Сергей Махлай и его родственники потрошат ТоАЗ через Турцию

Деньги с предприятия выводятся через завышенные в цене строительные контракты с турецкими подрядчиками
 
Родственники Владимира Махлая и его сообщники не стали ограничиваться выводом за рубеж денег с ТоАЗа путём фиктивных платежей за услуги логистики и фрахт. Ещё одним способом, который позволил им вывести миллионы долларов, стал строительный подряд.

Как сообщают СМИ, 2014-2015 году топ-менеджеры предприятия Дмитрий Межеедов и Виктор Казачков в сотрудничестве с турецкими партнёрами создали схему реализации проекта «Тарсу». Со стороны Турции инициатором этого проекта стал совладелец компании «МСА Строй» Бюлент Эздемир, на работе этой компании остановимся чуть подробнее.

Фирма, зарегистрированная в 2003 году, с 2016 года включена в реестр субъектов малого и среднего бизнеса. Её реальным учредителем и владельцем на первых порах был Сеза Мехмет Корношор. После того, как Сергей Махлай занял пост главы совета директоров ТоАЗа, в 2011 году Эздемир выполнял обязанности первого руководителя фирмы. В число членов руководства также вошли Нури и Кохсал Услу – тоже выходцы из Турции. Эздемир занимался контактами с Махлаем, Корношор общался с тольяттинскими органами власти, в том числе МВД и налоговиками. На Кохсала Услу были возложены функции финдиректора, а именно того, кто и занимался выводом денег через банки, включая турецкие. Его брат Нури отвечал за работу строительных площадок и общение с субподрядчиками.

Многомиллиардные подряды

Ежегодный объём подрядов на ТоАЗе достигал 1 миллиарда рублей. К самым крупным из них относились работы в порту Тамани, которые велись с 2001 года (суммарно – более 2 миллиардов рублей), ремонтные работы на двух гранбашнях на производстве карбамида в цехах №8 и №9 (с 2012 года – полмиллиарда рублей) и другие проекты, стоимость которых оценивалась от 0,4 до 1,5 миллиарда рублей каждый. Все эти работы проводились по отлаженной схеме – проводилось авансирование сметы в размере 75-80 процентов от общей суммы. При этом акты об окончании работ в большинстве случаев отсутствовали, сроки безбожно затягивались, работы велись без необходимой документации и экспертиз, проектов и контроля.

Начиная с 2016 года этими работами также занимается «Интеркон» с теми же командами. Таким образом, работы фактически дублируются. Основным субподрядчиком компаний является «РС Сервис» во главе с Ренатом Заляловым и Шагитом Шарафутдиновым.

Проект «Тарсу» обсуждался в 2014 году в Стамбуле, куда для этого прибыла делегация «Корпорации Тольяттиазот». Целью проекта были обозначены инженерные изыскания для реконструкции систем водоподготовки и водоснабжения карбамидного производства и систем водоочистки в цехе №15, а также осуществление реконструкции данных объектов.

Эздемир привлёк для выполнения этих задач партнёров Керема и Эмре Шапчи, которые к тому же являются его родственниками. Собственно, Tarsu, зарегистрированная в 1977 году, не имела никакого опыта работы с производственными объектами, занимаясь преимущественно жилыми домами.

Это не помешало Сергей Махлаю утвердить турецкую фирму в качестве исполнителя в данном проекте. Как отмечают источники на предприятии, турки позиционировали свою фирму как посредника ив передаче особой технологии американской компании General Electric. Бывший главный теплотехник ТоАЗа А.В. Поддубский, изучивший документы, выразил сомнения в эксклюзивности этих технологий и негативно оценил будущее проекта. В 2017 году он был уволен.

Исполнением контракта занялся новый теплотехник А.В. Симонов, бывший сотрудник «Синтезкаучука». Его тоже сняли с занимаемой должности, но оставили курировать исполнение проекта. Далее в России была зарегистрирована «дочка» турецкой фирмы «Тарсу Рус» – ООО «Тарсу Строительство и Проектирование». По данным на 2018 год, в ней числился всего 1 человек – видимо, им был гендиректор Али Бесленеев.

К контракту с «Тарсу» прилагался секретный документ, в соответствии с которым стоимость контракта превышала миллиард рублей. В соответствии с условиями контракта, должны быть проведены изыскательные работы, создание проекта, экспертизы и работы по строительству и монтажу. Выполнение работ по проекту пересекалось с деятельностью компаний «МСА Строй» и «Интеркон».

Представители ТоАЗа сообщают, что Симонов подписывал документы о проделанных работах, находясь под давлением со стороны Межеедова. Против зама теплотехника А.С. Корушева даже организовали провокацию со стороны сотрудников службы экономической безопасности предприятия. Это обернулось задержанием сотрудника завода ОБЭП УВД г. Тольятти и СКР и его помещением в СИЗО. Он пострадал из-за того, что отказывал субподрядчикам «МСА Строй» в подписании актов работ на водоочистных системах.

В ТоАЗе отметили, что обозначенные объёмы работ были фиктивными, сроки не выполнялись, а качество было низким. Передовые технологии, о которых шла речь выше, не применялись. Поддубский же указывал, что в работах используются устаревшие турецкие технологии. Между тем, из 8 437 200 евро, которые завод должен был выплатить за эти самые передовые технологии, 2 488 974 евро уже были перечислены. Кроме того, был заключён контракт на поставку системы управления технологическими процессами Honeywel. Его стоимость составляла 258 392 246 рублей. Ещё одним контрактом стала поставка АСУТП Honeywell за 4 997 123 долларов, 1 448 866 из которых уже были проавансированы. Работы по этим двум контрактам не только не были выполнены, но по ним даже не поставили чёткие сроки.

Работники предприятия сообщают, что в 2019 году Бюлент Эздемир и Эмре Шапчи два раза встречались в Лондоне с Сергеем Махлаем, предложившим заключить допсоглашения с российским предприятие на период с 2020 по 2025 годы. Партнёры из Турции также должны были поучаствовать в проведении работ в Тамани и Одессе по договорам фрахта и включиться во второй этап «Тарсу».

Представители строительной сферы Тольятти указывают, что Межеедов стал часто встречаться с субподрядчиками, аффилированными с «МСА Строй». Сообщается, что темой переговоров стало выполнение работ на карбамидном производстве. В ТоАЗе полагают, что субподрядные организации займутся работами, которые не были доведены до конца «Тарсу» и «Самсё» (Китай). Отмечается и увеличение потоков средств, направляемых на расчёты с субподрядчиками. Ведением этих потоков сейчас занимается финдиректор С.В. Шишов. Сейчас канал по выводу средств с участием Эздемира входит в число основных. Проходящие через турецкие банки средства переводятся в швейцарские офшоры основным владельцам ТоАЗа.

Дело не только в деньгах

Описанная выше схема не является единственной, деньги прогоняются и через другие подряды – в виде авансов. Уже имеется достаточное количество сведений, которыми могут заинтересоваться правоохранительные органы. В конкретном случае речь идёт даже не о простом воровстве денег предприятия, а о выполнении некачественных работ на опасном химпроизводстве. Таким образом, ущерб является не только материальным – такое отношение создаёт угрозу для жителей Тольятти и близлежащих населённых пунктов.

Это не единственные «подвиги» Эздемира. Он организовал вывод отмытых денег через международные аэропорты Татарстана благодаря связям в таможенных органах. По факту каждый месяц сумка с миллионом долларов переправляется в Турцию, а оттуда – Сергею Махлаю.
 
Первая публикация - издание Версия

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram