А Меньшов - против!

В начале недели в голосовании Российского оскаровского комитета победила картина Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2: Цитадель». Однако вокруг итогов этого голосования разгорелся нешуточной скандал: зачинателем конфликта выступил глава Комитета Владимир Меньшов, публично заявивший о том, что результаты голосования нельзя считать «справедливыми». И уже во вторник в некоторых СМИ со ссылкой на источник близкий к Комитету, появилась информация о том, что на ближайшее время может быть назначено переголосование.

Проблема, однако, в том, что если личные амбиции отдельных кинематографистов в итоге возьмут верх, то Россия попросту может не успеть представить свою картину к назначенному сроку - 1 октября. Не говоря уже о том, что и номинировать-то на Оскар, кроме «Цитадели» Михалкова в этом году отечественному кинематографу просто нечего.

Впрочем, Меньшов на пресс-конференции заявил, что «cуществуют 2 или даже 3 картины, которые не были в прокате, но это можно организовать». «Были такие случаи, когда мы выбирали картину и после пускали в прокат на 7 дней», оптимистично добавил он. То есть, выбирая между уже вышедшей «Цитаделью», «Фаустом» и «Еленой», режиссер готов сделать ставку на совершенно неясную 7-дневную прокатную судьбу этих двух картин. Да и возможно ли это: в день голосования до даты окончания подачи заявок оставалось 11 дней, завтра будет всего 8, а процесс запуска недавно смонтированной картины в прокат довольно трудоемкий (речь идет не об одном кинозале)? Впрочем, Меньшова это, похоже, не слишком волнует - он, к примеру, заявил СМИ, что «Елена» уже вышла в прокат, что вовсе не соответствует действительности.

Вся эта история с возможным переголосованием выглядит тем более нелепо, если учитывать, что времени для отбора картин у российского жюри более более, чем достаточно - формирование так называемого лонг-листа было завершено еще 31 августа. То есть у мэтров отечетсвенного кинематографа был без малого месяц, для того, чтобы придти к согласию. «Уже на первом заседании комитета было принято решение в пользу фильма Михалкова, - вспоминает директор Московского кинофестиваля, один из членов российского оскаровского комитета Кирилл Разлогов. - Тогда Меньшов не присутствовал. Потом он появился и добавил три картины, которые не выходили в прокат и не планировались к выпуску в ближайшее время, ссылаясь на то, что подобные прецеденты были. Хотя в принципе это грубое нарушение регламента Американской киноакадемии». Между тем, по словам Разлогова, все представленные картины были отсмотрены, и жюри снова сделало выбор в пользу «Цитадели» Никиты Михалкова.

Между тем, по словам самого Меньшова, «Американская академия следит за всем», но «Российский оскаровский комитет -  это легитимный комитет». То есть, глава комитета, считающего себя легитимным, полагает возможным и, видимо, нормальным, обманывать Академию. А с учетом слов Меньшова о том, что американцы сейчас проверяют наш комитет, такие вольности ставят под сомнения все отношения с Академией. По-видимому, России «оскары» более не нужны, стране вполне достаточно двух «оскароносцев» (одним из которых является сам автор скандала). 

Впрочем, и на это у Меньшова есть ответ. «Пускай это будет головная боль Михалкова, пусть он решает эту проблему», заявил режиссер. И чуть позже добавил, отвечая на вполне логичный вопрос, возможно ли вообще выпадение России из конкурса на «Оскар» в этом году: «Не думаю, думаю, что Никита Сергеевич преодолеет эту сложность». Умри, лучше не скажешь - Меньшов устроил скандал, из-за которого отечественное кино стремительно теряет все шансы на «Оскар», а как-то выпутываться должны другие. Или еще проще: или Михалков что-то сделает, или ни один наш фильм в этом году на «Оскар» не поедет. Меньшов и в третий раз разъяснил позиции: «я остаюсь (во главе комиссии - Ред.), пусть это будет очередная головная боль Михалкова». Ну и что весь этот скандал, как не сведением Меньшовым личных счетов с более, что уж греха таить, удачливым коллегой-конкурентом?

«Он (Михалков - ред.) сам представил свой фильм на комиссию, что было не очень корректно. Год был урожайный - «Елена» Звягинцева, «Шапито-шоу» Лобана, «Жила-была одна бабка» Смирнова, есть несколько фильмов, которые в этом году могли претендовать», - возмутился Владимир Меньшов. Сразу отметим, что делая подобные заявления председатель оскаровского комитета немного лукавит: достаточно сказать, что фильмы «Шапито-шоу» и «Жила-была одна бабка» даже не попали в шорт-лист. Реальную конкуренцию «Цитадели» составили картины «Елена» Андрея Звягинцева и «Фауст» Александра Сокурова. Но пять из восьми членов оскаровского комитета проголосовали за работу Михалкова. Тот факт, что «Цитадель» одержала победу при поддержке большинства Владимир Меньшов назвал «административным ресурсом», а также высказал сомнение в том, что у фильма есть хорошие шансы взять Оскара. «Если это, как я понимаю, намек на давление Михалкова, то Владимир Меньшов должен привести конкретные примеры. Иначе это будет голословным. Что касается шансов на попадание в номинацию Американской киноакадемии - такова точка зрения Владимира Валентиновича. Но, как показало голосование, большинство членов комитета - а в него входят самые авторитетные российские кинематографисты - считают иначе», - рассуждает продюсер проекта «Утомленные солнцем-2» Леонид Верещагин. Действительно, в российский оскаровский комитет входят всего 10 человек, среди них сами Владимир Меньшов, Владимир Наумов, Глеб Панфилов, Кирилл Разлогов, Карен Шахназаров, Николай Лебедев, Никита Михалков и др. Сложно себе представить, чтобы столь маститые кинематографисты вдруг с такой легкостью оказались подвержены некоему «административному» давлению, о котором упоминает Меньшов.

Не стоит забывать и о том, что у двух других картин, составивших конкуренцию «Цитадели» шансов на выдвижение на Оскара изначально было не так уж и много. В частности, согласно регламенту американской премии, номинироваться могут только фильмы, пробывшие в отечественном прокате не менее месяца. Ни одна из заявленных картин, кроме «Цитадели» этому критерию не соответствует. Примечательно, что уже после скандала, заговорили о том, что «Елена» могла бы представить Россию на Оскаре. Но всего несколько недель назад режиссер картины Андрей Звягинцев открыто заявлял, что в широком прокате его детище появиться только с 29 сентября.

С «Фаустом» Сокурова ситуация еще более неоднозначная: фильм снят на немецком языке. А, учитывая, что российская картина будет выставлена в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», то есть фактически представлять весь российский кинематограф, данное обстоятельство может быть расценено американскими киноакадемиками весьма неоднозначно. 

Между тем, российская кинотусовка относится к оскаровским перспективам Цитадели» куда более благожелательно, чем пытается представить Меньшов:

Ольга Дроздова:

- Да, я знаю, что Михалков выдвинут на "оскар". Я сейчас за границей, но слежу. Конечно, оценка только положительная, я очень рада за нашу Родину!

Кинокритик Антон Долин:

- «Цитадель» оказалась милее и трогательней первой части «Утомленных солнцем-2». Это милое высказывание, попытка большого художника сделать большой и искренний фильм. Отчасти у Михалкова это получилось. И мне это нравится. Сможет ли он получить «Оскар» - вопрос второй.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram