«Воля», или почему украинская пропаганда успешнее российской

В 2019 году на Украине вышел второй том комикса «Воля», рассказывающий альтернативную историю украинской революции 1918-1921 годов.

 

Выход первой книги в 2017 году вызвал немедленную реакцию официальных российский СМИ, которые посвятили «Воля» ряд грубо сделанных пропагандистских сюжетов, основным содержанием которых было возмущение «да как они могут покушаться на нашу священную историю революции». А между тем, появление «Воли» - это очень показательный пример того, как украинская пропаганда уже который год обыгрывает и будет продолжать обыгрывать российскую. 

 

«Воля», или почему украинская пропаганда успешнее российской

 

И вот почему.

 

«Воля» сделан в популярном на постсоветском пространстве жанре стимпанк в котором мир фантастических технологий конца XIX– начала ХХ веков предстает в облике, стилизованном под эпоху от Викторианской Англии до начала Первой мировой войны. Тема весьма благодатная, хотя бы потому, что именно в это время Российская империя переживала невиданный подъем, выходя на лидирующие места в мире по развитию науки и промышленности. ХХ век должен был стать «русским веком», а российских достижений всего за два-три предреволюционных десятилетия хватило СССР на весь ХХ век. Так что в России жанр стимпанка пользуется давней и заслуженной любовью. Люди хорошо понимают - «это наше».


Что же делают украинцы? Они, не смущаясь, присваивают себе все, что сделала Российская Империя. В 1918 году, после революции в Петрограде на юге появляется великая европейская Украинская держава, образованная из слияния гетманской Украины Павла Скоропадского и Западноукраинской народной республики. В результате на карте появляется огромное государство в границах от австрийского Львова до русских Царицына на Волге и Кубани. Подобные невероятные масштабы объясняются тем, что украинская армия разбила большевиков-москалей и вернула себе «исконно-украинские земли».

 

«Воля», или почему украинская пропаганда успешнее российской

 

На вопрос о том, каким образом они вернули себе Галицию, принадлежавшую Австро-Венгрии, союзнице Германии, ответа не дается. Хотя интересен факт из реальной истории – Украинская держава, появилась как германский сателлит. В комиксе «Воля» присутствуют представители Германской империи, хотя события в Европе остаются вне сюжета, понятно, что Первая мировая война все еще идет и никакой победы Антанты пока не предвидится. Еще бы, ведь на стороне немцев воюют непобедимые украинские казаки. Но главный противник героев комикса, разумеется москали. Это демонстрируется читателю совершенно открыто.

 

«Воля», или почему украинская пропаганда успешнее российской

 

Поражения от воинственных украинцев заставили вождей коммунизма обратиться к некромантическим технологиям, так что за русских теперь сражаются орды мертвецов в красноармейских шинелях и будёновках. Ход – отличный. Враг не просто москаль, стремящийся лишить Украину независимости, он еще и убежденный коммунист, да к тому же зомби. Дегуманизация противника на самом высшем уровне. С такими врагами нельзя вести переговоры, их можно лишь убивать.

 

«Воля», или почему украинская пропаганда успешнее российской

 

Белая армия тоже противник Украинской державы. Отряды марковцев идут в бой вместе с призраками «крепостных душ», которые призывает дух Николая II. Русский император тоже враг Украины и его нужно уничтожить. Во второй раз. Тут, украинцев, как говориться, никто за язык не тянул. Сами признались.


На украинской стороне с зомби-большевизмом борются такие «типично украинские» фигуры как авиаконструктор Игорь Сикорский и академик Владимир Вернадский. Тот факт, что Сикорский считал себя русским, а Вернадский отказался принять гражданство самостийной Украины, разумеется не важен. Читать не будет копаться в скучных исторических документах, а воспримет все рассказанное ему, как безусловную истину. Все просто: родился на территории в границах советской Украины, или имеешь не русскую фамилию – решено, ты воин Украинской державы!


Воевать по-старинке не придется. На страже рубежей Великой Украины стоят линкоры (построенные в Российской империи), гигантские дирижабли-авианосцы, огромные бомбардировщики Илья Муромец (тоже созданные русской промышленностью) и боевые человекоподобные роботы. С такой ли силушкой не справиться со злобными москалями!


Великодержавная основа комикса сочетается с хорошим качеством исполнения. Картинка сделана добротно, стиль стимпанка отражен на 100%. Оба тома вышли в твердой обложке с красочными иллюстрациями. И сразу стали бестселлерами.


 Сейчас издатели «Воли» не только продолжают работу над комиксом, но и запускают целый ряд связанных проектов, начиная от конкурсов косплея героев «Воли», до выпуска их фигурок и иной сувенирной продукции.

 

«Воля», или почему украинская пропаганда успешнее российской

 

«Воля», или почему украинская пропаганда успешнее российской

 

Конечно же запущен и другие проекты: серия «Княжая воля» для детей - рассказ про хомячков – древних киевлян

 

«Воля», или почему украинская пропаганда успешнее российской

 

и комикс «Партиот», в котором украинец в жовто-блакитных доспехах, непринужденно позаимствованных у марвеловского «Железного человека», сражается в зоне АТО с азиатскими ордами коварного Утина (это не опечатка - это именно то, о чем вы подумали).

 

«Воля», или почему украинская пропаганда успешнее российской

 

«Воля», или почему украинская пропаганда успешнее российской

 

Готовится экранизация «Воли», на что должно быть выделено должное государственное финансирование.

 

«Воля», или почему украинская пропаганда успешнее российской

 

Короче, все у них хорошо. Спрос есть, деньги капают, а значит работа будет продолжаться. Идея была поддержана на самом верху украинской власти, от президента до военного ведомства и громкой кампании в украинских СМИ. И эти факты лишний раз дают нам подтверждение того, что подобные вещи никогда не были и не будут предметом «частной инициативы», а возможны лишь при серьезной (хотя часто неофициальной) поддержке государства. То есть украинское государство решило, что ему нужен патриотический комикс, и он немедленно появился.


Что особенно показательно приблизительно в то же самое время об этом задумались и в России. Разумеется, из пустоты вдруг появилось издательство и создатель Bubble Comics, которое немедленно начало выпуск многотомных серий про сотрудника полиции «майора Грома», бывшего российского военного, а ныне охотника на демонов «Бесобоя», и православного воина со злом «Инока». Очень характерный подбор героев, ясно говорящий, что создатели комиксов хотели воспользоваться теми столпами, на которых стоит идеология Российской Федерации – спецслужбы, армия и клерикализм. Особист «Майор Гром» еще и петербуржец. Намек понят.

 

«Воля», или почему украинская пропаганда успешнее российской

 

Но самое важное мы узнаем, когда разберемся, кто же стоит за расцветом комиксов в РФ эпохи 2010-х, когда Bubble Comics по объемам производства и вложенным средствам уже давно называют «российским Marvel». Владельцем компании является Артем Габрелянов, сын небезызвестного медиаолигарха Ашота Габрелянова, приближенного к администрации президента. То есть «откуда деньги» - понятно, как понятен и размах деятельности, а также выбор героев.


Но ориентация на «скрепы» сыграла отрицательную роль в сериях про российских супергероев. Несмотря на безумные деньги, вложенные в создание и продвижение комиксов (вплоть до полнометражного фильма про майора Грома, который должен вскоре выти на экраны), особой популярностью они не пользовались, продаваясь тиражами менее 5 тысяч экземпляров, что куда меньше украинской «Воли», при несопоставимых размерах внутреннего рынка двух стран. Не спасло и выкладывание комиксов в свободный доступ, что обычно сильно помогает росту известности книг.


В общем потрачено на все это пиршество духа гигантское количество средств – приглашение иностранных художников-комиксистов, создание компьютерных игр, реклама, съемка фильма… А выхлоп на выходе близок к нулю. Русские поклонники комиксов продолжают читать издания Marvelи DC.

Отчего так? Да от того, что в случае РФ как всегда был применен проверенный метод, который власть считает не просто надежным, а единственно-возможным. Влить в проект неограниченный бюджет и поставить рулить процессом «своего» человека. Но бабло не побеждает свободное творчество. То, что украинцы создают для души и для себя, в России делается за деньги, в рамках отбывания скучной трудовой повинности. Вольный креатив не победить исследованиями рынка и работой фокус-групп, что бы специалисты не советовали в отношении сюжета и героев комиксов. И действительно, вы же не станете сравнивать рассказ о великой Украинской державе, которая на всех фронтах побеждает трусливых москалей, с унылыми приключениями питерского особиста.


Кстати, компания Bubble Comics не осталась единственной надеждой новой суверенной России. В 2017 году на экраны вышел выпущенный за государственный счет фильм «Защитники» режиссера Сарика Андреасяна, посвященный команде российских супергероев. Сверхлюди, в четверке которых русский, украинка, армянин и казах (Российские супергерои, ага. Все очень политкорректно и идейно выверено), модифицированные с использованием технологий, созданных КГБ, сражались со злом, но делали это так неубедительно, что кино, на которое потратили более 300 миллионов рублей, с треском провалилось в прокате.


В 2016 году группа комиксистов–державников из Тюмени под руководством некоего Тимура Амирханова получило от Росмолодежи грант на разработку военно-патриотического комикса «Время героев». Средства были получены, освоены, общественности продемонстрировали эскизы различной степени бездарности, но комикс так и не вышел. И тут снова свідомі українці обошли российскую пропагандистскую машину. Деньги опять не помогли.


Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter