Флоту нужна дорога

Мы не будем ходить вокруг, да около. Тихоокеанский флот России, который является одной из главных преград на пути разного рода планов "интернационализации" Сибири и Дальнего Востока, откровенно слаб. Слабость его заключается не только в том, что основу флота составляют корабли еще советской постройки, но и в том, что за исключением Камчатской флотилии, остальной состав Тихоокеанского флота, базирующийся в Фокино, Приморского края, в случае войны годится только на береговую оборону. Его сил крайне недостаточно, чтобы выйти в открытый океан и выполнять там сколько-нибудь масштабные задачи, не говоря уже о том, что для этого выхода кораблям Приморской флотилии разнородных сил придется прорываться через проливы, контролируемые врагом: США и их союзниками в регионе - Японией и Южной Кореей.

У Приморской флотилии пока еще остается "форточка" для выхода в Тихий океан через пролив, разделяющий острова Сахалин и Хоккайдо, и далее через проливы между Курильскими островами. Однако, США и Япония стараются эту "форточку" как можно плотнее закрыть, и для этого ставится вопрос о принадлежности двух островов Южно-Курильской гряды. Понятно, что это не исчерпает всех возможностей, но длинный обход враждебных проливов, который должна будет сделать Приморская флотилия в случае войны, дает флоту США серьезное преимущество, тем более, что их базы неподалеку.

Основная ударная сила Тихоокеанского флота - это Камчатская флотилия, в которую входят две дивизии атомных подводных лодок (10-я и 25-я дивизии), в которых имеются семь подводных лодок в строю (8 подводных лодок находятся на ремонте, главным образом на заводе "Звезда"). Эти атомные ракетоносцы составляют важный компонент российского ядерного сдерживания, и они, базируясь в Вилючинске, расположенном на берегу камчатской  Бухты Крашенинникова в Авачинской губе, в любой момент могут выйти в открытый океан для выполнения боевой задачи. Чем и ценны. 25-я дивизия подводных лодок имеет суммарно 64 баллистические ракеты, 10-я дивизия подводных лодок имеет 72 противокорабельных ракет "Гранит", и эта ударная мощь пока еще не дает спокойно спать американским адмиралам. Недаром разведка ВМФ США прозвала Вилючинск "осиным гнездом".

Однако, по сравнению с советскими временами мощь этого ударного соединения Тихоокеанского флота упала более чем в два раза. В силу этого обстоятельства, Тихоокеанский флот пока еще может сдерживать противника, но о наступательных действиях не может мечтать и в самых радужных снах. И насколько еще хватит ресурса атомных подводных лодок советской постройки. Три или четыре лодки проекта 955 вовсе не заменят соединение из 12 лодок, которое было в составе Камчатской флотилии в советское время. Настолько сильное ослабление боевой мощи Тихоокеанского флота будет означать возможность давления и запугивания российского руководства, с целью получения каких-либо политических или территориальных уступок.

Экономическая неготовность

Проблема развития Тихоокеанского флота состоит не только и не сколько в количестве и качестве кораблей, сколько в том, что на Дальнем Востоке сильно стесненные условия стратегически выгодного базирования флота. Удобных бухт сравненительно немного, практически все они замерзают на несколько месяцев. На всем Дальнем Востоке есть только одна незамерзающая бухта - это Авачинская губа на Камчатке (впрочем, незамерзаемость ее относительная, и в зимние месяцы в акватории губы есть лед, рекомендуется пользоваться ледоколом). Она же наиболее стратегически выгодная для флота - выходит прямо в Тихий океан, вдалеке от контролируемых вероятным противников проливов и вражеских военно-морских баз.

Но у Авачинской бухты есть сильнейший недостаток - отсутствие необходимой флоту промышленной и береговой инфраструктуры. Камчатка представляет собой регион, не имеющий сухопутного сообщения с другими регионами России. Потому надводные корабли Тихоокеанского флота базируются в Фокино, в Приморском крае, поблизости от крупного портового и транспортного города - Владивостока, поблизости от судостроительных и судоремонтных мощностей, в более лучших условиях по береговой инфраструктуре, даже в ущерб стратегической выгодности базирования. Нехватка береговой инфраструктуры Камчатской флотилии немного компенсируется тем, что им, по данным открытых источников, приданы плавмастерская и сразу три плавучих дока для текущего ремонта лодок. Но и это слабая компенсация. Для капитального ремонта лодки переводят на ДВЗ "Звезда" в Приморский край.

У вероятных противников все не так. У них удобные, глубоководные океанские бухты, никогда не замерзающие. В этих бухтах прекрансо развитая береговая инфраструктура флота, а рядом находятся густонаселенные, крупные промышленные центры. Например, крупнейшая американская военно-морская база на Тихом океане Сан-Диего расположена вблизи крупного города (1,3 млн. человек - побольше чем Владивосток), с крупнейшим на западном побережье США судостроительным и судоремонтным заводом. Другая крупная военно-морская база США расположена на полуострове Китсап в штате Вашингтон (здест базируются атомные подводные лодки класса "Огайо"), в густонаселенном округе, вблизи крупного города Сиэтла (население 668,3 тысячи человек), в котором расположен один из крупнейших американских морских портов, основные производственные мощности корпорации Boeing. К этим городам ведет развитая сеть автомобильных и железных дорог, соединяющая эти районы с другими экономически развитыми регионами США.

Более чем впечатляет. Неудивительно, что в таких условиях можно создать и обслуживать крупнейший в мире океанский флот. По сравнению с огромным доком Сан-Диего или базы Китсап, куда можно поставить авианосец, Вилючинск выглядит просто бедным родственником. Да и Дальзавод "Звезда" тоже не особо пойдут в сравнение. Итого видно: большой и мощный океанский флот требует развитой береговой и промышленной инфраструктуры, обеспечивающей все его нужды. Но хотя бы на таком же уровне, как есть сейчас на Кольском полуострове. Только на Дальнем Востоке довести наиболее выгодную для базирования океанского флота Авачинскую губу до такого же уровня развития нельзя. Потому что отсутствует сухопутное сообщение с материком. Россия, в силу отсутствия транспортной инфраструктуры и исключительно слабого развития промышленности на Камчатке, экономически не готова иметь и содержать крупный океанский флот в Тихом океане.

Триллион рублей в дорогу

Итак, чтобы Тихоокеанский флот России когда-нибудь обрел мощь и силу, чтобы он мог показать свой флаг в любой точке мирового океана, надо, чтобы в Авачинской губе появилась большая и мощная военно-морская база, а вокруг сложилась необходимая промышленная инфраструктура. В ее составе должен быть мощная тепловая или атомная электростанция, достаточно крупный металлургический завод, технологически связанный с судоверфью, несколько машиностроительных предприятий разного профиля, крупный нефтеперерабатывающий завод с развитой нефтехимией. Но чтобы такой промышленный центр на Камчатке появился, нужно проложить туда железную и автомобильную дорогу с материка. Без дороги на Камчатку вообще ничего не будет, и об океанской мощи Тихоокеанского флота можно даже и не мечтать.

Потому дорога на Камчатку приобретает исключительную стратегическую значимость, в чем-то сопоставимую с разработкой и производством новейшего стратегического оружия. Общеизвестно, что одна из главных проблем советского, а потом и российского флотов состояла в том, что корабли и подводные лодки, лишенные нормальных условий базирования, быстро расходовали свой ресурс, гораздо чаще требовали ремонта, и в боевой готовности была небольшая часть флота. Так, в 2015 году в боевом составе Тихоокеанского флота было 6 атомных подводных лодок, тогда как  в составе 16-й Краснознаменной эскадры подводных лодок, базирующейся в Вилючинске, числилось 15 атомных подводных лодок. Больше половины - в заводском ремонте. Вот она, цена недостаточно развитой береговой инфраструктуры.

Итак, дорога на Камчатку. Это трудная задача, учитывая, что в этой части России дороги вообще большая редкость. На юге Камчатки есть изолированная автодорожная сеть, а ближайшая к полуострову материковая автодорога имеется в Магадане (вокруг Магадана также есть локальная автодорожная сеть), куда от Якутии идет автозимник. Если проложить автодорогу от Магадана до Петропавловска-Камчатского, то получится трасса протяженностью примерно 2500 км, столь длинная из-за обхода залива Шелихова. По прямой расстояние между городами значительно короче: 866 км. Практически вся протяженность этой предполагаемой трассы проходит в совершенно неосвоенных и ненаселенных районах. Железную дорогу придется тянуть еще дальше. К настоящему моменту достроена и принята в эксплуатацию Амуро-Якутская железная дорога в Якутии, немного не доходящая до Якутска. От конечной станции этой железной дороги Нижний Бестях, если считать по маршруту вдоль существующих автозимников и предполагаемых автомобильных дорог, до Петропавловска-Камчатского будет 3670 км.

Строительство столь протяженных дорог было бы трудной задачей и в других регионах России. В этих же отдаленных и неосвоенных районах Дальнего Востока строительство дорог будет неизмеримо сложнее и труднее. Сейчас трудно даже подсчитать примерную стоимость этого строительства. Но можно прикинуть, взяв якутские расценки на дорожное строительство. Километр Амуро-Якутской магистрали обходился в 110 млн. рублей, а километр региональной автодороги стоит в среднем около 40 млн. рублей. Итого, железная дорога до Петропавловска-Камчатского обойдется в 403,7 млрд. рублей, а автомобильная дорога (от Магадана) - 100 млрд. рублей. Итого, более полутриллиона рублей. Более точные оценки будут зависеть от трассировки дороги, от местных условий, от расходов на создание необходимой дорожно-строительной инфраструктуры, но в общем, думается, будут в пределах примерно триллиона рублей.

Сумма устрашающая, и возникает вопрос об окупаемости. Если не стоять на чисто бухгалтерском подходе, то, безусловно, окупится. Во-первых, само по себе это строительство будет иметь огромное социальное и экономическое значение для целого ряда дальневосточных регионов, для множества компаний, которые получат возможность заработать. Возникнут многочисленные рабочие места, временные и постоянные, резко вырастет рынок сбыта для местной продукции. Во время строительства будет транспортный бум по завозу на стройку грузов. Во-вторых, бесспорно будет большое экономическое влияние уже построенной дороги, как это обычно бывает у всех крупных дорожных проектов. В-третьих, строительство этой дороги создаст условия для развития крупной промышленности на Камчатке, в Магаданской области и в Якутии в полосе, прилегающей к дороге, а Петропаловск-Камчатский станет со временем крупным промышленным и портовым центром, и сможет подвинуть даже Владивосток с его лидерского места.

Но это все побочные следствия. Главное, оборудовать в Авачинской губе крупную военно-морскую базу, перевести туда главные силы Тихоокеанского флота, и обеспечить эту базу надежной сухопутной связью с тылом. Тогда позиции России в Тихом океане значительно укрепятся.

 

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram