Красный преемник

Что ни говори, а политика в России отличается редкостной стабильностью. И особенно это касается оппозиционной её части. С 1991 года у нас худо-бедно, но было три президента. Злые языки говорят, что два с половиной, но всё-таки это больше двух. Зато наша системная оппозиция демонстрирует твердокаменность и несменяемость. Два столпа нашей оппозиции – ЛПДР и КПРФ – вообще никогда не меняли лидера.

В случае с ЛДПР это кажется просто невозможным: без колоритной фигуры Владимира Вольфовича наши либеральные демократы разом лишатся всего очарования и перестанут быть интересными. Интереснее с КПРФ, популярность которой зиждется на чём угодно, только не на фигуре лидера. Легко представить себе поклонника Путина, поклонника Жириновского, поклонника Явлинского. Даже у благообразного Миронова есть, наверное, свои почитатели. Но поклонники Зюганова? – нет, нет, это оксюморон. Что-то вроде горячего льда или квадратного круга.

Чем же тогда объясняется его бессменное лидерство? Безупречной партийной дисциплиной? Вряд ли. Коммунисты – тоже люди, и ничто человеческое им не чуждо. Скорее, можно говорить об исключительных оргнизационных и аппаратных  способностях Геннадия Андреевича. Сейчас КПРФ – чуть ли не единственная российская партия, имеющая развитую региональную структуру, идеологический аппарат, и, не в последнюю очередь, внятную идеологию. Которую критики, справа и слева, называют консервативно-охранительской, но правильнее было бы назвать её социально-консервативной. При этом КПРФ вовремя реагирует на новые вызовы, регулярно выдвигает интересные обществу – и особенно своему электорату – инициативы, при этом не портя отношений с властью. В общем: если дело Ленина в России и не побеждает, то оно, по крайней мере, живёт. В значительной мере благодаря трудам Геннадия Андреевича. Его единопартийцы это, в общем-то, понимают. И руководствуются старой консервативной мудростью: от добра добра не ищут. Так что серьёзной оппозиции зюгановскому курсу – а, следовательно, и самому Зюганову – пока что не наблюдалось.

Тем интереснее посмотреть на попытку бросить вызов всех устраивающему первому лицу.

В последнее время участились разговоры о том, что у Зюганова, наконец, появился конкурент. Как это обычно и бывает, он – не пришлый варяг, а человек из ближайшего окружения лидера. Это зампред ЦК КПРФ, секретарь московского горкома партии Валерий Рашкин.

Заговорили о нём как о прямом конкуретне Зюганова в связи с продвигаемой им и его единомышленниками программой вывода России из политического застоя и экономического кризиса. Впрочем, разного рода программы КПРФ предлагает регулярно. На этот раз, однако, речь идёт о планах резкого расширения электората коммунистов и на изменение самого имиджа партии. Которая, по мнению разработчиков программы, может и должна покинуть уготованное ей место в политической системе РФ ради превращения в единственную нелиберальную оппозиционную силу, вокруг которой соберутся все недовольные. Учитывая нынешнюю репутацию либералов в глазах общества, заявка серьёзная.

Присмотримся же к тому, в ком видят новое солнце.

Валерий Фёдорович Рашкин родился 14 марта 1955 года в селе Жилино  Калининградской области. Образование получил в саратовском политехе, работал по специальности, на работе был секретарём парткома. Когда началась эпоха перемен, убеждений своих не изменил. С февраля 1993 года возглавил саратовский обком КПРФ, в 1994 был избран депутатом саратовской облдумы. Дальше уверенно делал партийную карьеру, закономерно включающей в себя депутатство в Госдуме, работу в комиссиях и комитетах, и, наконец, в 2010 году – место первого секретаря Московского горкома КПРФ. Понятное дело, что человек, назначенный «на Москву» - это крайне серьёзно. Так что его избрание в 2013 году зампредом Зюганова было закономерным.

При этом Рашкин двигался именно по организационно-аппаратной части, практически не пытаясь разыгрывать себя как фигуру. Он говорил правильные вещи – ну, может быть, чуть более резко, чем лидер партии, но не более того. В сомнительных инициативах не участвовал, линию партии поддерживал. Предпочитая аппаратную работу.

Однако с определённого момента Валерий Фёдорович изменил манеру ведения дел. Он стал выступать с очень яркими инициативами.

Среди всего прочего, Валерий Фёдорович опубликовал «список Рашкина» - то есть таблицу с именами депутатов от «Единой России», привлекавшихся к уголовной ответственности, с номерами дел и статусом (от «подозреваемого» до «осуждённого»).

Противники Рашкина в долгу не остались и покопались в его собственной биографии. Выяснились интересные нюансы: оказывается, сам Валерий Фёдорович не всегда бывал разборчив в знакомствах.

Как известно, в лихие девяностые значительной силой стали разного рода криминальные и околокриминальные группировки. Не был исключением и город Саратов, который в середине девяностых оказался разбит на сферы влияния разного рода криминальных деятелей. Криминальные сводки того времени пестрят уголовными кличками – «Мелкий», «Доктор», «Гвоздь» и так далее. Все эти прекрасные люди делили между собой власть и собственность, не стесняясь в средствах: в ход шло всё, от автоматной очереди до депутатского запроса. Что предполагало наличие связей с «прикормленными» политиками разного уровня.

Как выяснилось, такие связи были и у Валерия Фёдоровича. Депутат от КПРФ имел очень тесные связи с фирмой «Астэк-С», известной тем, что она является легальной наследницей бывшей «наволокинской» ОПГ, легальным подразделением которой она и была (а её сотрудники носили неофициальное, но гордое произвище «ацтеки»). В связи с известными изменениями в стране группа легализовалась, а боевое подразделение было оформлено как ЧОП. Президентом группы стал некий Алексей Ерусланов – один из крупнейших местных бизнесменов. В девяностые он был более известен в ином качестве и под другим именем. Он входил в оргпреступную группировку Чикунова (убитого в 1995 году) и был известен под кличкой “Профессор” - вероятно, из-за очков, которые он носит ещё со школьных лет. Справка из РУБОПА об этом была опубликована в 2007 году

Сотрудничество Рашкина с «ацтеками» началось давно. Долгое время региональное отделение КПРФ находилось в здании «АСТЭК-С». Сама организация постоянно пополняла избирательный фонд Рашкина. Причем, как напрямую (1999 г. – 415 тысяч рублей; 2003 год – 1 млн рублей), так и связанным руководителям. Например, секретарь Саратовского обкома КПРФ Ольга Алимова получила на избирательную кампанию 800 тысяч рублей.

Выборы депутатов Государственной Думы 19 декабря 1999 стали счастливыми для Рашкина: он победил в Саратовском округе и стал депутатом ГД. Спонсором избирательной кампании Рашкина был, как нетрудно догадаться, Алексей Ерусланов. Принадлежащая Ерусланову фирма “АСТЭК-С” перечислила в избирательный фонд кандидата Рашкина максимально допустимую по избирательному закону сумму. Помещение для своей депутатской приемной Рашкин также арендовал у Ерусланова.

Благодарность Рашкина выразилась традиционным способом: Ерусланов и ряд его коллег по “АСТЭК-С” стали его общественными помощниками как депутата ГД. Удостоверение помощника традиционно называется “вездеход” и весьма помогает в общении с государственными служащими. Этими полезными документами Рашкин не то чтобы разбрасывался, но делился довольно щедро. Например, подписанное Рашкиным удостоверение помдепа было обнаружено в кармане убитого (погибшего при взрыве своего джипа ) Асифа Нуследдина оглы Асланова (1972 г.р.), известного как «Алик». В 1990-е он специализировался на “кидалове” при обмене валюты, неоднократно задерживался, проходил по оперативным учетам, но так ни разу и не был осужден. Саратовская пресса ехидно спрашивала: что объединяет коммуниста Рашкина с явно криминальным типом, погибшим явно криминальной смертью?

На выборах депутатов Саратовской областной Думы в 2007 году в список КПРФ вошёл помощник Рашкина Алексей Ерусланов. Список набрал около 15% голосов и КПРФ получала два мандата. С учётом того, что первый номер списка - Валерий Рашкин - одновременно был избран  депутатом ГД, занимавший третье место Ерусланов становился депутатом. Однако в ходе предвыборной кампании его криминальное прошлое всячески обыгрывалось в прессе. Именно тогда была опубликована приведенная выше справка из РУБОП. Секретарь регионального политсовета ЕР Валерий Радаев (нынешний саратовский губернатор) опубликовал своё обращение к Рашкину с призывом «вывести из списка кандидатов Алексея Ерусланова», человека «с тревожным прошлым». Обращение осталось без ответа, но уже после подведения итогов голосования Ерусланов отказался от мандата.

Тем не менее, добрые отношения между депутатом и авторитетом сохранились. Вот, напимер, такая история

В ночь со 2 на 3 апреля 2008 года в городе Марксе Саратовской области состоялась “стрелка” между саратовскими и местными авторитетами. Потерпевшие поражение местные наплевали на понятия и подали “заяву”  в милицию: якобы на них напала группа неизвестных им мужчин, которые потребовали у них денег, применяя физическую силу, несколько раз выстрелили по машине, ранив одного из них. Потерпевшие сообщили, что узнали среди нападавших Алексея Ерусланова - по фотографиям, которые видели на рекламных плакатах во время предвыборной кампании. 19 апреля предприниматель был задержан. На заседании суда, принявшего решение о заключении "Профессора" под стражу, адвокаты подозреваемого подали ходатайство об освобождении его под подписку о невыезде. Личными поручителями в документе были указаны Валерий Рашкин, депутаты облдумы от КПРФ Ольга Алимова и гордумы - Лев Бейлин. “Затем в Генпрокуратуру и саратовское ГСУ полетели депутатские запросы, подписанные Рашкиным. А в комментариях для прессы он назвал Ерусланова жертвой козней против КПРФ”, - сообщали “Известия” 30 апреля. Благодаря публикации газеты дело получило всероссийскую известность, но закончилось пшиком: Ерусланов доказал свое алиби.

Стоит также упомянуть, что депутат регулярно спасал «АСТЕК-С» от пожарных, СЭС и налоговиков.

Впрочем, не всегда Рашкин оказывался одинаково полезен. Например, ему не удалось вытащить из-под пресса бывшего министра транспорта и дорожного строительства Саратовской области Геворга Джлавяна. Он выдавал в кредит под 50% годовых бюджетные средства, предназначенные на строительство и ремонт дорог, на чём и погорел. Рашкин выступил в защиту экс-министра и даже просил Зюганова отправить запрос в прокуратуру. Он также обращался от лица КПРФ к Госдуме с просьбой взять под свой контроль расследование. Это, надо сказать, депутатов обозлило: они совершенно не желали участвовать в региональных разборках с явным криминалом.

Рашкин же, сталкиваясь с критикой однопартийцев, сделал свои выводы. В частности, руководствуясь максимой, что лучшая оборона – это нападение, он инициировал несколько разбирательств с «Единой Россией». В частности, Рашкин в 2008 попытался презедтовать в Думе свой доклад «Единая Россия и коррупция». Выступление с думской трибуны единороссы успешно заблокировали, однако текст разошёлся по депутатам, а потом и попал в интернет.

Далее градус оппозиционности депутата стал неуклонно подниматься. Это вернуло ему сторонников, так как Рашкин говорил то, что электорат КПРФ воспринимает сугубо положительно. Его избрание в 2010 году «на Москву» укрепило его аппаратную позицию. С которой он стал выступать ещё жёстче.

Так, 23 сентября 2014 года депутат выступил в Госдуме с крайне жёсткой речью, в которой утверждал, что власть окончательно прогнила и России угрожает Майдан по типу украинского. Он также заявил, что депутаты Думы продолжают скрывать свои счета и зарубежную недвижимость. Это вызвало очередной скандал. А 13 октября 2014 года Валерий Рашкин внёс в Государственную думу законопроект, запрещающий чиновникам и членам их семей иметь недвижимость за границей. Удар пришёлся в цель: мало кто из россиян сомневается в том, что депутатам надо бы поурезать аппетиты. И уж тем более это понравилось зюгановскому электорату.

А как же сам Геннадий Андреевич?

Уже несколько лет в околоправительственных кругах циркулируют слухи, что Зюганов перестал устраивать Кремль. Начиная с того банального обстоятельства, что лидер коммунистов уже очень пожилой человек, и кончая тем, что он регулярно проявляет строптивость в некоторых вопросах, особенно кадровых. В общем, предпосылки для смещения Зюганова – или, как минимум, для выведения его из политически активной роли с сохранением формально-статусных позиций – имеются. И, объективно говоря, яркий Рашкин со своими инициативами, стоит первым в очереди.

Однако возможное лидерство Рашкина в КПРФ может плохо отразиться на самой КПРФ. Криминальный след в биографии самого Рашкина смыть уже невозможно, и противники коммунистов будут вечно поминать Валерию Фёдоровичу тесную дружбу с «Профессором», защиту Джлавяна и прочие подобные эпизоды. А для электората КПРФ эти темы очень чувствительны. О том же Зюганове можно было сказать много плохого, но вот подобных «ошибок молодости» за ним не числится, и для избирателей это важно.

То есть вопрос стоит так: политические амбиции Валерия Фёдоровича будут стоить КПРФ подрыва политических позиций и электоральных перспектив коммунистов. Осознаёт ли он это? Вероятнее всего, да: он человек умный. Однако он идёт на это – видимо, считая, что это приемлемая цена.

«Лучше быть первым в селе, чем вторым в Риме», как говорил Цезарь. Сейчас Рашкин в КПРФ – второй. Пойдёт ли он на то, чтобы стать первым, даже если в результате этого партия превратится из «города» если не в «село», то в «загород»?

Очень скоро мы это узнаем. 

 



ДОПОЛНЕНИЕ. Что интересно: на посту секретаря ЦК КПРФ главной задачей Рашкина стала борьба с “раскольниками-семигинцами” - сторонниками депутата ГД от Хакасии Геннадия Семигина, председателя КС Народно-патриотического союза. Семигин, которого обвиняли в попытке перехвата лидерства у Геннадия Зюганова, был исключен из КПРФ в мае 2004.
Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram