Две России

Минувшее воскресенье явило городу и миру две России, существующие параллельно. Одна Россия шла Крестным ходом в честь Тихвинской иконы Божьей Матери и молилась на Красной площади за спасение столицы. В это время другая была призвана «гулять, беситься, пиво пить» на празднике «МК» в Лужниках. Столичный градоначальник, как рачительный хозяин успел отметиться и здесь и там, поспешая из Агинского Бурятского автономного округа (проходом через Красную площадь!) прямо в объятия «знаменитых толстушек «МК»».

Нет нужды читать мораль издателям газеты, так лихо зарабатывающим на страстях толпы. Точно так же, как нет смысла обличать читателей газеты, считающих такое преуспевание единственным критерием успеха. Каждый выбрал свою сторону сознательно. И самое главное, вполне добровольно. Здесь следует не фиксировать очевидность этической оппозиции. Важно, что в этих параллельных мирах содержатся две принципиально различные модели государственности и порядка.

В первой России власть воспринимается как система иерархий. Она предстает как добровольное соподчинение, а государственность как проекция небесных сил на гражданский мир. Порядок здесь представляется естественным продолжением справедливого мироустройства. Вторая концепция признает всех живущих на земле детьми гоббсовского Левиафана. Рабами вещей, вынужденными вести войну всех и с каждым. Порядок в атомарной гражданской войне возможен только при наличии достаточного количества полицейских — этих «служителей порядка» на окладе.

Сухие милицейские сводки констатируют, что при практически равном числе собравшихся (30 000 человек) на «мероприятие», удержание толпы в «Луже» потребовало кратно большего количества омоновцев и конной милиции. На Красной площади помимо полагающихся по штату правоохранителей присутствовало еще 500 народных дружинников. Но сводки не свидетельствуют о сотнях и сотнях добровольных помощников из прихожан — мужчин средних лет, являющихся центрами порядка в многолюдье. Это не сотрудники в штатском, не держатели спецудостверений, не носители загадочных проводков за ухом. Это представители той России, для которой воздух порядка является единственно возможным.

Сегодня, когда хмельное веселье выпускников школы требует создания отдельного оперативного штаба, трудно себе представить, что обычай гулять ночь напролет после окончания гимназии далеко не нов. Архивные губернские газеты тоже писали не без гнева, что порядок гуляющим всю ночь гимназисткам в белых фартуках обеспечивали все наличные полицейские силы — целых семь городовых. Да, контраст этих двух порядков разителен. Но мне могут возразить, что та, прежняя Россия давно рухнула как исполинское дерево…

Этот библейский образ «срубленного дерева» очень точен для нынешней России. Но главный корень «пусть в узах железных и медных» еще остался. И долгое время мы смотрели на этот молчащий народный корень, казалось, сохранивший лишь одну смутную память о ритуалах. Точно также, как с недоумением мы смотрели на начальствующих в храме, неуместных как Ельцин со свечой. Казалось, что между безмолвными корнями и этой виртуальной кроной нет никакой связи. А показная религиозность вождей — это всего лишь bon ton политической элиты, снисходительной к предрассудкам вверенного им народа. Подобно ковбойским анекдотам и шуточкам про бейсбол у эталонных владык.

Но на наших глазах «сердце звериное» вновь сменяется на сердце человеческое… И в сдержанных мужчинах средних лет, все более наполняющих московские и подмосковные храмы, и в требованиях по созданию русской антидиффамационной лиги проявляются первые движения ростка новой России. Образуется та система самоорганизации и взаимной связки, которой так недоставало до недавнего времени. Мощная корневая память позволяет реконструировать весь образ огромного дерева, некогда стоявшего на пустынном ныне месте. Эти корни придают неброскому ростку стремление пробиваться сквозь сор и мусор, накопившиеся за «семь времен». Упорную силу, способную разорвать не только асфальт.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter