Три года уже прошло с трагического момента, как закрутился майданный маховик, приведший в итоге к гражданской войне на Украине. Из Одессы все происходящее видится совсем иначе, нежели из Москвы. Так вот настала пора констатировать, что за это печальное трехлетие был полностью уничтожен тщательно создававшийся годами миф о гениальном политтехнологе Владиславе Суркове. Лишенный административного ресурса и подконтрольных СМИ Владислав Юрьевич, мягко говоря, не блистал на Украине. Только карманные сурковские соловьи продолжают петь дифирамбы политической линии Владислава Юрьевича в российских изданиях, пытаясь преподнести минский процесс как величайшее дипломатическое достижение и рассказывая небылицы о комфортной жизни в квазигосударственных образованиях, созданных на территории Донецкой и Луганской областей.
Будучи в нулевых куратором российской внутренней политики Сурков привык вызывать на ковер любого главного редактора, собирать молодых провинциальных голодранцев с рваческими наклонностями в объединения вроде «Наших» и потом крутить ими как вздумается, открывать и закрывать проекты, быть царём и Богом околовластных интриг. На украинском направлении он был лишен своего привычного инструментария. Сурков и его команда привыкли коммуницировать с журналистами и политиками в парадигме «Я начальник – ты дурак!». Но для украинского направления это парадигма ошибочна и абсурдна.
Кто Сурков для рядового трибуна из Харькова? Да никто! Чем он может ему пригрозить? Да ничем! Поэтому отношения с украинским антимайданным политикумом надо было строить в парадигме «Равный партнёр – равный партнёр». Взаимовыгодное сотрудничество и никак иначе. Сурков сотоварищи не уяснили, что Украина это не Россия. Всю ту лапшу, что можно навешать на уши наивным политическим неофитам из Саратова, одесситы сразу отбросят в сторону. Читали мы еще давным-давно «Общество спектакля» Ги Дебора, знаем значение таких мудреных слов как «трансгрессия» и «сингулярность» - нас на мякине не проведёшь.
США успешно осуществили государственный переворот потому, что создали настоящие некоммерческие организации, растившие настоящих политических активистов, впоследствии организовавших настоящие митинги и настоящие протестные шествия. А вот Сурков сотоварищи оказались способны лишь на рекрутинг фейковых акторов, фейковые круглые столы, фейковые форумы и фейковые общественные советы.
Фальшивость и бездарность работы сурковской команды очевидны не то, что оперативным сотрудникам СБУ, следящим за порядком в стране, но даже студентам-второкурсникам факультетов политологии украинских университетов. Не видит провала Суркова, похоже, только Владимир Владимирович в Кремле. «Народная Рада Бессарабии», движение «За Порто-Франко», круглые столы с требованиями увеличений экономических полномочий регионов, постановления областных советов о договорных отношениях с Киевом, прямые линии Захарченко с жителями Херсона – всё это неэффективно, бессмысленно, неактуально и сразу заметно для охранителей промайданной власти. У США всё настоящее и поэтому есть результат. У Суркова все фальшивое и поэтому закономерна безрезультатность.
Очевидно, что у Суркова в обойме не оказалось вменяемых экспертов, знающих толк в украинской специфике. Инал Ардзинба, двадцатишестилетний абхазский мажор, отвечающий за Бессарабию, это же просто курам на смех! Был ли он когда-нибудь в Сергеевке и знает ли сколько молдаван отдыхает там летом? Способен ли он на слух отличить речь албанца от речи этнического болгарина? Сталкивался ли он в быту с гагаузской ментальностью? Всё это риторические вопросы. Любой «Шатун», сочиненный на Старой площади, абсолютно неосуществим на практике, потому что создан людьми, космически далекими от украинской реальности.
О цинизме Суркова было давно известно сведущим, но были и те, кто по незнанию клюнули на посулы его гонцов, за что потом поплатились свободой. Сурковские креативщики сочинили устав «Народной Рады Бессарабии», по которому можно закрывать в тюрьме любого причастного к данной организации. За фразу в уставе «В случае вступления Украины в НАТО мы оставляем за собой право на самоопределение» сотрудники СБУ имели полное право каждого участника организации изолировать от общества как потенциального сепаратиста. Циничный трюк команды Суркова заключался в том, что в руководство организации нужно было ввести граждан Украины, имеющих удостоверение союза журналистов. И такие люди нашлись в лице Артема Бузилы и Елены Романовой-Глищинской. Естественно, их быстро арестовали по подозрению в посягательстве на территориальную целостность государства.
Сначала подставляем журналистов под статью уголовного кодекса, затем их задерживает СБУ, а потом на каждом углу кричим, что в Украине власть ущемляет свободу слова и появились узники совести – вот такие грязные схемы работы использует сурковская команда. Само собой, о подобной гнили быстро прознали все антимайданные и оппозиционные силы, после чего они стали сторониться людей Суркова как от прокажённых. Сегодня у публики, нелояльной к режиму Порошенко, отношение к Суркову и его команде точно такое же, как к Найему, Лещенко и прочим грантоедствующим еврооптимистам. Все прекрасно понимают, что Сурков это идейный брат украинских либералов, лишь волею судеб ставший помощником Путина.
Антимайданщики не забыли, что в девяностых годах Сурков работал на Ходорковского. Поэтому, когда рупоры майданного режима вопят о том, что нынешняя катастрофа в Донецке и Луганске это подлинное лицо Русского мира, то они глубоко заблуждаются. Сурков к настоящему Русскому миру никакого отношения не имеет. Нелепые папилломы на теле украинской государственности, называемые «ДНР» и «ЛНР», сварганил Сурков, идеологический единоверец Яценюка, Садового и Саакашвили, молящийся на Запад и боготворящий права человека с демократическими свободами.
Потешным является и выбор Сурковым говорящих голов для озвучивания своих желаний. Призванные нести в массы идеи Владислава Юрьевича, они давно уже не имеют никакого веса в украинском обществе и их слова расцениваются антимайданной публикой точно так же, как и обещание быть верной, произнесенное плечевой проституткой с трассы «Одесса – Киев», орально обслуживающей дальнобойщиков в кювете где-то под Уманью. Все рулады о скором крахе хунты и гневные угрозы в стиле «Мы приедем на танках в Киев и сметём ненавистный фашистский режим!» расцениваются здравомыслящими одесситами как вопли психически больных, беснующихся без усмирительных халатов, кляпов во рту и уколов галоперидола. Сделав своими рупорами несмешных и нелепых клоунов Сурков тем самым выставил себя в плохом свете.
Ситуация в Донецке и Луганске это квинтэссенция всей деятельности Владислава Юрьевича на Украине. Изначальна идея Новороссии ведь была низовой инициативой – горстка политических энтузиастов придумала флаг и концепцию, начав её тиражировать в социальных сетях. Увидев, что эта тема работает, люди Суркова её подхватили и начали тиражировать в массы – надо же чем-то завлекать на братоубийственную войну ростовских автозаправщиков. После вторых минских соглашений Новороссия была благополучно забыта, и команда Суркова сосредоточилась на другой идее.
На Старой площади решили пиарить две республики, где жизнь якобы будет лучше, чем на территории Украины, подконтрольной Порошенко. Мол у нас в Донецке хорошие дороги, цветники с розами и низкая плата за коммунальные услуги, а у вас мол в Киеве обнищание, дороговизна и беспредел парамилитарных формирований. Но поскольку трубить об этом были призваны самые неумелые журналисты, выгнанные за профнепригодность из мелитопольских редакций, то разумеется ничего из данной затеи не вышло.
Ставка на Александра Захарченко и кампания по его героизации это еще одна чудовищная ошибка команды Суркова. Представить вчерашнего развозчика курятины отцом республики, в которого влюбятся жители остальной Украины, могли только совсем дремучие политологи. Подписывая вторые минские соглашения у Суркова рассчитывали, что смогут после осуществления федерализации втащить Захарченко в легальное украинское политическое поле и в последствии сделать его преемником Порошенко – остросюжетная фантастика, не правда ли?!
Молодежное движение «Захаровцы», названное в честь Захарченко и призванное его славить, хоть успели быстро прикрыть после скандальной шумихи, потому что это вообще ни в какие ворота не лезло.
В «народных» республиках давно уже уничтожено все живое – выброшены на задворки политических баталий искренние борцы за Русский мир Павел Губарев и Андрей Пургин, утилизированы одиозные полевые командиры, принудительно выдворены домой романтические нацболы. «Построили скучную чиновничью московию!» - вот как метко охарактеризовал текущее положение дел в ДНР и ЛНР честнейший Эдуард Лимонов.
Почти за два года после подписания вторых минских соглашений худо-бедно выполнен лишь пункт по отведению вооружений. Вся Украина, независимо от политических взглядов, и в страшном сне не желает себе дома такое представление как ДНР и ЛНР – пример Приднестровья, на десятилетия подвисшего в неопределенности, заметен и поклонникам Бандеры во Львове и сторонникам Ленина в Харькове.
Украинские оппозиционеры не хотят даже и слышать о команде Суркова, прознав о приёмах его работы. С кураторства внутренней российской политикой Владислава Юрьевича убрали в 2011 году после событий на Болотной площади – что ещё должно произойти на просторах Незалежной, чтобы Суркова отстранили от украинского направления?! При нынешних темпах и методах деятельности Суркова Украина выполнит минские соглашения не раньше, чем в 2057 году.
В России недавно произошли серьезные кадровые перестановки – поменяли политических смотрящих. Вячеслав Володин передал кураторство внутренней политикой Сергею Кириенко, став спикером Государственной Думы. Может чехарда перестановок наконец-то коснется и Суркова? Работу на украинском направлении он завалил самым позорным образом. Пора Владиславу Юрьевичу присоединится на кремлевском политтехнологическом кладбище к Глебу Олеговичу Павловскому.
Украине в Кремле нужен куратор со свежими идеями и качественно другим подходом к работе. С белыми проектами, с корректным и дипломатичным отношением к антимайданным силам, чувствующий пульс времени и накал страстей. Мыльный пузырь по фамилии «Сурков» был лопнут об иглу украинской реальности. Дать симметричный ответ американцам, блестяще работающим с активистами и медиасредой, он оказался совершенно неспособен. Привычка считать идиотами политиков и журналистов сыграла с Сурковым злую шутку. Не люблю возводить напраслину, но Владислав Юрьевич со своими симулякрами это жалкое зрелище.
Сурков и его сподручные в одни ворота с разгромным счётом проиграли битву за Украину. Это может в Москве Владислав Юрьевич значимая фигура, а у нас он еле-еле посетитель одесского цирка. С такими друзьями как Сурков нам, украинским оппозиционерам, и враги не нужны. Одесса всегда имела что сказать и надеюсь мой голос, озвучивший точку зрения тысяч антимайданщиков, будет услышан самым главным человеком в Кремле.