Истоки и смысл российской гомофобии

ОТ РЕДАКЦИИ. Мы долго не решались публиковать этот текст, поскольку затрагиваемая в нём тема слишком волнует и тревожит дорогих россиян. И всё-таки решившись на это, мы сразу предупреждаем, что никоим образом не хотели бы пропагандировать предмет данной статьи, равно как и осуждать, отвергать, или вообще выносить какие-либо оценки данному явлению. Мы также далеки от того, чтобы задевать конкретных людей или возводить на них напраслину. Поэтому мы подвергли оригинальный текст цензуре, убрав оттуда ряд имён. В любом случчае - мы не несём дискурсивной и административной ответственности за высказывание мыслей и идей. 

 

* * *

 

Посвящается Антону Котеневу

 

ВСТУПЛЕНИЕ

 

Россию не любят. Ни внутри самой России, ни за рубежом.

Однако не любят её за разное. Для русского страдальца в драном ватнике Россия – это скверный климат, плохие дороги и маленькие зарплаты. Всё это ужасно, но хотя бы понятно. Однако за что не любить Россию тем, кому выпало счастье золотое - родиться в Лондоне, Париже, Нью-Йорке? А то и в самом сердце Вселенной, волшебном Лос-Анжелесе? Чем мы так не милы этим прекрасным людям, мы и наша угрюмая Родина? Чего они к нам привязались?

Если мы об этом спросим прямо, на нас, вероятнее всего, выльется ведро пропаганды. Типа –  русские и такие, и сякие, и пьяные, и чумазые, и бомбой-то мы всему миру грозили, и коммунизм-то у нас был, а теперь у нас Путин, который как бы не хуже того коммунизма. Каковой Путин установил здесь жесточайшую диктатуру, преследует нацменьшинства, а также развёл антисемитизм, сексизм и гомофобию. Фу такими быть!

На бо́льшую часть всех этих обвинений дорогой россиянин только усмехнётся горько, а то и скажет «ах, если бы». Не такие уж мы и чумазые. И водки пьём поменьше, чем разные прочие шведы и ирландцы (каковых тем не менее все любят даже нахрюкавшихся). Коммунизм у нас был, никакой радости не доставил, ну так и у других тоже всякое бывало – фашизм, например. Нацменьшинства у нас никто не преследует, а как бы даже и наоборот. Антисемитизм сохранился лишь в преданиях, а товарищи евреи живут припеваючи, всем на зависть. Наконец: о каком сексизме речь, если у нас тёток-начальниц больше, чем в любой другой стране мира?

Остаётся только гомофобия. В этом обвинении есть хоть какая-то правда.

У нас и впрямь не любят гомосексуалов. И, кстати, называют не на международный манер «геями», а гадкими словами - то "гомосеками", а то и "пидарасами". А быть пидарасом – это не та репутация, которую хотел бы иметь успешный российский мужчина.

При этом в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, и особенно в волшебном Лос-Анжелесе к представителям нетрадиционной ориентации относятся существенно добрее и снисходительнее. Несмотря на то, что у западной гомофобии корни будут поглубже нашей. В конце концов, они ещё не забыли о христианском наследии. А также юридическом – за эти самые дела европейские законы карали всю историю.

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ, ИСТОРИЧЕСКАЯ

 

В старой доброй Британии гомосексуализм всегда был почтенной национальной традицией, особенно в среде высших классов. Однако и его публичное осуждение и наказание тоже были почтенной национальной традицией. Первый британский закон против гомосексуализма был принят в 1533 году («Акт о содомии»), причём преступников приговаривали к повешению.

 

Истоки и смысл российской гомофобии

Повешение священника Джона Атертона и его любовника. 1641.

 

Впоследствии петлю заменили на отсидку, зато законы так хитро усовершенствовали, что стало возможным сажать «за это» даже в тех случаях, когда доказать сам факт содомии было невозможно  - так называемая «поправка Лабушера». По этой поправке были осуждены Оскар Уайльд и Алан Тьюринг. Уайльд отсидел, Тьюринг согласился на химическую кастрацию. Произошло это во вполне  цивилизованном 1952 году, между прочим… В других европейских странах ситуация была ещё и похуже: до XVIII – XIX веков содомитов вполне себе сжигали на кострах.

 

Истоки и смысл российской гомофобии

Гравюра «Сожжение содомита». Нидерланды, XVIII  век.

 

Сравним же это с Россiйской Империей и СССР.

В Россiи гомосексуализм считался грехом, но не особенно серьёзным. Запретил это дело официально Пётр I, и то исключительно в армии - с целью поддержания дисциплины. На самом же деле Пётр тупо копировал западные военные уставы, где это  было прописано. В УК – конкретнее, в «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» - гомосексуализм попал в 1835, при Николае I,  в основном из соображений подражательных – «сделали как в Германии». Причём само наказание ввели только в 1866: лишение прав состояния, порка и ссылка на поселение (в случае изнасилования – каторга). Что, конечно, сурово, но это всё-таки не смертная казнь и не кастрация.

Что касается темы элитного гомосексуализма, то российская элита в этом отношении значительно уступала западноевропейской, но совсем уж невинной тоже не была. Особенно забавным было то, что разбираемому нами пороку были подвержены не только и даже не столько какие-нибудь либералы, но и люди безупречно консервативные. Например, граф Уваров, автор известнейшей триады «православие – самодержавие – народность», или князь Мещерский, издатель и редактор крайне правой газеты «Гражданин». Или, скажем, Андрей Муравьёв, автор знаменитого «Путешествия ко святым местам в 1830 году», привёзшего в Петербург египетских сфинксов… Причём нельзя сказать, что все эти люди как-то очень шифровались, нет. Кто чего и с кем – это были обсуждаемые темы. Пушкин написал известнейшую эпиграмму на Дондукова-Корсакова («В Академии Наук заседает князь Дундук»), имея в виду именно его пристрастия. Владимир Соловьёв назвал Мещерского «Содома князем и гражданином Гоморры» в том же смысле.

Подводя итоги. Историческая Россiя была одной из самых терпимых европейских стран  – если вообще не самой терпимой. При этом никакого культа гомосексуальности в Россiи тоже не было. Отношение русского общества к геям было презрительно-снисходительным. «Гадость, конечно, но пусть их – вреда особого вроде нет».

Очень точно выразил это отношение Фёдор Сологуб в своём стишке 1891 года («На семейном совете»):

 

- Наши мальчики любят друг друга так страстно,
Что совместно и спят…
- Разгонять их по койкам, ей-Богу, напрасно;
Пусть слегка пошалят:
Ведь ребенка они не родят,
Значит, вместе им спать не опасно.

 

К чему всё шло? К декриминализации «этого дела». Например, отец писателя Набокова, русский юрист и сооснователь кадетской партии Владимир Дмитриевич Набоков выступал за полную отмену наказания за гомосексуализм и много поспособствовал его смягчению. В Уголовном Уложении 1903 года было прописано: «Виновный в мужеложестве наказывается: заключением в тюрьму на срок не ниже трех месяцев». На фоне европейских страданий по этому поводу это смотрится очень либерально. И всем было понятно, что где-нибудь к началу двадцатых году тему окончательно закроют.

Так оно и вышло, только уже не в России, а в СССР. В УК РСФСР 1922 года статей «за мужеложство» не было.

Однако 1933 году заместитель председателя ОГПУ Ягода решил качнуть тему. Он устроил облаву на педерастов, обосновав это следующими соображениями: «Актив педерастов, используя кастовую замкнутость педерастических кругов в непосредственно контрреволюционных целях, политически разлагал разные общественные слои юношества, в частности рабочую молодёжь, а также пытался проникнуть в армию и на флот». Ну то есть педерастов обвинили в том, что они являются сообществом, не подконтрольным советской власти. А также в том, что они являются сторонниками Григория Зиновьева, который, дескать, сам такой.

 

Истоки и смысл российской гомофобии

Ягода и Горький. Несладкая парочка.

 

Дальнейшее известно. В УК вернули соответствующую статью с формулировкой «от трёх до восьми лет». А в 1934 её опробовали во время проведения чисток в Нароминделе.  Дальше была большая облава на геев после убийства Кирова – правда, не тронули артистов балета. Потом Ягода пошёл в расход, сменившего его Ежова тоже убили – что интересно, приписав ему помимо прочих грехов именно мужеложество.

После реформ пятидесятых годов статья осталась в кодексе РСФСР и в кодексах союзных республик. Статья 121 в УК РСФР была довольно гуманной – «это» наказывалось сроком до пяти лет (то есть нижней границы не было).

Геев сажали в основном РСФСР – в республиках статья применялась очень редко, в Закавказье практически не применялась. Что касается соцлагеря, аналогичная статья имела место только в Румынии.

Сколько село по статье? Цифры различаются на порядок. В среднем получается, что за 60 лет существования статьи село 60.000 человек, то есть по тысяче в год. Однако в воспоминаниях геев цифры другие. Я встречал утверждение, что «по Москве в год забирали человек 50». Чтобы попасть под раздачу, нужно было быть или невезучим дураком, или насильником, или сочетать гомосексуализм с какими-нибудь экономическими делишками, спекуляцией там, или ещё чем. И опять же, артистов балета по традиции не трогали.

В 1993 году был принят 3акон РФ N 4901-I, статью отменяющий. Основной причиной его принятия было желание российского руководства евроинтегрироваться.

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

 

Итак, неистовая гомофобия русским свойственна не была. Откуда же она берётся сейчас? И почему её гораздо меньше на Западе, где она как раз-таки имела место?

Первое соображение, которое приходит в голову – так именно потому, что имела место!

Современная западная мораль основана на идеях коллективной вины, раскаяния и компенсации. Если где-то убивали евреев, то потомки убивавших должны платить потомкам убитых. Если торговали чёрными рабами – потомки работорговцев должны оплачивать образование потомкам рабов, а также терпеть их выходки и щадить чувства. Так и с геями: если ваши предки жгли их на кострах, кидали в тюрьмы, замучили Уайльда и Тьюринга – так теперь их нужно, как минимум, терпеть… Какая-то логика в этом есть. Однако у нас она не работает, поскольку до революции геев никто особенно не преследовал, а действия советской власти население не воспринимает как «свои». «Мало ли что там коммунисты напридумывали, мы-то здесь при чём?»

Вторая очевидная тема – уголовная. Страх перед гомосексуальным насилием и последующем «опусканием» вполне понятен и разделяется массами, потому что в тюрьму у нас может попасть кто угодно. Этот страх поддерживается полицией и спецслужбами. Однако и на это нельзя списать всё. Множество людей, которые совершенно не разделяют уголовную этику и не следуют блатным обычаям, к геям относятся отрицательно.

И после всего этого возникает мысль: а может быть, что-то не так с российским гей-сообществом? Или хотя бы с его репутацией?

В таком случае стоит поинтересоваться, какова репутация англоязычного гей-сообщества? Далеко ходить не надо – достаточно самого слова «гей».

Словечко появилось в Англии в XII веке. Восходит оно к итальянскому gaya и переводилось как «весёлый, радостный, беззаботный». Как оттенок смысла – «неразборчивый в половых связях», «повеса». Так могли назвать и Казанову, будь он англичанином. Но главное тут – именно «веселье».

Самое интересное, что именно это значение было основным вплоть до шестидесятых годов двадцатого века. Но ещё в тридцатые этого не было. Помню английскую книжку тридцатых годов «Старые оксфордские геи». На поверку оказалось, что речь идёт о шутниках и любителях розыгрышей… А вот в шестидесятых слово «гей» стало обозначать именно «гомосексуалиста». Сейчас оно стало официальным.

 

Истоки и смысл российской гомофобии

Весельчак (sic!!) У, герой советского мультфильма «Тайна третьей планеты».
Откровенная карикатура на старого гомосексуалиста.

 

Но почему? Почему вообще стал возможен подобный перенос значения?

Ответ прост. Западные геи и в самом деле были весёлыми, радостными, беззаботными людьми. Людьми, на которых ПРИЯТНО СМОТРЕТЬ.

 

Истоки и смысл российской гомофобии

Оскар Уайльд. Согласитесь, этот "У" - совсем не гадостный "У".

 

Ну сами посудите. Каков мировой стереотип западного гея? Прежде всего это КРАСАВЧИК. Мужчина с немного женственными манерами, одетый либо классически, либо вызывающе (но со вкусом!), умеющий мило болтать о пустяках, сверкающий белозубой улыбкой… Он киноактёр, он модный писатель, журналист, чечёточник, картёжник, биллиардист… или просто весёлый человек без определённых занятий. Такой мог бы стать любимцем женщин… но нет, с ними отношения у него чисто платонические.

То есть при всех своих достоинствах он прочим мужчинам НЕ КОНКУРЕНТ. Что очень важно.

 

Истоки и смысл российской гомофобии

Кадр из фильма «Портрет Дориана Грея». Красавчик!

 

Однако он не бесполезен. Например, геи занимаются мужской модой. Сейчас, кажется, все известные модельеры – геи, но вообще-то так всегда было: вспомним того же Уайльда с его костюмами. Потому что гею интересно возиться с тряпочками и пуговичками и придумывать парфюмы, а гетеросексуальному мужчине это, как правило, не близко… Опять же актёрство. Даже в старом театре мужчины часто исполняли женские роли (и не только на сцене), а уж теперь-то! Кто – любимый всеми старый волшебник Гэндальф? А кто в английском «Шерлоке» сыграл злодея Мориарти? А Дживс (Сттивен Фрай) в «Дживсе и Вустере»? Ну вы поняли… Или вот, скажем, литературная критика. Я вовсе не хочу сказать, что все литературные критики геи (Боже упаси, я себе не враг!), но в самом этом занятии есть нечто гейское… Но главное даже не это. Геи на Западе не вызывают неприязни. Выражение «солнечный человечек» к ним очень даже подходит.

Разумеется, я говорю о ТИПАЖЕ. Геи бывают разные, в том числе и крайне неприятные. Но общественное сознание восприняло геев пятидесятых – шестидесятых именно как gays, то есть как ВЕСЁЛЫХ РЕБЯТ.

Это и решило дело. РАЗВЕ МОЖНО НЕНАВИДЕТЬ ВЕСЁЛЫХ РЕБЯТ? Это же СМЕШНО.

 

Истоки и смысл российской гомофобии

Знаменитая «Кончита Вюрст». Пародия на традиционную балаганную

«женщину с бородой». Но ведь прикольно же!

 

При этом весёлые ребята не совсем уж безобидные мотыльки. На протяжении десятилетий они за свои права реально боролись. В том числе физически – достаточно вспомнить Стоунволльские бунты в 1969 году, когда геи и лесбиянки в Штатах дрались с полицией. Кстати, пресловутые гей-парады возникли именно на этой волне: это парады победы (над властями и гомофобами). То, что они продолжают праздновать это и сейчас, когда их никто не преследует  – извините, многие так делают. Некоторые победы отмечаются столетиями и даже тысячелетиями. Ну вот и онитоже празднуют. Тем более, праздничным людям и полагается любить праздники.

 

Истоки и смысл российской гомофобии

Ура! Мы победили! Америка наша!

 

А у нас чего?

А у нас – придётся это признать – гейское дело не поставлено надлежащим образом. Иными словами, наши геи КРАЙНЕ НЕКАЧЕСТВЕННЫЕ.

 

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ, ОБЛИЧИТЕЛЬНАЯ

 

Что из себя представляет российский гей, именно в качестве гея?

Для начала – что он явил в традиционных гейских профессиях?

Где наши прекрасные геи-актёры? Где-где? Правильно – нигде! Потому что у нас хороших актёров ВООБЩЕ НЕТ – все, абсолютно все не умеют играть и не стремятся к этому (прямо как наши футболисты). Меньшиков, говорят, гей (что-то я про это слышал). Ну а кого он сыграл? Это актёр или это российский актёр (разница огромна)? Да сами знаете. В унылом и скверном мире россиянского кино и телевидения всё, на что можно смотреть – на парочку геев-телеведущих. И то непонятно, в каком смысле они геи – в хорошем или плохом.

Далее, эстрада. Ну да, постоянно ходят разговоры, что Киркоров и Басков – геи. Я в это не верю, но допустим (как гипотезу). Но они же крайне отвратительны сами по себе! Что может быть постыднее и сквернее Киркорова? Как не стать гомофобом, глядя на его нелепые одеяния, на его ужимки, прыжки? То же можно сказать и о прочих отечественных певцах ртом, про всех этих Пенкиных-. Пожалуй, только старик Леонтьев – кстати, про него тоже поговаривают, что он гей – ну хоть что-то из себя представляет в музыкальном отношении. Но если честно, и это тоже цыганщина, ниже уровня провинциальной индийской эстрады.

 

Истоки и смысл российской гомофобии

Фредди Меркьюри. Гей. 

 

Истоки и смысл российской гомофобии

 Киркоров. Не гей. А самый натуральный (тут было запрещённое слово - Редакция)

 

Покорный россиянский зритель это жрёт, потому что другого ничего нет, а послушать песенку на русском языке хочется. Но вот эта оголтелая вертящаяся цыганщина ну очень неприятна. К тому же они все по большей части старики. А старый гей – это совсем не весело.

Зато геев у нас полно среди продюсеров, которые (удалено по цензурным соображениям. - Редакция)

 

Поговорим зато о нелепых одеяниях. Кто у нас главный российский модельер? Зайцев. Говорят, что он гей. Мы этого не утверждаем, но многие в это верят. Так что на репутацию гей-сообщества он, стало быть, влияет. Говорят также, он очень знаменит – в каких-то западных газетах упоминали его имя. Ну отлично. А где можно прикупить элегантный пиджачок от Зайцева? Нигде: он на шмотьё для народа не разменивается, у него от кутюр… Ну и что же у него там от кутюр? А вот что:

 

Истоки и смысл российской гомофобии

Да, это тебе не Дольче и Габбана!

 

Истоки и смысл российской гомофобии

 Пошил на себя костюмчик. Или халатик?

 

О такой важной гей-теме, как литература, можно даже и не начинать говорить. Все геи, в земле российской просиявшие на ниве пера, пишут исключительно про половую жизнь, причём обязательно в подробностях и чаще всего матом. Для сравнения – Туве Янссон, вполне себе ЛГБТ, большую часто жизни писала детские сказки о муми-троллях, чем и прославилась. Но у нас это невозможно. Уж если ты российский гей-литератор – пиши про «это самое».

И немного о гей-парадах. Западные геи их заслужили. А наши? Они что, боролись с советской властью? Где великие геи-диссиденты? Сахаров был гей? Нет. Солженицын, может быть? Даже и близко нет. Ну я не знаю, Буковский какой-нибудь там? Если вдруг даже и был, то тщательно скрывался. Что сделали советские геи, чтобы заслужить уважение? Никто из них даже милиционера по попке не хлопнул. Ну и о чём тут можно говорить, о каких гей-парадах? Кого они победили?

 

И что особенно обидно. Наша грустная земля произвела на свет одного гениального человека, который мог бы стать и великим гей-писателям, и поэтом, и революционером, и даже кутюрье! Это было бы, кстати, очень стильно и  упоительно ново: модельер, который делает крутую одежду и одновременно ещё и пишет крутые романы. У него даже внешность была идеальная для этой роли. Но увы – Эдуард Лимонов (а я говорю про него) так и не смог стать геем. Он даже пытался, но не покатило.

Я мог бы продолжать эту тему долго, разбавляя текст фотографиями наших унылых и бездарных недогеев, но суть уже сказана. Замечу лишь, что и наши геи во власти – они там есть, и премного, однако nomina sunt odiosa – похожи не на мудрых и жестоких правителей эпохи Возрождения, а на тупых и злобных колхозников, каковыми они по сути и являются.

 

ВЫВОД

Итак, с российской гомофобией мы разобрались и виновных нашли.

Теперь – что делать?

 

Выше я писал, что геи на Западе боролись и победили. Однако главной причиной победы стали не удачные нападения на полицию, а симпатии общества. Которую они честно снискали.

Наши же отечественные мужеложцы (извините за такое слово, но высокого звания геев они попросту не заслужили) ничем замечательным не отметились. Они не «весёлые», они ПРОТИВНЫЕ. И пока это не изменится, не изменится и отношение к ним.

В заключении всё-таки пущу тонкий лучик надежды. Есть в России гей, который воспринимается положительно – это Чайковский. К нему все относятся хорошо и никто не предъявляет ему за нетрадиционную ориентацию. Потому что он писал прекрасную музыку и известен как классик.

Да, согласно известному анекдоту, его любят «не за это». Но в этом-то и вся соль. Геев на Западе перестали бранить и стали терпеть тоже «не за это». И российских геев не любят именно потому, что у них кроме «этого» за душою нет ничего.

 

Но я верю – придёт времечко, придёт желанное, когда наши геи одумаются, и начнут делать что-нибудь общественно полезное, интересное или хотя бы прикольное.

Жаль только, жить в эту пору прекрасную…

 

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter