Пределы российской мягкой силы

В конце апреля российский фильм о буднях ополченцев ДНР под названием «Дежурство» получил главный приз Нью-Йоркского фестиваля «Трайбека» в категории «Лучшая игровая короткометражка». Победа на фестивале, основанном Робертом де Ниро, дала повод говорить и о том что Запад начинает понимать правду о Донбассе, и о возможностях российской мягкой силы, и предвкушать еще более громкие успехи. Ведь лауреатство означает, что лента Ленара Камалова с Захаром Прилепиным в главной роли автоматически попадает в число претендентов на «Оскар» будущего года. 
Фестивальный гран-при и убийственный рейтинг
Однако фестивальный успех -- это только часть признания любого фильма. другая сторона признания оценка обычных зрителей. Например, на сайте Internet Movie Database (IMDb). Это крупнейшая в мире база данных о кинематографе с информацией о миллионах фильмов и представителей киноиндустрии. Так статья о любом фильме в любом серьезном сетевом справочнике, например, в «Википедии» снабжена ссылкой на страницу о нем в этой базе данных. Любая раздача фильмов на заблокированном в России «Рутрекере» также сопровождается подобной ссылкой. 
Каждый мало-мальски известный фильм на IMDb имеет рейтинг по 10—балльной шкале. Для рейтинга достаточно 5 оценок со стороны пользователей сайта. Не всяких, а зарегистрированных либо на самом сайте либо на Facebook, Google или Amazon (последней компании и принадлежит IMDb).
Рейтинг же «Дежурства» здесь составляет лишь 3,1, то есть убийственно низок, ибо рейтинг меньше 5 означает, что фильм плох с точки зрения зрителей. Ни один из фильмов, победивших на «Трайбеке» в такой же номинации (а этот приз вручается с 2002 года) не имеет столь низкого рейтинга. Практически у всех он колеблется между 6,0 и 7,5. А « вот Дежурству» почти три четверти оценивших его пользователей поставили единицу.
Думаю, абсолютное большинство из них фильма не смотрели, а руководствовались отчеканенной еще 60 лет назад в связи с «Доктором Живаго» формулой: «не читал, но осуждаю». Ведь в фильме позитивно показаны «сепаратисты», «террористы» и «российская агрессия». И сам этот факт вызвало немалую - как для короткометражного фильма - активность пользователей сайта. Ведь ни одна из художественных короткометражек, участвовавших этой «Трайбеке» не имеет такого количества оценок. Более того, у почти половины фильмов лауреатов этого фестиваля в той же номинации меньшее число оценок, чем у только что появившегося «Дежурства». А ставший лауреатом прошлого года иранский фильм «Ретушь», который собравший 34 первых приза на разных фестивалях, имеет также 56 оценок, как и фильм Камалова.
К вопросу о репрезентативности
Что ж, у короткометражных фильмов специфическая аудитория. И, посмотреть многие из них даже в век Интернета почти столь же сложно как прочитать в советское время «Доктора Живаго». Так, создатели «Дежурства» анонсировали появление фильма на Ютубе, но до сих пор его там нет.
Конечно, 56 оценок – это не слишком репрезентативно. Такое же нерепрезентативное число оценок в сочетании с очень низким баллом и у документальных фильмов последних лет, которые представляют российский взгляд на мировые проблемы. Так, у «Миропорядка-2018» 3,7 (15 оценок), у «Миропорядка» 2015 года -- 4,8 (61 оценка), у «Президента»(2015) – 4,9 (54 оценки). Как известно последний фильм представляет интервью Владимира Путина Владимиру Соловьеву, но согласно аннотации на IMDb о но том, как «репрессивный диктатор лишенный власти государственным переворотом, пытаясь бежать из страны сталкивается с гражданами, озверевшими от его режима».
По сравнению с этой информацией аннотация к фильму того же года «Крым- путь на родину» - это верх объективности: «Документальная лента о российском вторжении на Крымский полуостров». Этот фильм удостоился уже 635 оценок, но балл у него такой же как у «Дежурства» - 3,1 (единицу поставили более трех четвертей). Тогда как у украинской версии тех событий, фильма «Крым как это было», средняя оценка -- 7,1 ( правда оценили его почти вдвое меньше пользователей (366).
Конечно, и 635 оценок это не слишком репрезентативно. Успешные фильмы имеют на этом сайте тысячи, а некоторые и сотни тысяч больше оценок. Но ведь, с другой стороны, в России часто говорят, что рядовые жители Запада совсем не разделяют русофобии своих правительств, и в доказательство приводят, например, пару дружественных комментов под антироссийскими статьями в какой-нибудь «Гардиан» или «Франкфуртер Альгемайне». Но мнение сотен пользователей крупнейшего киносайта думаю, куда более репрезентативно, чем выборочно взятый коммент.
Да, это интернет-голосование. Но ведь именно на Западе существует параноидальный страх перед русскими интернет-троллями. И похоже, их следы есть и в IMDb. Так, прошлогодний российский фильм «Крым» Алексея Пиманова имеет хорошую среднюю оценку - 7,4 при труднодостижимом для российского фильма числе просмотров (32 031). Так у «Левиафана» их более 40 тысяч, но это же оскаровский номинант (такой статус как правило увеличивает в разы число оценок).
Но как видно по сайту 2725 мужчин поставили «Крыму» в среднем 1,2, а 249 женщин – также 1,2. Но вот прочие почти 30 тысяч пользователей, чей пол не определен в их профилях в соцсетях давали ленте в среднем 8 баллов. Обычно на пользователей          с неопределенным полом приходится чуть менее25% оценок здесь же 91%. Поэтому ясно, что накрутка имела место.
Но это практически единичный замеченный прецедент относительно фильмов посвященных недавним событиям в России и Украине. 
Гомер и Паниковский, Стоун и Афинеевский
А есть прецеденты, когда сделанный с симпатией к России политический фильм нравится и без накруток. «Интервью с Путиным» Оливера Стоуна имеет средний балл в 7,7 при 2 828 просмотрах. До этого Стоун сделал несколько документальных фильмов, где позитивно показал других политиках противостоящих США: в 2003 «Команданте» (о Фиделе Кастро), в 2009 «К югу от границы», построенный на интервью с 7-ю латиноамериканскими левыми государственными лидерами, в 2012 -- «Кастро зимой», в 2014 -- «Мой друг Уго» (о Чавесе). В сравнении с ними фильм о российском президенте выглядит наиболее успешным. Так, первые две латиноамериканские ленты Стоуна имеют чуть больше 7 баллов и примерно такое же число оценок, как «Интервью с Путиным», последние две - 4 с небольшим и менее тысячи оценок каждая.
На фоне последних латиноамериканских документальных лент Стоуна успешным можно считать и продюсированный им документальный фильм Игоря Лопатенка «Украина в огне» (2016), где знаменитый режиссер также интервьюирует Путина. 6,2 балла при 1639 оценках.
То есть Оливер Стоун оказался более действенной мягкой силой России на Западе, чем российские фильмы о последних событиях, будь то художественные или документальные. 
Однако сравним это с украинской мягкой силой в той же сфере. В 2016 году на «Оскара» за лучший документальный фильм претендовала лента Евгения Афинеевского «Зима в огне» прославляющая Евромайдан. Это откровенная агитка, о чем в российской прессе немало и докащзательно написано, например Владимиром Корниловым. «Огненная зима» стала второй полнометражной работой этого режиссера – первой был провалившийся и в прокате и у пользователей IMDb художественный фильм «О вей, мой сын – гей».           Ну а сравнение Афинеевского со Стоуном это из области «Гомер, Мильтон и Паниковский». Но фильм имеет 8,4 балла при 9 716 оценках. То есть его оценило больше человек, чем все 5 вышеупомянутых документальных фильмов Стоуна вместе взятых.
Да ажиотаж вокруг «Оскара» сыграл свою роль, но незадолго до церемонии у него было 4600 оценок. Не для того его выпускала «Нетфликс», чтобы интерес к нему потерялся и после Оскара. Из всех 32 документальных фильмов выпущенных этой компанией «Зима огне» имеет наивысший балл пользователей. А из 25 полнометражных документальных фильмов, попавших в шорт-лист «Оскара» в последние 5 лет, высший балл имеет лишь «О. Джей: Сделано в Америке» о знаменитом деле Симпсона. 8, 4 – это на одну десятую больше, чем у таких шедевров кино как «Гражданин Кейн» и «Однажды в Америке» столько же, сколько у «Великого диктатора» и «Апокалипсиса сегодня». С таким показателем «Зима огне» оказалась бы в первой четверти списка лучших 250 фильмов по версии IMDb, если б не два «но». Так в этот список не включаются документальные ленты, а для попадания в него необходимо минимум 25 тысяч оценок. Впрочем, не исключено, что второму условию со временем фильм будет соответствовать.
«Киборги», победившие Вайду
Однако наибольший успех на IMDb из фильмов о Майдане и Донбассе имеет собственно украинская лента, вышедшие в конце прошлого года «Киборги» 5408 пользователей дали фильму о боях за Донецкий аэропорт 8,9 баллов. Рейтинг выше имеют только 4 фильма из списка 250 лучших по версии IMDb: «Побег из Шоушенка», «Крёстный отец», «Крёстный отец 2», и «Тёмный рыцарь (2008)». Такой же «Рейтинг» еще - 4. Но ни один из 8 этих фильмов не имеет больше 56% десятибалльных оценок, а вот «Киборгам» высший балл поставили – 81,9% пользователей. Средний балл среди женщин вообще зашкаливает – 9,7.
Конечно, сразу возникает вопрос о накрутке голосов. Думаю, этот фактор, имел место, но в относительно скромных пределах. Так, доля пользователей с не идентифицированным полом и возрастом у этого фильма никак не больше, чем у знаменитых художественных лент. Правда, на 14 декабря 2017, в первые дни показа по Украине, он имел запредельные 9,7 баллов от 1539 пользователей. Но уже после этого почти 4 тысячи зрителей дали ему в среднем 8,3 балла. Фильм дошел до зрителей за пределами страны,ы потому что выпущен на Blu-Ray в Германии и доступен на VOD платформе Megogo.
Да, украинские пропагандисты как штатные, так и добровольные, часто придумывают фейковые успехи Украины и украинцев, над которыми заслуженно смеются. Но хотя рейтинг «Киборгов» на IMDb упоминался в нескольких публикациях, этим инфоповодом пропаганда практически не воспользовалась (и это аргумент в пользу незначительности подкрутки голосов). 
А ведь оснований для заслуженного хвастовства у Киева в данном случае немало. Например, соседняя с Украиной Польша -- это великая кинематографическая держава. Но если взять все 16 польских фильмов которые начиная с 2010 посылались на «Оскар» либо получали его национальный аналог, премию «Орлы», то окажется что ни один из них не имеет на IMDb и 8 баллов, включая оба фильма Анджея Вайды. Что же касается числа оценок, то здесь «Киборгов» Ахтема Сейтаблаева обходит, лишь из оскароносная «Ида» Павла Павликовского, попавший в шорт-лист «Оскара» «В темноте» Агнешки Холланд и «Необходимое убийство Ежи Сколимовского» (впрочем два последних фильма опережают украинскую ленту ненамного, а поскольку они сняты еще в 2010 и 2011 то вполне могут уступить). 
Ну а особенно украинцев должна радовать победа «Киборгов» над «Волынью». У фильма Войцеха Смажовского о зверствах бандеровцев 2896 оценок и средний балл 7,7. Но хотя лента и претендовала на «Оскар», что должно повысить интересней к ней в Америке с ее большой польской диаспорой, американские пользователи оценили ее 108 раз (в среднем также на 7,7) а «Киборгов» - 269 раз (среднем – на 9,2) ( IMDb в территориальном плане делит пользователей лишь на американских и «неамериканских», поэтому прочие нюансы остаются нам неизвестными).
Художественные достоинства «Киборгов» расписывать не буду. Пользователи IMDb из числа Top 1000 Voters, то есть кинознатоки и киногурманы, дают этому фильму убийственные 3.4 балла. Но рядовому зрителю нужно действие, напряженный сюжет а не психологические копания как в «Инее» Шарунаса Бартаса и бытовая чернуха, как в «Донбассе». Потому-то эти два фильма европейски признанных режиссеров не получили особой популярности в IMDb.
И думаю, типичного западного зрителя это действие увлекает, еще и потому что там украинцы да еще под музыку серба Милоша Елича ( ведь в основе саундтрека специально написанные композиции этого клавишника «Океана Эльзы» - привет русским сербофилам) противостоят русским. Тем самым, русским, которые убивают детей в Алеппо, репрессируют либералов и гомосексуалов, посредством хакеров фальсифицируют выборы в Европе и США, а посредством мельдония лишают атлетов мирового сообщества честно заработанных медалей. Русским, которые продают в сексрабство и убивают как запрограммированные автоматы («Тёмная ночь» Жуана Канижу, «Золотой глобус» за лучший португальский фильм 2005), а в самом крайнем случае оказываются меркантильными созданиями, которые не могут понять тонкую душу албанки Лорны («Молчание Лорны» братьев Дарденнов, премия «Люмьер» за лучший франкоязычный фильм 2008). 
И рейтингу «Киборгов» и «Зимы в огне» невозможно удивляться, если вспомнить какое отношение жителей Запада к России фиксируют соцопросы. Конечно, и те, и другие цифры можно списывать на пропаганду. Но контрпропаганда, в том числе средствами кино, будет все равно иметь на Западе только ограниченный успех. Среднестатическому западному жителю всегда будет свойственно доверять своей власти в делах внешнеполитических. Тезис «права она или не права, но это моя страна», подвергается массовому сомнению лишь в ситуациях совершенно катастрофических, а до этого западному миру далеко. К тому же пропаганда имеет успех, лишь когда опирается на чувства, реально существующие и без нее. А хотя обычный житель Запада не искушен в большой политике, он инстинктом ощущает, что выгодно ему, а что нет. А опыт говорит, что во внешнеполитических делах то, что оказывалось выгодным для его государства, было выгодно и для граждан, и что 1990-е, когда Россия перестала быть фактором мировой политики, стали для Запада счастливым беспроблемным временем. А вот время, когда стало ясно, что благословенный конец истории не состоится, стало временем возрождения России, и хотя отнюдь не все проблемы современного Запада с этим связаны, именно тогда Россия, как выразился Ростислав Ищенко, и «научилась перераспределять в свою пользу мировой прибавочный продукт», а значит вырвала кусок изо рта тех, кому он доставался раньше. И потому инстинкт, как максимум, вернуть утраченный кусок, как минимум не потерять еще один будет толкать жителей Запада поддерживать и Майдан и украинских «Киборгов» как выгодные им явления.
Естественно, отнюдь не всех этих жителей. Однако не нужно силится, пытаясь представлять нетипичное типичным. Инакомыслящие там были есть и будут, но сочетания низового инстинкта с государственной пропагандой – это залог того, что «Киборги» и «Огненная зима», несмотря на неизвестность их создателей, дойдут до куда большей западной аудитории, чем любой фильм с российским взглядом на Донбасс, Майдан и Крым. Даже если его автором будет Оливер Стоун или равнозначная величина.
Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter