Белковский: Правительство Украины не переживет октября-ноября 2005 года

АПН публикует сокращенную версию выступления президента Института национальной стратегии Станислава Белковского на пресс-конференции "Российско-украинский кризис и перспективы его разрешения", состоявшейся 20 апреля в пресс-центре "АиФ".

Официальная позиция Кремля в отношении Украины сводится к тому, что Россию более не интересует ситуация на Украине. Россия проводит новый курс, курс изоляционизма, она не намерена вмешиваться в ситуацию на постсоветском пространстве, и не имеет для этого необходимых ресурсов.

Кроме того, Россия как самая процветающая и богатая ресурсами страна постсоветского пространства может себе позволить развиваться самостоятельно и предоставить государствам СНГ возможность самостоятельно решать свои проблемы. Расчет Москвы сводится к тому, что эти страны, не способные без помощи России справиться со своими экономическими и политическими проблемами, все равно припадут к любящей груди Кремля через некоторое время.

По мнению некоторой части экспертного сообщества, к которой отношусь и я, в этой ситуации постсоветские государства будут припадать к чьей угодно материнской груди, только не к российской. Это приведет к переконфигурированию постсоветского пространства, исключающему лидерство России. Никогда еще в истории консолидация нескольких стран вокруг одной не произошла по причине экономических проблем, за этим всегда стоял позитивный геополитический проект.

Неформально же Кремль желает реванша любой ценой. Однако реальных механизмов для реванша Кремль не видит. Он по-прежнему ставит на силы, которые проиграли выборы 2004 года. Высок интерес администрации президента к маргинальным политическим группировкам, вроде прогрессивных социалистов Натальи Витренко или "Братства" Дмитрия Корчинского. Достаточно очевидно, что как они, так и Виктор Янукович, совершенно не могут претендовать на существенный успех в ходе парламентских выборов 2006 года и, тем паче, на приход к власти. Для Киева не является секретом подобная линия Кремля, и это приводит к осложнению отношений между Кремлем и Банковой.

Сегодня существенным фактором российско-украинских отношений является внутриполитический кризис в самой Украине. Политическая конструкция, сформированная по итогам оранжевой революции, оказалась недолговечной. Очевидно, что есть три субъекта: Виктор Ющенко и партия "Наша Украина", Юлия Тимошенко и ее политическая структура, а также социалисты во главе с Александром Морозом. Эти три силы пойдут на предстоящие парламентские выборы отдельно. Существующее правительство Украины не переживет октября-ноября текущего года, может быть, оно падет и ранее. Два харизматических лидера — Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко не смогут достаточно долго уживаться в ситуации борьбы за лидерство. Философия участников оранжевой коалиции разная и есть несколько вопросов, по которым между ними никогда не будет единства.

Первый вопрос — приватизация. Существует позиция, которая близка Юлии Тимошенко, согласно которой должны быть некие прозрачные механизмы легитимации приватизации и доплаты нынешними собственниками за практически бесплатно полученные в 90-е годы предприятия. Есть позиция некоторых людей из окружения Виктора Ющенко, которые полагают, что смысл нынешней власти состоит в том, чтобы передать контроль над ключевыми объектами украинской экономики от представителей старой власти к представителям новой власти и использовать при этом экономические интересы украинских олигархов второго уровня против олигархов первого уровня (последние ассоциируются с прежней властью и были ее основными донорами). Например, использовать Индустриальный союз Донбасса против Рината Ахметова, ключевой фигуры Донецкого региона, использовать группу "Приват" против Леонида Пинчука, зятя бывшего президента Украины и так далее.

Второй вопрос — это вопрос о конституционной реформе. Конституционная реформа была одним из условий прихода к власти Виктора Ющенко и проведения так называемого "третьего тура" президентских выборов, который прошел 26 декабря. Сегодня очевидно, что Ющенко предпримет определенные попытки отменить конституционную реформу, и это вызовет резкое отторжение со стороны части его соратников по оранжевой революции, в первую очередь, социалистов Александра Мороза. Это значит, что осенью властная команда Украины будет в известном разброде. Правые ценности в классическом смысле этого слова будет отстаивать Ющенко и его окружение. На мой взгляд, блок Тимошенко, партия "Батькивщина", и социалисты Александра Мороза будут отстаивать качественно другие ценности, и это предпосылка к расколу этой властной команды.

Если говорить о выборах 2006 года и перспективах оппозиции, то я считаю, что единственная дееспособная оппозиция, которая может выиграть выборы и сформировать по итогам выборов новое правительство Украины, является субъектом нынешней власти. За пределами нынешней власти дееспособных оппозиционных субъектов я не вижу, несмотря на то, что Партия регионов Януковича и СДПУ(о) Медведчука активно поддерживаются Кремлем.

Что касается украино-российских отношений, то есть два важнейших аспекта. Первое — субъективное отношение Владимира Путина к прошедшей оранжевой революции, которую он ненавидит постольку, поскольку не понимает ее причин и механизмов. Несмотря на это, Кремль сформулировал официальную доктрину, согласно которой в оранжевой революции виноваты Соединенные Штаты, политико-технологический ресурс которых существенно превосходит российский, поэтому Россия не смогла ничего поделать, хотя и была убеждена в необходимости победы Виктора Януковича.

В глубине души Путин знает, что обязательства, которые США взяли на себя в июне прошлого года и которые заключались в том, что Вашингтон не будет мешать победе Януковича, выполнялись достаточно безукоризненно вплоть до декабря. Больше того, посол США в Киеве предотвратил захват администрации президента Украины, надавив на Виктора Ющенко.

Механизмы революции Кремлю по-прежнему непонятны, и субъективная жажда реванша без понимания его механизмов, конечно, — важный фактор. С другой стороны, это важнейший катализирующий фактор — многие украинские политики, пришедшие к власти, используют антироссийскую риторику для своего позиционирования в украинской политике.

Киев будет играть в доброго и злого следователя. Добрый следователь, такой, как секретарь Совета безопасности и обороны Петр Порошенко, будет олицетворять для Москвы готовность Киева к активному сотрудничеству, к поддержке русского языка, и обеспечению культурной идентичности южных и восточных регионов страны. Будет и злой следователь, усмирение которого будет подаваться Киевом Москве как уступка, как серьезный политический актив для размена. Кремль живет в мире виртуальных политических уступок и привык трактовать ни к чему не обязывающие контакты и объятия с лидерами зарубежных стран как собственные достижения. Он попадется на эту удочку и уже на нее попался.

К выборам 2006 года Кремль утратит роль активного политического субъекта внутренней политики Украины, потому что понимания того, что реально дееспособная оппозиция находится внутри власти, у Кремля нет, а маргинализация сил, которые Кремль поддерживает, абсолютно неизбежна. Я за последние два месяца был несколько раз в Донецке и должен сказать, что столкнулся с колоссальной деморализацией элит Донецкого региона. Я увидел нежелание бороться и желание интегрироваться в формальные структуры новой власти, возглавить местное отделение "Нашей Украины" и т.п., чтобы избежать гонений. Тем более, что Ринат Ахметов уже не находится на территории Украины и вряд ли там в ближайшее время окажется.

Успешным на выборах 2006 года может быть только общенациональный украинский проект, связанный с защитой украинской уникальности, Украины как государства, которое образовалось в качестве преемника Украинской Советской Социалистической республики, и состоит из нескольких уникальных частей, каждой из которой присуща собственная политико-культурная и ментальная идентичность, в противовес попыткам лишить государство суверенитета, в том числе за счет интеграции в наднациональные структуры, а именно — в Евросоюз. В новой оппозиции ключевую роль будут играть участники нынешней правящей коалиции, а элиты восточных и южных регионов уже не будут, в отличие от выборов 2004 года, играть решающую роль. Выборы 2006 года приведут к укреплению геополитической субъектности Украины. Могут победить силы, которые выступают против интеграции Украины в евроструктуры, но эти силы не будут обязаны Кремлю. Поэтому политическая зависимость Украины от России на выборах 2006 года снизится. В этом смысле с точки зрения исторической логики выборы 2006 года будут "левые" и направленные на укрепление Украины как целостного независимого государства.

Что касается отмены визита Юлии Тимошенко, то это следствие внутриполитической борьбы в Украине. Надо сказать, что и в Кремле есть силы, которые делают ставку по–прежнему на Виктора Януковича, и его коалицию с Медведчуком и некоторыми маргинальными партиями. Эти силы были против визита. Юлии Тимошенко поступали сигналы, что в Москве  против нее могут быть организованы разные провокации, вплоть до покушения на ее жизнь в момент возложения цветов к памятнику Шевченко. Это делалось, чтобы побудить ее отменить визит, что в конечном итоге и произошло. Провокация оказалась успешной. Однако стратегически она сработала на раскол нынешней правящей коалиции и на то, чтобы оппозиционные силы вышли именно из нее.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram