Татарское QR-безумие, зато Казань снова «первая»!

Как известно, Казань стала первым городом в России, где накануне на общественном транспорте введён обязательный QR-код. И можно видеть первые результаты нововведения.


Известный зуд чиновников казанского кремля, что-де Казань и Республика Татарстан всегда и во всём должны быть «первые», подчёркивание к месту и не к месту, что регион и город – «особенные» привели с этой их инициативой к последствиям, грозящим гражданской нестабильностью в регионе.


Казалось бы, чего проще – выпустили соответствующее постановление , «улучшив» в очередной раз (можно сбиться – какой по счёту) знаменитый драконовский «КАРАР» № 208 аж от 19 марта 2020 г. («карар» - Постановление, тат., М.Щ.), повесив все проблемы на перевозчиков и лишив не закодировавшихся пенсионеров льгот за проезд. Потом накануне дали ещё соответствующие «пояснения», приобрели в срочном порядке дополнительное оборудование – смартфоны и аккумуляторы. Закупки за бюджетный счёт, особенно «внезапно срочные» – это святое. Президент Минниханов, разумеется, выступил.


Но как на деле один кондуктор будет осуществлять допуск десятков пассажиров, ломящихся в автобус на каждой остановке, проверяя код, да ещё обилечивая? «Как нибудь, да проверит» - таков, видимо, негласный ответ чиновников. Его, дескать, проблемы, в постановлении же написано, кто должен отслеживать наличие этих кодировок у пассажиров.


Мне лично довелось быть свидетелем «внедрения» контроля обязательной проверки QR-кода у пассажиров одного из маршрутов городских автобусов. Прямо с утра в день введения новшества сел в автобус и на протяжении получаса поездки не увидел ни одного признака нововведения. Зато, когда ехал обратно (так совпало, на том же автобусе с тем же водителем и кондуктором), уже шла проверка наличия кодов у пассажиров. Потрясая перед пассажирами новеньким, видимо только что всученным ей смартфоном, кондукторша виновато, но упорно требовала предъявить код. Из-за этой внезапно свалившейся на неё дополнительной нагрузки перемещалась она из одного конца салона в другой минут по десять. Так, что, добрая половина пассажиров, не охваченная проверкой и даже не оплатившая проезда, успевала проехать и выйти. Когда измученная женщина-мигрант добралась до меня, я сказал, что завтра записан на вторую прививку, а сейчас, вот, есть справка о первой прививке, и что же мне делать? Она сказала, что ничего поделать не может, и прошла дальше. На своей остановке, перед тем как выйти, я сунул ей деньги за проезд – она с благодарностью вцепилась в мелочь… Выручка, думаю, у этого маршрута была по крайней мере раза в два меньше обычного, а работы у водителя – почти как обычно,зато у кондуктора раза в два больше обычного. Плюс морально-психологический груз, плюс конфликтные ситуации и дополнительная ответственность за всученный казённый смартфон. Не знаю, сколько автобусов на маршрутах уже сегодня будет не хватать.


К тому же на остановках наблюдались группки людей, видимо напуганных слухами, что действительно коды проверяют и не решавшихся поэтому сесть в свой автобус.


Днём же в ряде учреждений на постах охраны дежурили рос гвардейцы. Подошел к одним таким постовым, поговорил. Коды, как сказали служивые, они не проверяют – так, следят за порядком на постах и производят досмотр выборочно, по собственному подозрению. Целых два старших лейтенанта плюс капитан.


Вечером проанализировал сводки «с полей». Одному кондуктору сломали нос, одному пшикнули в лицо газовым баллончиком, «неизвестные напали на экипаж общественного транспорта», и так далее. Но силовики будут выявлять, пресекать и привлекать – это уже по информации провластных СМИ. А чем чиновники ещё могут подкрепить свои недалёкие решения, не отвечая за них, ни креслом, ни деньгами? Только репрессиями против бедных граждан и перевозчиков. Хорошая «работа», не пыльная. Как будет происходить обещанная ими компенсация перевозчикам упущенной выгоды – тоже не известно. Деньги, разумеется, тоже бюджетные. Кстати, уже много жалоб от кондукторов, что закупленные по бюджету дешёвые китайские смартфоны работают со сбоями или вовсе перестают работать. Материальная ответственность за них «добровольно-принудительно» передана кондукторам…


Итак, что получило общество в результате введения в общественном транспорте обязательных проверок QR-кодов? Перечислим по пунктам.

  1. Скандалы, раздражение и негативные эмоции в салонах общественного транспорта. Конфликты, вынужденные простои, рукоприкладство. Скопление пассажиров на остановках.
  2. В часы пик до половины пассажиров едут невольными «зайцами».
  3. Апатия у работников городского транспорта, особенно кондукторов.
  4. Перегруз такси, неоправданное удорожание услуг такси.
  5. Дороги города переполнены случайными не подготовленными и не учитываемыми перевозчиками пассажиров на личных авто по завышенным ценам.

Но в своей массе «народная» реакция, как известно, всегда конструктивна и позитивна. В казанских телеграмм-каналах сейчас можно видеть до десяти сообществ, в чатах которых владельцы автомобилей и пассажиры ищут и даже находят друг друга.  Всё просто, заходишь в телеграмм, в очередной чат «Подвези друга», вбиваешь куда ехать, или сам ищешь кто куда едет – и «порядок!» А сколько времени ты на это потратишь (канал-то общий, для всех без малого сотни маршрутов) и денег – «твои проблемы». Комитет по транспорту этого запретить не может, даже отчитается «за сплочённость народа» перед трудностями перед кем надо и когда надо – не сомневайтесь!


Таким образом, город Казань оказался совершенно не подготовлен региональными чиновниками к этому QR-нововведению. «Гладко было на бумаге…», а про овраги можно и «забыть» – никто ведь не спросит за искусственный коллапс. Но чиновникам это без разницы, им главное – отрапортовать, а общественным транспортом чиновники не пользуются…


Михаил Щеглов,

Г. Казань

23 ноября 2021 г.,


Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram