортируется к нам, постепенно трансформируясь в классическую стагфляцию (самую тяжелую макроэкономическую болезнь, характеризующуюся одновременным ростом инфляции и безработицы на фоне экономического спада). Напомним, что США в 70-80 гг. выходили из стагфляции около 10 лет.

Кроме того, по сообщению газеты «Коммерсантъ», Владимир Путин заявил ее корреспонденту, что игорный бизнес в России будет ликвидирован к 1 января 2009 года. На самом деле, федеральный закон, принятый по инициативе нынешнего председателя правительства (а тогда – президента РФ) в конце 2006 г., предполагает, что игорные заведения не ликвидируются, а выводятся в специализированные игорные зоны, и не с 1 января, а с 1 июля 2009 г.

Выводы.

Информационно-имиджевый проект «Разговор с Владимиром Путиным» продемонстрировал следующее.

1. В период тяжелого экономического кризиса руководство правительства России не располагает ни достоверной информацией о состоянии экономики и социальной сферы, ни целостной антикризисной программой.

2. Вся ответственность за состояние экономики и социальной сферы страны в эпоху кризиса не только де-юре, но и де-факто возложена на федеральное правительство и лично его главу Владимира Путина.

Таким образом, «Разговор с Владимиром Путиным» 4 декабря 2008 г. предоставил президенту РФ Дмитрию Медведеву дополнительное пространство для политического маневра в среднесрочной перспективе.

 

Меморандум подготовлен рабочей группой Института национальной стратегии во главе с научным руководителем ИНС проф. Никитой КРИЧЕВСКИМ.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram