«Могилы мои милые Москаль разрывает». В поисках украинской культуры

«…могили мої милі Москаль розриває…»

Тарас Шевченко



 

Многим было бы очень интересно узнать, что имел в виду президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, когда на днях признался в «огромном уважении» к «украинскому народу и к украинской культуре, к украинскому языку, литературе» -- причём не от своего имени, но от имени «нас». Объективно: спустя семь с половиной месяцев специальной военной операции нам было бы полезно узнать, к чему же «мы» относимся с таким огромным уважением.


 

Здесь читатели могут ознакомиться с официально рекомендованным конспектом первого урока для первых-четвёртых классов государственной украинской школы. Урок называется «Мы – украинцы: честь и слава несокрушимым!».

Итак, на первом же уроке, детям едва пришедшим в школу, читают стихи «великого Кобзаря» Тараса Шевченко о «москале», раскапывающем украинские могилы, и о том, что любовь к Украине достойна того, чтобы проклясть Бога и погубить душу.

 

«Я так її, я так люблю

Мою Україну убогу,

Що проклену святого Бога,

За неї душу погублю!»

 

Всё это преподносится семилеткам как само собой разумеющееся, больше того – как повод для гордости. Также им рассказывается, что «украинский народ всегда отстаивал свою свободу».

 

Должны ли мы относиться к этому с уважением?

И если Тарас Шевченко – не украинская культура и литература, то что такое украинская культура и литература?

 

 

Такой же официально рекомендуемый урок для украинских школьников 10-11 классов смотрим здесь. Что же мы видим?

1) «С полномасштабным вторжением российской армии начался новый этап российско-украинской войны, которая идёт с 2014 года».

Итак, для украинцев война идёт с 2014 года, этому официально учат в государственной школе. Как и тому, что это -- я цитирую -- «народная война за независимость и суверенитет, за цивилизационный выбор и принадлежность к европейской цивилизации, за основополагающие ценности, права и свободы, которые лежат в основе западного мира».

2)

«Война, как ничто, сплотила украинскую нацию, мобилизовав весь ее потенциал на отпор врагу. Она коснулась каждой украинской семьи, стала частью нашей жизни, а победа в ней стала общей целью всего украинского народа… Украинский народ оказался перед выбором: победа или смерть».

3) Далее следует нечто ещё более интересное: украинским школьникам рассказывают, что такое «рашизм»:

«Раши́зм – термін, який використовується науковцями, політиками і публіцистами для позначення політичної ідеології та соціальної практики владного режиму росії кінця XX– початку XXI століття, що базується на ідеях «особливої цивілізаційної місії» росіян, «старшості братнього народу», нетерпимості до елементів культури інших народів; натоталітаризмі й імперіалізмі радянського типу, використанні російського православ’я як моральної доктрини, на геополітичних інструментах впливу, насамперед енергоносіях для європейських країн, військовій силі, стосовно країн, що входять до сфери впливу російської федерації».


Я специально привожу эту часть на мове, чтобы читатель увидел, что, во-первых, в украинской школе прямо вводится норма написания слов «Россия» и «Российская Федерация» с маленьких букв. А во-вторых, что такое сентиментальное и десятилетиями вбиваемое российской идеологией понятие как «братский народ» в государственной украинской школе рассматривается исключительно негативно, и гиперссылка здесь направляет прямиком на понятие "шовинизм". "Мы же братские народы!" -- восклицает проработанный советско-российской идеологией россиянин. "Проклятый шовинист!" -- отвечает ему проработанный украинской идеологией житель Украины. И украинская проработка гораздо более всепроникающая, чем российская; никакая озабоченная родительская или интеллигентская общественность просто не осмелится ей сопротивляться. 


 

..Завершается урок всеобщим исполнением марша украинских сечевых стрельцов – «Червонной калины», при этом подчёркивается, что песня «несёт в мир послание: Украина – «незалежна вильна краина», которая «борется за себя и за весь мир со злом – рашизмом».

 

 

Украинская школа – это ведь очень весомая часть украинской культуры, разве нет?

Кстати, и «Червона калина» -- это популярная украинская народная песня, тоже значимая часть украинской культуры.

Должны ли мы относиться к этому «с огромным уважением»? Очень бы хотелось это узнать. Пока я могу констатировать только то, что в побывавшем под украинской властью Крыму гораздо лучше, чем в РФ, понимают «украинскую культуру», и поэтому «Червона калина» вызвала здесь такое волнение при недавнем публичном исполнении. В то время как в «материковой» РФ даже не поняли, что произошло.


 

Расписываясь в «огромном уважении» к украинской культуре, многие из нас, возможно, даже не понимают, что это вообще такое. Однако в «огромном уважении» российской власти к украинской культуре трудно сомневаться. Вспомним интервью главы комитета по международным делам Госдумы РФ, члена фракции «Единая Россия» Константина Косачёва украинскому журналу «Профиль»:

«Да, существует проблема русского языка, ясно, что значительная часть населения Украины продолжает им пользоваться, считая своим родным. Но так же очевидно, что если дать этому языку такие же полномочия и свободы, как украинскому, то от этого мог бы пострадать уже украинский язык, что было бы совершенно неправильно для судьбы государственности, для суверенитета Украины. Поэтому никто и не ждет от Януковича никаких подобных шагов, и я не вижу здесь никакого конфликта».

Это 2011 год. Разве не видно, что здесь уже есть масса «огромного уважения» к украинскому языку? Кстати, тут и понимание, что с украинским языком связана "украинская государственность" -- а она ведь представляет для РФ такую ценность, что её необходимо защищать ценой ограничения русского языка. 


 

Между тем, хотя украинцы считают, что находятся в войне с Россией с 2014 года, хотя их война, их мобилизация длится уже восемь лет – идеологическая подготовка к этой войне с украинской стороны началась ещё раньше. И не на уровне маргиналов, которых никто не принимал всерьёз, -- нет, на уровне официальных институций. В те самые годы, когда глава комитета по международным делам Госдумы РФ был озабочен тем, чтобы защитить украинский язык от русского, украинцы в украинском журнале «История в современной школе» уже писали про «геноцид против украинцев УССР и Кубани под видом хлебозаготовок» и про «аннексию Кубани». Ещё раз: по мнению украинских историков (Станислав Кульчицкий, Олена Бойко) – мнению, рекомендованному для уроков истории в средней школе, – Кубань населяют украинцы, и Россия Кубань «аннексировала». Это 2012 год.


 

В 2011 году главный редактор киевского журнала «Русский язык и литература в учебных заведениях» В.Я. Звиняцковский писал, что достаточных возможностей для сохранения русской культуры на Украине не существует, что история России освещается здесь тенденциозно, что украинское государство помогает только всему украиноязычному, эксплуатируя русские регионы… и при этом делал вывод:

«Наш общий долг перед мировой культурой — не уничтожать украинский язык, а развивать его… протащить закон о русском языке как о втором государственном нельзя ни в коем случае».

Я видела эту удивительную статью собственными глазами. Но разве этот вывод глубоко зависимого киевского русскоязычного гуманитария как-то расходится с тем «огромным уважением к украинскому языку», которое в то же время демонстрировал высокопоставленный российский чиновник? Всё ради долга перед мировой культурой! Уважение с большой буквы У! 


Мне бы просто хотелось знать.

Во-первых, к чему конкретно «мы» относимся с «огромным уважением». К украинскому языку, который уже столетие используется как инструмент подавления и вытеснения русского? ("Режет нас украинизация", -- писал Антон Макаренко Максиму Горькому из Харькова ещё в марте 1927 года). К украинской культуре, которая используется как база для сопротивления всему русскому? К украинской школе, которая растит «борцов с рашизмом»?

 

Во-вторых, хотелось бы понять, на кого, на какую аудиторию были рассчитаны слова президента России об огромном уважении к украинскому языку и культуре. На украинскую? Там их воспримут с исключительной издёвкой, и, разумеется, ни на секунду не поверят, так же как и российские заукраинцы. На западную? Там тоже не поверят, а кроме того – разве нам недавно же не рассказали, что пора перестать жить с вечной оглядкой на Запад? На российскую?.. Увы, только эта единственная аудитория, часть её, может этим словам поверить – и вся история украинства показывает, что эта вера может только ослабить русских. Лишить иммунитета к колоссальному враждебному импульсу, который исходит от украинства.


Есть, впрочем, ещё один вариант – дипломатический. «Президент сказал это, просто чтобы подчеркнуть, что мы не такие, как они». Но если после всего, что делалось и каждый день делается украинцами (сегодня, например, объявлено о намерении выпустить марку с горящим Крымским мостом), нам всё ещё надо расписываться в «огромном уважении» к украинству, чтобы поверить, что мы не такие, как они, -- то это очень печально. Наше преимущество перед украинством не должно быть завязано на «огромное уважение» к украинству.


Мы не такие, как они, потому что это само собой разумеется. Это не нужно доказывать. Это должно быть доступно пониманию так же просто, как лёгким доступен воздух, как сознанию доступна максима «волкодав прав, а людоед – нет». Разве мы в самом деле хотим, чтобы людоед оценил наше "огромное уважение"?

 

 

 

 

 


Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter