Язык, который довел до Киева

Трофейный Киев покидают российские пиарщики. Они уезжают с чувством исполненного долга и не с пустыми руками. «Акулам пера» и «гиенам пропаганды» впервые с легендарных времен выборов 1996 года предоставилась возможность хапнуть по крупному. Можно было сразу шагнуть из унизительного для всякого таланта «царства необходимости» в давно заслуженное «царство свободы». Ради этой заветной цели наши мастера разговорного жанра готовы были поехать куда угодно. Язык, сами понимаете, он и до Киева доведет

По экспертным оценкам, общий бюджет президентских выборов на Украине превысил $1,5 млрд. Говорят, что основная часть этой суммы, как и основное число российских политтехнологов, были задействованы на кампанию Виктора Януковича. Но и на стороне оппозиции было «богато москалей и грошей». Наметанный журналистский глаз сразу оценил расходы на экипировку «оранжевой революции», все эти чудесные «палатки по 200 долларов» и прочие оранжевые штучки. А более высокопоставленные пиарщики и конкуренты считают расходы оппозиции на «десятки миллионов долларов от разных заокеанских организаций». Говорят, что один гастрольный гонорар Бориса Немцова чего стоит…

Для того, чтобы деятельно поучаствовать в «оранжевой революции» или «бело-голубой контр-революции» не надо было даже покидать Москву. В коридорах информагентств и редакций журналисты и эксперты весело перемигивались: «Ты на кого — на Ющенко или на Януковича?». Заметьте, грамотно использовался предлог «на», а не «за». Все эти идеологические штучки «за кого» остались давно позади. Все сражались за одного, самого главного кандидата выборов — «за наличные». Спустя годы, о роли российских политтехнологов в ноябрьских событиях на Украине «Центрнаучфильм» или сама киностудия им. Довженко снимет грандиозную эпопею «Они сражались за гроши».

Великая битва за рейтинг шла по всем фронтам и во всех стихиях. Все началось с навязчивых демонстраций рекламных роликов проправительственного кандидата Януковича по российским телеканалам, а продолжилось скандальным размещением на московских улицах «билбордов» и растяжек «Янукович — наш президент». Известный эксперт по Украине Андрей Окара увлеченно расказывал в кулуарах экпертного стола Росбалта о приемах антиющенковского «черного пиара». Например, о технологии «25 кадра», примененного в кобзоновском клипе «Гражданская война». С противоположной стороны шли намеки о технологии зомбирования толпы на Майдане и чуть ли не психотронных генераторах, доставшихся Юлии Тимошенко в наследство от секты «Белое Братство».

Десант политтехнологов российской власти, направленных в Киев, стремился до последнего обострить ситуацию, чтобы мобилизовать сторонников своего кандидата. Ну а лидеры «оранжистов» с самого начала строили свою кампанию по лекалам «бархатной революции». Апогеем отечественной политтехнологии были целых два визита российского президента Владимира Путина, как «шоумена Януковича»  или как «президента по вызову», в самый разгар украинской избирательной кампании. Не дожидаясь официальных результатов, российский президент поторопился поздравить украинского премьер-министра Януковича с его неофициальной «победой» на выборах. Затем, глядя на реакцию украинцев, Европы и США, Путин стал неуклюже оправдываться, что поздравлял-де, не по итогам выборов, а каких-то непонятных «экзит пулов».

Все то, что в настоящее время наблюдаются на Украине, по словам Сергея Митрохина, означает, что «хвост доуправлялся собакой». Зампред «Яблока» назвал позором ситуацию когда, когда глава великого государства в такой постыдной форме участвует в предвыборной кампании в другом государстве: «Президента втянули в это и выставили на посмешище перед всем миром». Как и предсказывал АПН, при победе любого из кандидатов (Януковича или Ющенко) страна будет разделена на пророссийский Восток Украины и непримиримый Запад. Теперь ответственность за эту ситуацию раскола может отчасти быть возложена и на Кремль, ставший по корыстной воле придворных политтехнологов активным игроком одной из сторон конфликта. Как известно, язык он не только до Киева, но и до Магадана доведет…

На этих выборах Россия, считает Станислав Белковский, сделала для успеха Виктора Ющенко немало — «она демонстрировала цинизм и представление, что деньги всесильны». И хотя поддержка Януковича была названа Белковским беспредельной и безобразной, большая часть политического ресурса была израсходована вхолостую. Президент Института национальной стратегии назвал  основной ошибкой Януковича, усугубленной российскими политтехнологами, — твердую уверенность во всесилии манипулятивного ресурса: «Уверенность, что бюджет кампании Януковича (он оценивается в 700 млн. долларов), контроль за четырьмя основными общенациональными каналами и административный ресурс все перетрут».

Однако никакая пропаганда и агитация не может подменить самого внутреннего содержания политики. Политтехнология является лишь одним из инструментов в политической борьбе. Как говаривал гуру информационного мира Билл Гейтс, автоматизация делает эффективные процессы более эффективными, а неэффективные — более неэффективными. Гигантская пропагандисткая машина, работающая в холостую, может лишь гигантски увеличивать пустоту. До того критического размера политического вакуума, при котором в город с неизбежностью врывается «свежий ветер революции».

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram