Вдова миллиардера Дмитрия Босова идет в суд

Адвокаты Катерины Босов собираются обжаловать судебные решения о признании супружеской доли отсутствующей

Представители защиты Катерины Босов, вдовы бизнесмена Дмитрия Босова, идут с кассационной жалобой на решения Одинцовского городского суда Московской области и последующих апелляционной и кассационной инстанций о лишении ее супружеской доли в уставном капитале компании принадлежавшего мужу ООО «Аллтек». Адвокаты настаивают на «необоснованности и незаконности» вынесенных вердиктов, указывают на «множество процессуальных нарушений» при рассмотрении дела и противоречивость самих решений, требуя отменить их. Эксперты уже охарактеризовали дошедший до Верховного суда процесс как знаковый, с точки зрения применения норм гражданского и семейного законодательства. Они предупреждают о высоких рисках недобросовестной и противоречащей основам регулирования семейных имущественных отношений практики, созданных в рамках процесса. По сути, создана возможность для недобросовестной практики: оставшийся в живых супруг не будет иметь никаких имущественных прав на зарегистрированные на имя умершего доли в обществе с ограниченной ответственностью, в которое вкладывались совместные денежные средства.

Вдовья доля

Катерина Босов состояла в браке с миллиардером Дмитрием Босовым с января 2016 года вплоть до его смерти в начале мая 2020 года. В течение нескольких месяцев после кончины бизнесмена ведшая наследственное дело нотариус Екатерина Панова, проведя необходимую проверку документов, удостоверила сведения о Босове, его супруге и других наследниках, а также их имуществе. В результате она констатировала факт владения Катериной Босов супружеской доли и выдала ей свидетельство о праве на собственность 43,2% акций ООО «Аллтек».
 
На момент заключения брака Дмитрию Босову принадлежала доля в «Аллтеке» в размере 66,5% номинальной стоимостью 66,5 тыс. рублей. В период брака с Катериной Босов она была увеличена на 20% - до 86,5%, а ее номинальная стоимость за счет совместных денежных средств супругов, перечислявшихся с общего банковского счета, выросла более чем в 130 раз – до 8,7 млн рублей. Это установлено судом, подтверждено материалами дела и никогда никем не оспаривалось. Фактически в процессе докапитализации «Аллтека» в период брака доля бизнесмена в акционерном капитале изменила характеристики и стала новым объектом гражданского права. 
 
В соответствии со ст. 256 ГК РФ и ст. 34 СК РФ еще при жизни Босова его актив в уставном капитале «Аллтека» считался совместно нажитым имуществом, 50% которого, в случае смерти мужа или жены, должны были перейти к оставшемуся в живых супругу в виде супружеской доли. По закону, супружеская доля к наследственной массе не относится и должна быть обособлена от нее еще до распределения наследственных долей. Однако Одинцовский городской суд Московской области 25 ноября 2020 года удовлетворил иск матери и четырех сыновой миллиардера от предыдущих браков, признав супружескую долю Катерины Босов отсутствующей. 

Занимательная арифметика

Ключевое значение для рассмотрения дела имеет исследование обстоятельств перехода ООО «Аллтек» в совместную собственность супругов. Сторона ответчика настаивала на проведении судебной экспертизы, считая необходимым установить, насколько в период брака изменилась рыночная стоимость доли Дмитрия Босова в компании после проведенной докапитализации за общий счет супругов. Суд фактически провел самостоятельный арифметический расчет, опираясь на данные бухгалтерского учета «Аллтека». Между тем, согласно позиции Верховного суда РФ, без установления действительной (рыночной) стоимости имущества, отраженного в бухгалтерской отчетности общества, действительную стоимость доли установить невозможно. При этом само ООО «Аллтек» предоставило суду справку, которая подтверждает, что даже активы компании увеличилась в период брака в 27 раз. Тем не менее, суды отказали в истребовании документов, касающихся упомянутых активов, как и во всех остальных ходатайствах ответчика.
 
К примеру, Катерина Босов просила учесть, что увеличение на 20% доли ее покойного супруга в «Аллтеке» происходило в результате корпоративных процедур, что так же указывает на необходимость исключения, как минимум, 10% долей общества из наследственной массы. Суды согласились с тем, что приращение доли Дмитрия Босова произошло в период брака, однако, посчитали, что раз 20% не были оплачены деньгами, то эта доля является личной собственностью предпринимателя. Адвокаты Катерины Босов настаивают на том, что бизнесмен получил 20% долей не в дар и не в процессе совершения какой-либо иной безвозмездной сделки, а в результате управления коммерческим юридическим лицом и принятия соответствующих решений.
 
Указывают юристы и на процессуальные нарушения. Так, встречное исковое заявление было принято и рассмотрено судом в ускоренном порядке – непосредственно в день заседания. Стороны не были заранее уведомлены о принятии искового заявления и оказались лишены возможности подготовиться к слушаниям, приобщить дополнительные пояснения и доказательства. Более того, первая судебная инстанция не уведомила о принятии встречного иска третьих лиц, из-за чего в заседании не участвовали ни они, ни их представители. По сути, встречный иск был рассмотрен в отсутствие значимых для понимания сути дела участников процесса. Кроме того, суд отказал адвокатам Катерины Босов в сборе и истребовании существенных доказательств, хотя все аналогичные ходатайства истцов были одобрены. Как считает сторона защиты Катерины Босов, в том числе из-за допущенных нарушений судом были приняты необоснованные и незаконные акты, которые должны быть отменены. Только так, по их мнению, в деле может быть восстановлена законность.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram