Маска вместо человека

Хиджабы в западных городах, пирсинг, татуировки (в т. ч.- на лице), макияж, похожий на маску, странные причёски. Биохакинг, зацикленность на фитнесе, похудении и пластической хирургии, другие эксперименты со своим телом. Теперь к ним добавились маски: просто медицинские, разные модные изделия на тему защитных масок и пр..

 

Мода постепенно сливается с практической необходимостью, требованиями врачей и властей.

 

Мода на что? На деперсонализацию. На радикальное неприятие своей реальной личной специфики либо стремление скрыть её от реальных либо потенциальных недоброжелателей. Очень часто – и то, и другое. Очень часто люди, якобы стремящиеся подчёркивать своим внешним видом свою неповторимость и индивидуальность, на деле стремятся отвлечь внимание от неё или чего-либо другого.

 

Подобные модные веяния отражают две близкие друг другу тенденции современной культуры: быстрое снижение значимости человеческой личности и снижение её самооценки; недоверие и страх по отношению к другим людям.

 

Это заставляет человека ощущать в себе множество недостатков, которые практически нельзя преодолеть, но жизненно необходимо изо всех сил скрывать от окружающих.

 

Выражаться это может по-разному. Индивидуальную специфику можно скрыть внутри предельно обобщённого, обезличенного социального символа. Наиболее радикальное проявление такого подхода – мусульманская женщина в хиджабе. Но это может быть и модница, стремящаяся во всём соответствовать «актуальным трендам». Или мужчина, стремящийся быть воплощением своего социального статуса.

 

Может применяться и противоположный подход. Нечто яркое, вычурное, необычное выставляется перед потенциальными враждебными силами либо как защитный экран, либо как «ложная цель». Также это может быть символом агрессивного доминирования, направленного вовне.

 

Оба вида защитной трансформации внешности были хорошо известны людям с древних времён, причём они активно совмещались. Люди стремились внешне максимально соответствовать своему статусу и социальной роли, при этом в их костюме, украшениях часто были заметны яркие элементы, которые должны были отпугнуть или отвлечь внимание враждебных сил.

 

Такая работа с внешностью, телом часто была характерна для условий жизни, при которых человеку всегда было чего опасаться, он не мог быть по-настоящему уверен в завтрашнем дне. Поэтому маскировка и различные формы трансформации своего лица и тела могут получить значительное распространение при неофеодализме.

 

Кстати, популярный в наше время бодипозитив, на первый взгляд, не вписывается в эту тенденцию. Но на деле избыточный вес также может использоваться для отвлечения и переключения внимания, маскировки чего-либо.

 

Ниссим Талеб утверждает, что после окончания пандемии коронавируса будет усиливаться тенденция увеличения дистанционной занятости и переезда из мегаполисов в сельскую местность.

 

Можно также предположить, что появятся люди, которые будут стремиться ходить в масках вне зависимости от эпидемиологической ситуации. Особенно «модельных». В них они будут чувствовать себя более защищёнными, показывающими миру лишь то, что им хочется показать. Ведь маска – и символ защиты от внешнего мира, и его воплощение.

 

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram