Начнем с погоды. Это самая нейтральная тема для разговора, чем пользовался еще поручик Ржевский. Тем более что в нынешнем году в погоде-то и сосредоточен весь позитив: за окном светит весеннее февральское солнце и чернеют газоны.
Далее мы логично переходим к весне политической. Лед тронулся, Конституцию меняем. То есть поменяют ее, конечно, без нас, но есть иллюзия, что и мы тоже как-то в этом участвуем, держимся за оглоблю. В любом случае приятно – пусть не новая у нас будет Конституция, но по крайней мере реновированная по последней моде.
А раз основной закон власти обновляется, то и какие-то властные придатки тоже должны обновиться. Например, Госдуму можно было бы избрать досрочно, уже к концу этого года. Об этом говорят многие, и не нужно быть авгуром, чтобы по полету ласточек нагадать, что так оно и будет.
А ласточки в виде новых партийных проектов и в самом деле уже разлетались – чего стесняться, травка ведь зеленеет и солнышко блестит. На сегодняшний день самой жирной ласточкой стал партийный проект Захара Прилепина «За правду».
Захар – серьезный писатель, воин, немного рэпер, а в последнее время и театральный деятель, то есть человек, известный в стране. Не менее известны и его товарищи, такие как Эдуард Бояков, Иван Охлобыстин и Владимир Меньшов. Но всё же главным завлекателем народа стал в этой партии Стивен Сигал, выдающийся киносупермен прошлого. Вот его-то у нас точно каждая собака знает, хотя у молодых людей сегодня, возможно, уже другие кумиры. Наверное, гражданин США не сможет баллотироваться в депутаты, но голосовать за партию Сигала – это, черт возьми, круто, свежо и остро.
Видимо, насмотревшись на свежие ростки новой боевитости, функционеры Партии Роста, как тот рак с клешней, решили, что их партии тоже нужен некоторый оживляж. Надо сказать, что партия эта и впрямь скучновата, чему есть несколько причин.
Если «За правду» недоброжелатели назвали (пусть и не вполне справедливо) спойлером КПРФ, то с Партией Роста всё гораздо хуже. Ее, как и все предшествовавшие разрешенные «правые» партии, можно определить как идеальный бодрийяровский симулякр. Если в искусстве симулякр – это копия, не имеющая оригинала, то в партийном строительстве симулякром можно назвать такую партию, которая вроде бы никого не спойлерит, но при этом однозначно опознается как спойлер.
Затем следует сказать, что Партия Роста скучна как любой нишевый проект, будь то экологический, пенсионерский или, напротив, модно-молодежный. А поскольку это нишевая партия бизнюков, гешефтмахеров и прочих социально-ответственных мироедов, то этим она тосклива и даже нелепа в особенности. То есть, при всем уважении к творцам Центра Помпиду, при строительстве общественного здания коммуникации, трубы, кабели все-таки лучше скрыть или замаскировать. А когда люди с платиновыми кредитками впрямую дают понять, что государство – это всего лишь такая история про бизнес, рядовому избирателю это не очень нравится.
И вот я представил себе, как эти люди собрались и стали гадать: кого бы нам веселенького в нашу скучную партию прикупить?
- У них Сигал, а мы возьмем-ка себе Джеффа Монсона.
- Нет, слишком подражательно.
- Ну хорошо, тогда Мирей Матье.
- Да у нее же российского гражданства нет.
- Но у Депардье-то есть. И саранская прописка есть. Вот его и возьмем.
В конце концов всё же в духе политики партии (не своей, а правящей) решили ограничить круг кандидатов лицами без двойного гражданства. Не исключаю, что обсудили, к примеру, Стаса Михайлова, который у многих избирательниц ассоциируется с идеей роста, подъема и всяческой эрекции. Или Григория Лепса. Но в итоге остановились на Сергее Шнурове, и это, конечно, вариант наиболее радикальный. Это как Сашу Грей в детский садик нянечкой позвать.
Злые языки, впрочем, говорят, что такой дискуссии не было и быть не могло, а Шнурова спустили карманным партейцам из «апешечки» по разнарядке. Ну, а Михайлов и Лепс (а также Киркоров, как же мы забыли Киркорова?) дожидаются комсомольских путевок в другие отстающие политические колхозы.
Тут стоит оговориться. Мне довелось наблюдать Сергея Шнурова вне его сценического образа. Он показался мне очень скромным и тактичным человеком. Но вряд ли именно в этом качестве он понадобился в политике. Востребован именно его развлекательный образ: «Шнур», а не Шнуров.
Партию Роста и ее лидера Бориса Титова, кажется, не смущает, что тщательно культивировавшийся образ Шнура как главного алкаша и матерщинника Отечества вообще никак не вяжется с той идеологией, которая приличествует партии ответственного бизнеса: усердно работать, молиться, не предаваться излишествам нехорошим и так далее. Особенно если Шнур, как было обещано, станет первым в партийном списке. Разделение труда: партийный фронтмен развлекает невзыскательную публику, в то время как в бэк-офисе серьезные люди разрабатывают лучезарные планы экономического развития.
Откуда вообще в АП и ее аффилированных структурах берутся такие веселенькие идеи? Есть одно соображение.
Владимир Вольфович Жириновский, который у нас три десятка лет в одиночку вытягивает политическое шоу, уже стар. Огонь в его глазах гаснет. Достойной смены он себе не вырастил. Другого такого у нас нет. Поэтому вот какой теперь план: вместо того, чтобы держать одну клоунскую партию, надо, чтобы все или хотя бы несколько партий немножечко либерал-демократизировались. Надо прикрепить к каждой партии клоун-комиссара. Причем таких комиссаров можно подбирать без анкетного буквоедства, без проверки на наличие порочащих фактов. Напротив, чем таких фактов больше, тем веселее. Главное, чтобы бабушкам на лавочках и блогерам в сетях было что обсудить.
Вот смотрите, сколько всего можно обсудить у Шнура: и удивительные* штаны, и неприличные фотки, и стишки его неуклюжие, с которыми он регулярно выступает в последнее время. Думаете, он всё это подтирать бросится? Как бы не так, ведь ради этого его и наняли. В самом деле, не помешал же ему этот багаж войти в совет Госдумы по культуре. И не помешал же багаж аналогичного рода Ксении Собчак баллотироваться в президенты.
Пожалуй, вербовка Сергея «Шнура» Шнурова в политику ярче всего высвечивает истинные намерения редакторов Конституции в отношении представительной власти. Повышение значимости парламента? Иллюзия. Возврат к реальной политической конкуренции? Иллюзия. Имитация бурной деятельности? Неувядающая реальность. Вы можете создать хоть правую партию, хоть левую, хоть верхнюю, хоть нижнюю, если вы свой человек в АП. Если вы чужой, то партию даже с точно такой же программой вам создать не дадут. Вы можете привлечь в политику хоть Шнурова, хоть Собчак, хоть Чикатило, хоть цирковую лошадь, если это согласовано со Старой площадью. А кто не согласован, то может хоть деловой костюм надеть, хоть песни матерные распевать – не поможет. Впрочем, прикрывать околополитической шумихой пустоту политики как таковой – не самая почетная привилегия.
ПРИМЕЧАНИЕ
* От редакции. Государственные надзорные органы неоднократно ставили на вид редакции АПН использование в статьях непочтительных слов русского языка. В связи с этим редакция вводит тотальную цензуру. Поэтому мы вынуждены скрыть от читателя, каковы были штаны, упомянутые в тексте. Впрочем, редакция полагает, что большинство читателей и без нас это знает.