Узбекистан: угроза глобального конфликта

Саммит стран-членов ШОС, с его исторической итоговой декларацией, потребовавшей определиться со сроками вывода американских баз из Центральной Азии, продолжился резким ухудшением отношений между США и Узбекистаном. Правительство Узбекистана предписало в течение 180 дней вывести американскую военную базу "Карши-Ханабад" (К-2). Американская администрация ответила официальной отменой визита заместителя Госсекретаря США по политическим делам Николаса Бернса в Ташкент.

Даже после саммита в Астане это заявление было шокирующим. В итоговой декларации саммита, в сдержанной и дипломатичной формулировке документа был сделан вызов гегемонистской политике США в мире. В отличие от атак американских объектов террористами, которые выражают протест небольших радикальных групп, здесь свое веское слово сказали крупные государства, с собственным мощным военным и экономическим потенциалом. Население стран-членов ШОС составляет 1,455 млрд. человек, примерно 25% от населения всей Земли. Два члена этой организации: Китай и Россия, обладают ядерным оружием. Россия и Казахстан являются крупными поставщиками сырья и топливно-энергетических ресурсов, а Китай — крупнейшим в мире товаропроизводителем.

Поэтому слово Шанхайской организации сотрудничества оказалось очень веским. Но все же, мало кто предполагал, что это решение обернется очень быстро решением Узбекистана о выводе базы "Карши-Ханабад".

Американцы подчинились решению узбекского правительства и начали перевод самолетов С-17 на авиабазу "Манас" в Киргизии. Но в воздухе повисла напряженность.

Если бы Узбекистан выступал в одиночку, то мы бы уже видели всю американскую военно-политическую мощь США. Начались бы обвинения Каримова в подавлении демократии, в нарушении свобод, американцы стали бы требовать право на ввод войск в Узбекистан и так далее. Так было с Ираком. Но в нашем случае положение кардинально другое. За спиной Узбекистана, члена ШОС, стоят Россия и Китай. Китайский солдат, стоящий в почтительном отдалении, оказался сильным аргументом, который заставил даже американскую администрацию подчинится решению Каримова. Подвергнуть Узбекистан давлению, не говоря уже о силовом вмешательстве, означает объявление войны сразу двум крупным военно-политическим блокам — ШОС и ОДКБ. Даже для США это слишком опасно. Реакция Вашингтона показывает, что на такой опрометчивый шаг американцы не пойдут.

Вариантов дальнейшего развития событий не так много. Во-первых, американцы могут попытаться воздействовать на Узбекистан с помощью международных санкций, давления и "оранжевой революции". Во-вторых, могут постараться расколоть ШОС, чтобы ликвидировать угрозу своему положению в Центральной Азии. В-третьих, могут просто проглотить "горькую пилюлю" Каримова и начать готовиться к противостоянию с ШОС в целом.

Первый вариант, несмотря на то, что он многим кажется наиболее вероятным, все же вряд ли будет реализован в полной мере. За Узбекистан есть кому вступиться на мировой арене, и события в Андижане это показали. Россия и Китай, а, следовательно, и ШОС, выступили против расследования событий в Андижане. Американцы, конечно, могут поддержать узбекскую оппозицию и спровоцировать выступления против Каримова. Могут даже попробовать сместить узбекского президента. Однако нельзя недооценивать значения удачного опыта давления на США. За событиями после саммита в Астане следит весь мир. Попытка смены "неудобного режима" в Узбекистане резко склонит симпатии многих стран в сторону ШОС. На основе этой поддержки, на ресурсах Китая и правильном использовании событий в Ираке, Афганистане и странах СНГ можно будет начать постепенное оттеснение США с лидирующей позиции. Недовольных американской политикой очень много.

Второй вариант более реалистичен. Мысль о расколе в ШОС напрашивается сама собой. По всей видимости, переговоры между министром обороны США Доналдом Рамсфельдом и министром обороны Киргизии Исмаилом Исаковым являются первыми шагами на этом пути. В рамках ШОС появилось три позиции по вопросу об американских базах: Россия и Китай — определиться со сроками вывода, Киргизия — оставить (дополнительно, не вводить китайскую военную базу), Узбекистан — вывести. Эти разногласия открывают возможности для политических интриг.

Кроме того, раскол ШОС выгоден Вашингтону еще и ослаблением китайского влияния, которое в Центрально-азиатском регионе постепенно усиливается, ставя в перспективе под угрозу американские политические проекты.

Третий вариант — противостояние с блоком стран в целом, больше относится к американо-китайским отношениям, чем к событиям в Центральной Азии. Но, поскольку отношения эти идут к охлаждению и постепенно перерастают в глобальное противостояние, то в обозримом будущем, когда США сочтут, что они уже подготовились к борьбе с "китайской угрозой", может произойти резкое ужесточение позиции и в отношении среднеазиатских стран. Вообще, это положение достаточно опасно и для России, и для стран региона.

Нелишне вспомнить, что Шанхайская организация сотрудничества, начавшаяся с соглашения о расширении доверия и сокращении вооруженных сил на границах, имеет сильную военную составляющую. Ее можно рассматривать как самый первый этап подготовки почвы в регионе на случай военного противостояния с США. Отводя войска с западных границ, Китай усиливает военную группировку в юго-восточном Китае, против Тайваня, где возникновение вооруженного конфликта более вероятно. Потом, китайское правительство прощупывает позицию среднеазиатских стран, чтобы в случае чего заручиться их поддержкой. Скорее всего, если судить по проекту строительства казахско-китайского нефтепровода Атасу-Алашанькоу, такие предварительные переговоры уже проведены.

Еще более зримые признаки военного сближения заметны в российско-китайских отношениях. В сентябре этого года страны намерены провести совместные войсковые учения.

При ШОС есть страны-наблюдатели, список которых очень характерен: Монголия, Иран, Пакистан, Индия. Если Монголия сразу же получила статус страны-наблюдателя, еще при создании организации, то остальные присоединились совсем недавно. Это обстоятельство не может не наводить на определенные размышления. Говорить о военном блоке пока еще рано, но вот контуры, условно говоря, "организации согласия" уже наметились. Это обоюдовыгодный процесс. Страны, поддерживающие ШОС, получают в руки такой сильный аргумент, как поддержку Китая и России. Китай, за свою политическую поддержку, получает доступ ко всему Ближнему Востоку.

США теперь рассматривают Китай в качестве своего главного противника. Ежегодно Пентагон представляет Конгрессу США доклад о состоянии Народно-освободительной армии Китая, чего раньше удостаивался только Советский Союз. Саммит в Астане и его решения вызывали вполне истерическую реакцию ряда конгрессменов, вполне в духе "холодной войны". Том Лантос, конгрессмен-демократ, заявил о том, что заявления лидеров стран-членов ШОС: "явная попытка Китая и России выдавить США из этого региона". "Россия и Китай не должны навязывать политику соседям меньшего размера только потому, что им не нравится видеть коалиционные антитеррористические войска в Центральной Азии", — заявил на заседании палаты конгрессмен-демократ от штата Нью-Йорк Джозеф Кроули. "Мы не должны позволить Китаю или России диктовать какие-либо сроки обеспечения нашей безопасности", — подчеркнул конгрессмен. Что же, риторика времен "холодной войны" снова в ходу. Надо полагать, что и соответствующие приготовления также проводятся полным ходом.

Ситуация для американцев, насколько можно судить, тупиковая. Надавить непосредственно на Узбекистан и так решить свои проблемы американцы не могут из-за китайской поддержки Каримова. Переговоры и подкуп могут принести только отсрочку решения проблем, а не кардинальное решение. Политическое давление на всех членов ШОС сразу же приведет к консолидации стран региона вокруг этой организации. Любая уступка также будет способствовать дальнейшему ослаблению американских позиций.

Единственный способ кардинального решения вопроса — это ядерный удар США по Китаю и начало глобальной войны. Этим-то ситуация и опасна. Мы можем быть втянуты, как члены ШОС и ОДКБ, в войну в качестве союзников Китая. Даже если войны и не состоится, то все равно, существует угроза начала нового витка "холодной войны" в мире, когда США и НАТО получают долгожданного "противника", практически в том же составе стран, что и раньше.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram