История русского хиппизма. Часть 4.

Предыдущая статья

 

Поводом к написанию данного цикла статей послужил выход эстонского документального фильма «Хиппи в СССР», режиссера Терже Тоомитсо.

После выхода в интесте с английским переводом, поделка эстонских телевизионщиков приобрела определенную известность во все мире. В январе 2020 года презентация фильма прошла в Лондоне, на нее отреагировали развернутыми восторженными статьями «Файненшл таймс» и «Гардиан».

Само собой все увидели в опусе лишь «ужасы страшного СССР», а не картину «вселенского праздника и вечного карнавала» о чем вещали с экрана старые советские хиппи, а исключением двух львовских «украинских патриотов».

Кроме этой двоицы, — деградировавшего алкоголика, львовского «городского сумасшедшего» «Пензеля» и, идейного, с советских времен, нациста-бандеровца Алисевича, — никто из интервьюированных эстонскими телевизионщиками «олдовых хипанов» не проявлял в речах ненависти ни к России, ни и русскому народу. Хотя старая (кстати, автономно возникшая в конце 1960-х и одна из самых многочисленных в СССР) хиппи-тусовка Львова этими в этих двух персонах далеко не заключается. В подавляющем большинстве «олдовые» западноукраинские хиппи, многие лично знакомые автору данной статьи, не были ни русофобами, ни зоологическиими, — при вполне естественной нелюбви к «стране развитого социализма», — совконевистниками.

К слову вышеупомянутый Алисевич в 2014 году организовал "Движение «хиппи за АТО» (анти-террористическая операция) для помощи украинским карателям на Донбассе. Можно ли представить в США 1960-х организацию «хиппи за Вьетнамскую войну»?

 

***

 

Автором «Sex, drugs, rock & roll» стал рок-музыкант Иэн Дьюри, дав такое название одной из своих песен. И хотя формула-триада была озвучена лишь в 1977 году, она как нельзя лучше передала суть потрясшей с середины 1960-х весь цивилизованный мир «психоделической революции».
Для хиппи СССР, как и их западных собратьев, главной жизненной целью было получение всяческих радостей от жизни, и озвученные Дьюри «три драгоценности», если за наркотик принять и алкоголь, были весьма и весьма значимы, хотя и далеко не довлеющи.
Воображение среднестатистического «нормального гражданина», при словах «хиппи» и «секс» рисует картины безудержного, ничем не ограниченного разврата. Для «цивила», — мещанина-обывателя на русском хип-сленге, — хиппи не отличаются от гамадрилов в брачный период и делают «это самое», всегда, везде и во всех видах.
Но реальность, как водится, иная и весьма многогранная в проявлениях. Основой идеологии хиппи были «естественность» и «свобода», в том числе от условностей «нормального» общества. В том числе и в отношениях между мужчиной и женщиной.
Однако неприятие «обывательского лицемерия» далеко не означало впадение в скотство. Естественность для хиппи подразумевала снятие социальных табу, но именно современного «испорченного» общества. Но то, что диктуется «естеством», глубинными культурными и природно-биологическими установками для идеологии хиппи было базисным. Так естественной считалась хотя бы условная моногамия, сексуальные отношения в идеале должны быть парными. Промискуитет, «все со всеми» — это, скорее, из разряда обывательских легенд, в основе имеющих сильно разукрашенные журналистами картинки из американских реалий периода деградации и разложения движения «детей цветов». Для советской «Системы» (как, кстати, польской и хиппи-субкультур иных стран с сильными народно-религиозными традициями, как например, Италия), такое было не характерно. К примеру, публичный, на глазах других людей половой акт осуждался. Групповой секс был абсолютно неприемлем. Гомосексуализм у хиппи СССР, как у всех советских граждан вызывал чувство омерзения. Кстати, и на Западе хиппи считали это явление противоестественным. Нынешний мировой ЛГБТ-культ продукт не «рок-психоделической революции» 1960-х, а мыслеконструкций «новых левых» западных (квази-) интеллектуалов того же периода.
В попытках создать некую духовно-социальную альтернативу «обывательщине» хиппи СССР (и Европы в целом, с Америкой сложнее) были характерны апелляции к некой пасторальной «народной культуре». Идеалом считался «мир свободных людей, живущих на природе в свободных общинах». В СССР это понималось как некое «истинное древнее славянство», в Европе за идеал брали эльфов Толкиена. В реальности «идеальная жизнь» для хиппи виделась как вечное празднование «Ивана Купалы». В том числе и в сексуальной ипостаси данного праздника.
Провозглашаемый хиппи-идеологией принцип «Free love»- «свободной любви» подразумевал, прежде всего, духовную близость двух людей, лишь развитием которой, в идеале, должно быть телесное соединение.
У «системных» была поговорка «фрилав не фрифак», что означало «нельзя сводить все к грубому сексу». Слова «фрилавщик» и «фрилавщица», — то есть те, кто практикует беспорядочные сексуальные связи, — были далеко не одобрительными.
Само собой, советские хиппи в массе своей были не аскетами. Порой после нескольких десятков минут после первого знакомства двух людей случалось «это самое». Находились среди советских «хайратых» («волосатых», оба слова употреблялись как самоназвание) и персонажи, пытавшиеся апелляциями к "кодексу поведения «настоящего хиппи» «развести на секс» молодых неофиток-«пионерок»: «Какая же ты хипушка, если не фачишься»? Но такое поведение в «Системе» считалось неприемлемым, и «пионеркам» рекомендовалось посылать «озабоченных» куда подальше. Кстати: были далеко не редкостью случаи, когда придя в «систему» «герлы» (девушки на русском хип-сленге, мужчина — «мэн») годами, — при этом активно «тусуясь», — путешествуя автостопом и живя месяцами в платочных лагерях, — оставались девственницами, теряя невинность в возрасте «за двадцать». И это считалось вполне нормальным, «звезды так у человека сложились».
Хоть и не часто встречались, но были среди хиппи СССР и первых постсоветских лет те, кто сознательно отказывался от секса по идейным соображениям. Объяснялось это примерно так: «Секс — грубая энергия, подавляющая и разрушающая тонкие духовные настройки, дающие возможность человеку входить в резонанс с высшими божественными энергиями. Во всех мировых религиях те, кто встает на путь духовного развития выбирают безбрачие».
Был и более простой вариант аргументации: «Секс сильно привязывает к другому человеку. Это первый шаг к внутреннему разладу и всякого рода психологическим проблемам. Мне пока и без этого хорошо, зачем внутренний кайф ломать? Пока очень сильно в кого-то не влюбишься, лучше не практиковать».
Для советских хиппи, как и для всех остальных людей, были естественны длительные союзы, ухаживания — порой многомесячные и многолетние, «любовные треугольники», ревность, [1] измены [2] и прочие вечные атрибуты отношений между мужчиной и женщиной.
«Системные» не отрицали институт брака. Если два человека объявляли себя мужем и женой, то связи на стороне уже не допускались. В СССР брачные союзы хиппи, как и у всех «нормальных людей», фиксировались в ЗАГСе. Однако белое платье с фатой принципиально не одевалось. Шиком считалось обоим брачующимся прийти на регистрацию в джинсах. Как правило, официальная регистрация дополнялась венчанием в церкви.
У хиппи второй волны" — 1980-х 1990-х существовало понятие «системный муж» и «системная жена». То есть люди жили «гражданским браком» официально не регистрируя свой союз, порой по принципиальным соображениям: «не хотим иметь дело с „вавилоном“. [3] [4]
Как говорил старый постсоветский „олдовый“: „В нашей среде разврата было не больше, чем в студенческом летнем лагере. И уж куда меньше, чем во всяких ПТУ или общежитиях пролетариев“.
Но все же у советских „системных“ были и традиции, шокировавшие „советских граждан“. К примеру, нудизм. Летом в Крыму или в Прибалтике хиппи часто купались обнаженными. [4] Но это было не принципиально, кто хотел — купался и купальниках или плавках.
Странной для „нормальных граждан“ была и практика, когда разнополые хиппи спали по двое в палатках, но при этом утверждали что „просто спят вместе, без интима“. И это было действительно так. „Делить жилплощадь“, спать вместе, обнявшись, укрывшись одним одеялом, но без каких-либо эротических проявлений, — с объяснениями типа „пока у нас звезды не сложились для близости, может дальше и будет“, — было нормой. У рядового советского обывателя такие факты в голове не укладывались.
Формулу „системного“ отношения к сексу вышеупомянутый старый хиппи рисовал так: „Тело человеческое это здание, постройка. От самого человека зависит, будет ли его тело тюрьмой, храмом, где звучат молитвы, или ночлежкой для всяких приходящих“.


ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Считающийся основателем „Системы“ Юрий Бураков „Солнце“ соблазнив подругу одного из московских „добрых хиппи“ получил от последнего удар ножом в живот. „Солнце“ попал в больницу, ревнивец на три года за решетку. Впоследствии они помирились.
    Один из хиппи первой „солнцевской“ волны рассказывал: „Меня по пьянке соблазнила жена одного из наших. Мне потом было очень стыдно за себя, с ними обоими я порвал все отношения“.
  2. „Вавилон“ — термин пришел в русский хиппи сленг в 1980-е годы их субкультуры растаманов. Обозначал государство и в целом весь мир обывателей-„цивилов“». Альтернативой «вавилону» провозглашался «анедграунд» — контркультурное сообщество хиппи, панков и рокеров (поклонников рок-музыки, к западной субкульутре брутальных мотоциклистов понятие отношения не имело).
  3. Часто хиппи старались обвенчаться в церкви без посещения ЗАГСа. Официальная Русская православная церковь требовала от настоятелей приходов не проводить венчание без наличия государственного «Свидетельства о браке», но находились священники нарушавшие запрет. После распада СССР венчаться хиппи из России часто ездили на Украину и в Прибалтику, где в приходах РПЦ МП никаких бумаг не требовали.
  4. Довелось услышать историю о небольшой группе хиппи ставших палаточным лагерем в диком месте на Южном берегу Крыма. Рядом были обычные туристы, оказавшиеся приехавшими на отдых сотрудниками киевского КГБ. Молодые чекисты пригласили хиппи к себе, слушали исполняемые гостями под гитару песни, угощали крымским портвейном. Но через пару дней попросили хиппи куда-нибудь переселиться: «У нас конфликты с женами начались из-за того, что мы в бинокли на ваших голых девушек подолгу смотрим».
Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter