Второе издание тоталитаризма

В последнее время сообщения на тему информационного контроля, борьбы с распространением в интернете всяческих нехороших вещей — от бескопирайтных песен до фашистских взглядов — все чаще и чаще появляются в новостных лентах. Казалось бы, возразить тут нечего — вроде бы все "честные люди" согласны с тем, что добро должно быть с кулаками а вор должен сидеть в тюрьме. Однако "честные люди" все же чувствуют какое-то внутренне неудобство, читая очередные сообщения о победе добра над злом, свившем гнездо во всемирной паутине. Последний раз эти настроения проявились совсем недавно — во время продолжающегося и сейчас скандала между русской частью самого популярного русскоязычного интернет-сообщества "живой Журнал" и полицией нравов этого самого Живого Журнала — Абьюз Тим (Abuse Team).

Американское начальство "Живого журнала" закрыло за "распространение экстремистских призывов" несколько десятков дневников самых популярных пользователей, среди которых имеются профессора университетов, видные журналисты, общественные деятели, главные редактора газет и т.п. Подавляющее большинство русскоязычных пользователей, без различия политических и прочих взглядов, громко возмутилось, посчитав действия американцев проявлением идиотизма и потребовало возвращения репрессированных.

Мне представляется, дело тут не в американских идиотах. История с Абьюз Тим — это просто наглядная демонстрация тех процессов, которые происходят в обществе вокруг нас, даже и внутри нас. Мы все давно в этой реке — всюду так, и просто "убежать" "от этого идиотизма" никуда невозможно, как невозможно убежать из атмосферы.

Что происходит сейчас с нашей цивилизацией?

Усложнение общества, развитие в нем разделения труда, как следствие — усиление зависимости индивида от общества.

Беспрецедентное увеличение, причем по экспоненте, возможности контроля всех сторон жизни индивида. Собственно, революция началась с внедрением магнитофона и микрофона — частное пространство исчезло. А дальше — больше, чуть ли не с каждым днем, покатилось.

Атомизация общества. Власть — это всегда объединение. Ей противостоит индивид. Ранее за ним был клан, большая семья, община, цех, "соратники", люди одной религии, нации и т.п. которые четко видели себя противостоящими "остальным", и, соответственно, видели в давлении на одного из своих давление на "всех". Сейчас же из головы большинства людей исчезло даже осознание наличия групповых интересов. Исчезновение это — закономерное. Существующий тип экономической деятельности дает преимущества в личном благоустройстве "атомарному человеку" перед "общинным". Поэтому все группы, сохранившие "общинный тип" организации, находятся внизу экономической пирамиды в своих обществах — будь то харедим (ортодоксы) в Израиле, цыгане в России, в США это — не только ультра-религиозные группы, но и, например, латинос. (В условиях США некоторым исключением являются евреи и китайцы, которым механизмы их древнейших культур позволили сохранить некоторый остаток "общинности").

Однако, в результате, индивид остается практически беззащитным перед властью и вынужден всецело принимать ее правила игры. В современных многомиллионных социумах "удельный вес" одного гражданина ничтожен.

Как следствие всех этих процессов происходит концентрация власти в руках ее держателей.

При этом власть оказывается заинтересована в управляемости общества, точнее, в том, чтобы в обществе — во всех областях — не происходили быстрые изменения, новации. "Управляемость" становится тождественной "стабильности".

Это происходит из-за того, что:

а). сложность управления обществом постоянно увеличивается, имеющихся ресурсов управления с трудом хватает на поддержание стабильности уже существующих систем (Поэтому система управления заинтересована в остановке роста сложности управляемых объектов. );

б). вследствие описанных выше процессов уже произошла концентрация власти на высших уровнях властной пирамиды, и передача функций управления с более высоких более низким уровням затруднена (Впрочем, это, в любом случае, временное решение, и более низкие уровни скоро вырабатывают свой ресурс сложности.)

На это накладывается (а частично и служит причиной) общая экономико-социальная ситуация — сейчас конец понижательной волны кондратьевского цикла, когда введение новых технологий и т.п. процессы в экономике экономически невыгодны.

Поэтому система заинтересована в максимальной управляемости и стандартизации граждан, в том, чтобы исключить возможность резких реакций и "телодвижений". Самый эффективный способ для этого — внедрение, как безальтернативных, нужных моделей мировосприятия и поведения.

Достигается это:

а). путем введения разветвленной системы правил поведения, восприятия и анализа информации, формальных и неформальных запретов.

б). эти нормы должны быть восприняты членами общества как естественные и не подлежащие обсуждению

в). стандартизация поведения и способов восприятия и обработки идущей из внешнего мира информации ведет к тому, что, в случае необходимости, система управления может легко изменить курс развития общества, притормозить или подхлестнуть те или иные процессы.

Для этого нужна соответствующая идеология — обеспечивающая наибольшую стандартизацию и самоконтроль членов общества.

Наиболее подходящие для этого современные идеологии:

а). западный социализм кейсианского типа, в целях маскировки именующий себя "либерализмом";

б). мусульманский фундаментализм.

Именно эти идеологии наиболее активно и успешно распространяются сейчас в мире.

В настоящий момент завершается стандартизация электронного информационного пространства. ТВ на Западе и на Востоке стало полностью управляемым уже довольно давно, с началом второго путинского срока ликвидирована и относительная ТВ-вольница в России. Сейчас настала очередь Интернета.

Мы вступаем в эпоху второго издания тоталитаризма (первая — первая половина XX века) А вместе все это называется: наступление Эры Тотального отчуждения. Убежать от него не удастся.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram