Днестр и Дунай ждут Россию

Несмотря на отдалённость от основного театра военных действий, Днестровско-Дунайский регион занимает важное место в информационной картине российско-украинского противостояния. Объектами повышенного внимания являются пророссийская Приднестровская республика, а также остров Змеиный, который находится вблизи от морского побережья Бессарабии.


В отношении Приднестровья в СМИ неоднократно высказывались мнения о том, что из региона может готовиться удар по юго-западным областям Украины (Одесской и Винницкой). С подачи украинских военных, появились даже версии, что часть российских вертолётов, участвующих в войсковой операции на территории Украины, прибыла из Приднестровья. Президент самоопределившейся Приднестровской Республики Вадим Красносельский вынужден был даже опровергнуть эту информацию в своём официальном заявлении. Отрицание участия «приднестровских вертолётов» в украинских событиях - это, пожалуй, единственный вопрос, в котором солидарны официальные Тирасполь и Кишинёв.

 

Правда, президент Молдавии Майя Санду, вторя своему приднестровскому коллеге, заявила, что нахождение российской армии на левом берегу Днестра «предполагает риск и причину», что подобные события могут действительно произойти. А значит, российский военный контингент должен покинуть Приднестровье, считает глава Молдавии. Приднестровье официально не поддерживает ни одну из сторон противостояния. Но очевидно, что успех российского наступления и переформатирование Украинского государства объективно соответствует интересам Тирасполя.

 

В последние годы регион испытывал на себе всё более негативное воздействие совместных блокадных действий со стороны Молдавии и Украины. Наибольший резонанс вызвала транспортная блокада, введённая 1 сентября 2021 года. По просьбе молдавских властей, Украина установила запрет на передвижение по своей территории автомобилей с государственными номерами Приднестровской Республики. Автовладельцам было предложено заменить номера на так называемые «нейтральные», без какой-либо государственной символики. Однако процесс их внедрения шёл довольно медленно, а в конце прошлого года и вовсе остановился. В декабре таможенники Республики Молдова арестовали крупную партию номерных знаков, которая направлялась в Тирасполь, поскольку груз включал в себя и номера приднестровского образца с государственной символикой самоопределившейся республики.

 

К тому же и счастливые обладатели «нейтральных» номеров (а их к сентябрю 2021 года было лишь 5% из 100 тысяч приднестровских водителей) также стали испытывать проблемы. Они подверглись санкциям украинской полиции за то, что их приднестровские водительские удостоверения якобы не соответствуют международным стандартам. Тем самым руками украинских правоохранителей приднестровцы подталкивались к замене водительских прав на документы молдавского образца. Стоит ли пояснять, что такая смена «прав» требует полной интеграции в правовое поле Молдавии (включая принятие гражданства или получение вида на жительство в соседнем государстве).


Ещё одним неблагоприятным для Приднестровья фактором являлось появление в 2017 году на территории Украины, вдоль приднестровского участка границы, таможенных постов Республики Молдова. Тем самым официальный Кишинёв получил возможность взять под полный контроль внешнеэкономическую деятельность Левобережья Днестра. Под давлением данного шага приднестровские экономические агенты были принуждены пройти регистрацию в таможенных органах Молдавии, а значит, и вносить туда таможенные платежи.

 

В своё время создание такого контроля над пророссийским анклавом вызвало серьёзные дискуссии в Киеве. Критики данной меры утверждали, что действующая Конституция Украины запрещает нахождение иностранных правоохранительных органов на территории «незалежной». Однако выгоднейшее для Молдавии решение было всё-таки продавлено (Рада одобрила его лишь с седьмой попытки). Так официальный Кишинёв, ничего не вкладывая в приднестровскую экономику, получил возможность взымать с неё существенную ренту. Предприятия с Левобережья Днестра, в свою очередь, оказались под двойным налоговым прессом (поскольку таможенных пошлин в бюджет Приднестровья никто не отменял).


Но есть в этой таможенной истории ещё один выгодополучатель - это Европейский Союз. Дело в том, что на Приднестровье был распространён режим свободной торговли между ЕС и Молдавией. Это привело к тому, что экспортно-импортные операции Приднестровья с Европой стали гораздо выгоднее, нежели с Россией. Как следствие, быстро стал меняться приоритетный вектор внешней торговли региона. Если в начале 2000-х годов главным внешнеэкономическим партнёром Приднестровья являлась Россия, то в 2021 году торговые операции с ЕС составили около 70% от всего международного оборота республики. Причём экспортно-импортное сообщение между Приднестровьем и ЕС беспрепятственно осуществлялось как через Молдавию, так и Украину. В то же время аналогичные перевозки в Россию зачастую тормозились официальным Киевом дополнительными таможенными досмотрами и другими формальными проверками.


Очевидно, что такая зависимость Тирасполя от экспорта в ЕС могла бы в перспективе привести к смене геополитических ориентиров приднестровских элит. Однако успех русской военной операции на территории Украины способен разоружить искусственные ограничения в российско-приднестровской торговле. В этом отношении эффект от ликвидации молдавских таможенных пунктов на территории Украины вполне сопоставим с подрывом дамбы на Северо-Крымском канале.

 

Теперь перейдём к событиям вокруг черноморского острова Змеиного, расположенного вблизи берегов Бессарабии. 24 февраля он перешёл под контроль Черноморского флота России. Причём случилось это как раз на день рождения легендарного русского адмирала Фёдора Ушакова, разгромившего здесь в 1788 г. турецкую эскадру. Президент Украины Владимир Зеленский оперативно сделал заявление, что находившиеся на острове тринадцать украинских пограничников отказались принимать ультиматум россиян и погибли смертью храбрых, за что были «посмертно» награждены. Однако вскоре выяснилось, что защитники острова живы, поскольку сложили оружие. Более того, сдавшийся контингент на острове оказался значительно многочисленнее той группы героев, о которой рассказал Зеленский (в действительности их было 83 человека). Видимо, глава государства не учёл военнослужащих морской пехоты, направленных в усиление пограничникам.


Оставим детали «Змеиной» операции на рассмотрение военным экспертам. Обратимся к вопросу о причинах столь большого внимания к этому небольшому клочку суши (всего 20,5 гектаров) в северо-западной части моря. Стратегическое значение острова определяется тем, что здесь сходятся коммуникации между Одессой и Стамбулом, а также между Черноморьем и главной рекой Европы - Дунаем. К тому же шельф у Змеиного имеет немалые запасы углеводородов. Российская империя впервые установила свой контроль над островном в 1829 году по условиям Адрианопольского мирного договора с Турцией. Вплоть до Крымской войны он подчинялся Севастопольскому градоначальству. По Парижскому трактату 1856 года, остров вернулся в состав Османской империи, от которой затем перешёл Румынии. Последняя же была вынуждена его уступить Советскому Союзу по итогам Второй мировой войны.

 

Украина получила этот остров в виде советского наследства. В 80-х годах на шельфе у Змеиного были открыты месторождения нефти и газа, что породило румынско-украинский спор о разделе прибрежной части этого участка Чёрного моря. Стремясь произвести благоприятное впечатление на евроатлантических «партнёров», президент Украины Виктор Ющенко ввязался в Международный суд о принадлежности спорного участка морского дна (12 тыс. квадратных километров). Победу в этом споре вполне прогнозируемо одержала Румыния, прибрав к рукам 80% спорного участка. Это размежевание произошло в 2009 году. К тому времени, по данным Черноморнафтогаза, на спорном участке были разведаны залежи около 10 миллионов тонн нефти и 100 миллиардов кубометров газа.


Когда же Бухарест добился передачи под свою юрисдикцию этой части Черноморья и инициировал там дополнительные изыскания, то выяснилось, что запасы углеводородов там, как минимум, в два раза больше, чем ранее предполагалось. В Румынии на этом фоне появились амбициозные планы стать экспортёром газа, однако собственных ресурсов на разработку открытых месторождений данному государству не хватает. Транснациональные же компании к этому проекту должного интереса пока не проявляли.


Однако ещё в худшем состоянии обстоят дела с разработкой украинской части шельфа восточнее Змеиного (месторождение «Дельфин»). Полноценная разведка запаса углеводородов здесь так и не проводилась. Средств на глубоководное бурение у Украины просто нет, а все попытки привлечения к проекту иностранных инвесторов заканчивались безрезультатно. Задача освоения «Дельфина» могла бы быть решена при участии российского бизнеса, но для этого необходимо политическое решение. В связи с этим установление военно-политического контроля России над данным регионом выглядит весьма многообещающе.


Между тем регион Северо-Западного Причерноморья драматично переживает сильное удорожание энергоресурсов. В этом плане показательна ситуация, сложившаяся в Гагаузской автономии на юге Республики Молдова. В начале 2022 года регион охватили акции протеста из-за резкого роста цен на газ, электроэнергию, дизельное топливо, продукты питания. Таких платёжек за коммунальные услуги нет даже в Европе, -- возмущались участники одного из антиправительственных митингов в Комрате (столице автономии) месяц назад. Им вторят предприниматели, констатируя, что, при столь высокой стоимости на энергоресурсы, местное зерно и другая аграрная продукция становятся неконкурентоспособными.

 

 

Социальное напряжение на юге Молдавии достигло столь высокого уровня, что местные общественные деятели стали обвинять кишинёвское правительство в «тарифном геноциде». В этих условиях Народное Собрание (парламент) Гагаузии выступило с инициативой начать прямые переговоры с российской корпорацией «Газпром» о поставках в регион энергоресурсов по льготной цене.

 

Правительство Молдавии некомпетентно, а братская Россия уже неоднократно протягивала руку помощи гагаузскому народу (православный тюркский этнос) в трудную минуту, - такими словами парламентарии проводили в Москву на переговоры специальную делегацию. Перед ней поставлена задача добиться поставок газа в автономию по более низкой цене, чем для остальной Молдавии. Центральные власти в Кишинёве восприняли этот шаг настороженно, характеризуя его как «экономическом сепаратизм». Однако эти укоры лишь раззадорили гагаузских политиков, славящихся в Молдавии своей пророссийской ориентацией. Между тем гагаузская делегация побывала в Москве и заявила, по итогам визита, что просьба парламентариев автономии находит понимание в российской столице.


Напомним, что Гагаузия уже имеет существенные экономические преференции в России. Стратегически важная для автономии винодельческая продукция поставляется на российский рынок на льготных условиях. Такому положению могут лишь завидовать виноделы из других регионов Бессарабии и особенно из украинской её части. С момента подписания соглашения между Украиной и Евросоюзом о «евроассоциации» на юге Бессарабии произошло просто обвальное падение производства винограда и производных из него. Бессарабские виноделы лишились традиционного для себя российского рынка сбыта. Страну наводнила дешёвая продукция с Запада. Выдержать конкуренцию с иностранными виноделами в условиях отсутствия какой-либо государственной поддержки для бессарабцев проблематично.

 

Это лишь некоторые вопросы актуальной общественной повестки Днестровско-Дунайского региона, которые формируют запрос на возрождение здесь былого влияния России. Спустя тридцать лет после распада Советского Союза в Северо-Западном Причерноморье повторяется ситуация XVII – XVIII веков, когда даже крупные региональные игроки были не в состоянии обеспечить комплексную модернизацию этой части Европы. Для Европейского Союза же Черноморский регион - явно периферия. Её главным предназначением является поставка дешёвого сырья и трудовых ресурсов. Бессарабии и Приднестровью, при таком сценарии, грозит дальнейшая деградация ресурсов и обезличивание, т.е. возвращение к исходной стадии модернизации региона во всё том же XVIII веке.


Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter