Да, он совершенно имел на это право. И на раскопки в Крыму, и ездить по Европе. Ещё раз: он имел на это полное право.
Было ли это разумно?
Нет, это не было разумно.
Это стало следствием того странного обстоятельства, что в России идёт война, и в то же время как бы не идёт война.
Мы сражаемся со странами НАТО и в то же время сохраняем со странами НАТО все связи, которые они сами не посчитали нужным разорвать. И говорим, что это правильно, так и надо: "культура вне политики", "наука вне политики", "спорт вне политики" - экономика, кстати, тоже "вне политики".
Упрекать Бутягина в том, что он поступил неразумно, было бы нечестно: он поступил всего лишь так, как считал совершенно нормальным в имеющемся положении. В положении, когда страна, которая является становым хребтом НАТО, поставляющая разведданные нашему врагу, - в то же время является нашим без пяти минут партнёром, посредником в переговорах. В положении, когда слова о "науке вне политики" и "культуре вне политики" звучат на высшем уровне ежедневно. Ну, он и поверил.
И разве мало найдётся учёных, а также артистов, а также спортсменов, а также и бизнесменов, которые на такие мои слова возмущённо воскликнут: "она хочет оборвать все связи!", "она хочет превратить Россию в государство-изгоя!", "нет, нет, мы ездили, ездим и будем ездить!".
Да будете, конечно, будете... Когда исходил последним дыханием Советский Союз, главным преимуществом, ради чего этот развал затевался, главным правом, за которое боролись люди, находившиеся у нас тогда на месте либералов, был свободный выезд за границу. Право ездить за границу и по сей день котируется у нас куда выше, чем, например, право не быть предметом слежки внутри родного государства. Больше того: у нас право ездить за границу рассматривается интеллигентными людьми как альтернатива художествам родного государства: дескать, если тут будут слишком прижимать - мы возьмём да и уедем в более свободные страны (что от той свободы тоже остались шиш да маленько - это другой разговор).
Так что я, со своими рассуждениями, что разумнее было бы не ездить хотя бы в явно русофобские края (даже если зовут), не найду понимания.
Но хотя бы помните, что у нас ещё десяток россиян
остаются в заложниках на территории Азербайджана. Азербайджана, который, в отличие от Польши, является в официальной риторике как бы партнёрским и дружественным нам государством. И тем не менее, большая часть россиян, задержанных явно по конъюнктурным мотивам, находятся там уже пятый месяц. И только после их задержаний появились рекомендации МИДа воздерживаться от въезда в Азербайджан - как после задержания Бутягина появились на высшем уровне рекомендации воздерживаться от въезда в Польшу.
А Турция, которая, презрев договорённости,
отпустила на украину главарей террористического, экстремистского и запрещённого в России "Азова" (которые из высших соображений были переданы в Турцию), и после этого не стала считаться врагом, а осталась пространством, на котором можно договариваться?
Ну вот почему так?
Уж хотя бы насчёт Польши: были какие-то сомнения, что это - вражеское государство?
И вот опять мне скажут: у нас там связи, у нас там коллеги, у нас там Наука, мы имеем право ездить...
Да право-то вы имеете.
Я, кстати, не знаю: может, и вправду международное археологическое сообщество такое мощное, что Бутягина
отпустят.
Если так, это будет значить - повезло.
А азербайджанским заложникам, которые не являются археологами с мировым именем, не повезло.
Вот и вся разница: везение.
Когда
говорят, что Россия должна "поставить себя так, чтобы те, кого преследует украина, чувствовали себя в безопасности даже в Польше", - что можно на это ответить? Положим, должна. И что? И как это сделать?
Может быть позиция силы (то самое "поставить себя") - и может быть переговорный процесс ("всегда готовы договариваться"). Если у вас перманентный переговорный процесс - не нужно говорить про позицию силы. Позиция силы - это осаждённый Киев и украина, отрезанная от Чёрного моря. Невозможно? Ладно, пусть так. Значит, будет переговорный процесс. А "поставить себя" не будет.
Пусть Бутягину повезёт. Да, он прав, он имел все права.
Но права больше не работают так, как надо. И
ссылки на то, что "а вот израильские археологи копают в Газе", "а вот турецкие археологи копают на Кипре" - не работают. Это с вашей точки зрения это одно и то же, а с ИХ точки зрения это совсем не одно и то же.
И пока ситуация не придёт в какую-то юридически-фиксированную позицию - а как это должно произойти в рамках переговорного процесса, где договаривающаяся сторона не имеет позиции силы, я понятия не имею - не стоит надеяться (или так: можно лишь надеяться), что ваши права будут уважать.
Не надо ездить в Польшу.
От поездок в Азербайджан и Турцию я бы тоже воздержалась.
Лучше обратите внимание на то, что совершается дома.