Наследие Валиуллы Якупова и современное состояние исламской уммы России

20 июля 2015 года в Казани прошел круглый стол «Наследие Валиуллы Якупова и современное состояние исламской уммы России», организованный Центром исламской культуры «Иман». Мероприятие было посвящено памяти известного мусульманского богослова Валиуллы Якупова (1963-2012), убитого ваххабитами в подъезде собственного дома три года назад.

 

Днем ранее участники круглого стола и активисты Центра «Иман» посетили могилу Якупова на мусульманском кладбище вместе с вдовой покойного, где почтили его память.

Перед началом работы мероприятия, все присутствовавшие могли посмотреть переносную выставку книг, фотографий, периодических изданий, личных вещей и документов Валиуллы Якупова, чтобы оценить масштаб и значимость фигуры погибшего теолога в деле исламского возрождения в Татарстане. 32 написанные им книги, множество начатых именно им социальных и просветительских проектов, которые сегодня составляют основу работы Духовного управления мусульман Татарстана, были заложены Якуповым через деятельность Центра исламской культуры»Иман» - общественной организации, озданной 29 ноября 1990 года и продолжающей работать и поныне.

Открыл работу круглого стола нынешний председатель Центра исламской культуры «Иман» Наиль Гарипов, долгие годы занимавший пост заместителя при Якупове, рассказал как шло создание возглавляемой им общественной организации, ставшей локомотивом возрождения ислама в Татарстане. За четверть века деятельности Центром «Иман» было издано свыше тысячи наименований книг, брошюр, газет и журналов на русском и татарском языках, ежегодные научные, культурные и образовательные мероприятия, организованные тогдашним председателем «Имана» Валиуллой-хазратом, позволили вывести религиозный ренессанс мусульман Татарстана на более качественный уровень. «Именно он одним из первых обратил внимание на проблему ваххабизма в Татарстане, много написал об этом пришедшим с Ближнего Востока радикальном течении ислама, выступал, говорил и в итоге пострадал от рук ваххабитов», - сказал Наиль Гарипов.

Итог двухлетнего правления во главе мусульманской уммы Татарстана молодого муфтия Камиля Самигуллина подвел в своем выступлении эксперт Института национальной стратегии  Раис Сулейманов, сделав также обзор изменения и состояния государственно-конфессиональных отношений в регионе после гибели Валиуллы Якупова в 2012 году. «Сегодня никому не надо доказывать, что в Татарстане есть проблема религиозного экстремизма. Если пару лет назад в Казанском Кремле напрочь отрицали ее существование, то сегодня устами главы Татарстана Рустама Минниханов вынуждены это признавать», - заметил он. По словам исламоведа, «тактика Самигуллина на сотрудничество и кооперацию с ваххабитами дала свой временный результат: ваххабиты относятся к нему терпимо, открыто против него не выступают, не бунтуют, а действия силовиков против членов «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» в Татарстане среди ваххабитов хоть и вызывает, конечно, сочувствие к «хизбам», но на никакие акции поддержки «гонимым» они не решаются». Поскольку численность ваххабитов в Татарстане такая, что с ними вынуждены считаться, то кураторы религиозной сферы из Казанского Кремля пошли по пути полного исключения из общественно-политического и информационного дискурсалюбое упоминание о ваххабизме. «Я ежедневно внимательно анализирую исламские и светские СМИ в Татарстане, которые контролируется местными властями: само слово «ваххабиты» просто исчезло из оборота в публикациях. Предлагаются заменяющие их обозначения типа «неохариджиты» или «такфиристы». Когда я спрашивал у региональных чиновников к чему такая словесная эквилибристика, они объясняли это тем, что термин «ваххабизм» у кого-то из мусульман ассоциируется с одним из имен Аллаха «Ваххаб» («Вседарящий»), а поскольку слово «ваххабизм» имеет негативный оттенок, то якобы употребляя его для обозначения исламского радикального течения, у некоторых мусульман это вызывает обиду, что одним из имен Аллаха называют фундаменталистов. Вообще-то термин «ваххабизм» был введен в научный оборот еще в дореволюционный период, например, встречается в 4-х томной книге российского востоковеда Петра Цветкова «Исламизм» (1912-1913), и слово «ваххабизм» происходит от имени Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба (1703-1792), радикального исламского деятеля, а не от одного из имен Аллаха», - рассказывает Раис Сулейманов, добавляя, что от смены обозначения радикал-исламистов с «ваххабитов» на «неохариджитов» суть-то не изменится, но это позволит местным властям создать пропагандистскую картину, что ваххабизма нет в Татарстане, а присутствует «неохариджизм» - для большинства неспециалистов это звучит вообще непонятно.

Касаясь оценки деятельности государственных органов в Татарстане, контролирующих религиозную сферу, исламовед привел и положительные моменты: «Салафитского имама мечети «Казан нуры» Рустема Зиннурова сняли по-тихому с должности без всякого шума», «Межконфессиональный диалог был поставлен на новый уровень: речь идет уже не просто о совместном присутствии муфтия и митрополита на каких-то светских мероприятиях, но все чаще говорят и показывают примеры соработничества христиан и мусульман, что раньше было делом отдельных энтузиастов». Однако негативные процессы остались: «По-прежнему сложная ситуация в Закамье: Нижнекамск, Альметьевск, Базарные Матаки, Чистополь, Набережные Челны – эти центры ваххабизма все еще остаются в напряженной ситуации, показателем чего становится отъезд молодежи в «халифат» в Сирию».

Секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба Яна Амелина призвала не драматизировать проблему ИГИЛ до уровня главной национальной проблемы России: «Если из 20 млн. мусульман России в «халифат» уехало от 2 до 5 тысяч человек, то в процентном отношении можно понять насколько эта проблема острая». «Если беспристрастно посмотреть, то факты выявления вербовки и задержания вернувшихся из Сирии российских мусульман в разных частях страны правоохранительными органами только подтверждают, что власти действуют твердо и принципиально в отношении ИГИЛ, не давая проблеме перекинутся в Россию», - считает Амелина. По ее словам, «Турция, которая в 2011-2014 годах слабо реагировавшая на поток россиян, едущих воевать в Турцию, с 2015 года принялась арестовывать и выдавать российской стороне ее граждан, пожелавших отправиться в Сирию, что само по себе правильно и верно». Эксперт добавляет, что «главное – чтобы те, кто из России уехал в Сирию, никогда оттуда не вернулись».

Заместитель муфтия Самарской области Ильгизар Сагдеев предложил посмотреть как функционировали исламские институты в Российской империи. Например, он привел такой факт: все печатные труды самых известных татарских богословов, чьими книгами сегодня гордятся российская умма как огромным духовным богатством, проходили обязательную цензуру, и нам неизвестны случаи, чтобы против этого возмущался, например, самый известный мусульманский богослов Казани Шигабутдин Марджани (1818-1889), чьи книги тоже прошли цензуру.

Представитель Духовного управления мусульман Москвы и Центрального региона «Московский муфтият» Марат Салахов выступил с очень ярким докладом, в котором, будучи мусульманином, что он подчеркнул, критично проанализировать современные проблемы российских мусульман. «Я 8 лет преподавал в Российском исламском университете: такого низкого образовательного уровня мусульман, поступающих в этот вуз и избравших для себя путь духовного служения в будущем, я не видел. Я ни в коем случае не говорю обобщенно обо всех, но понимаете, если российские мусульмане никогда не читали Чехова, Горького, Толстого, то нетрудно догадаться какая у них будет гуманитарная культура», - посетовал Салахов. Если в средние века исламская цивилизация дала человечеству массу научных достижений, то сегодня этим она не может похвастаться: «Отдельные примеры типа Малайзии или Кувейта не в счет, потому что делаются успехи в экономики этих стран за счет природных ресурсов», - считает эксперт, призвав мусульман перестать хвастаться славным прошлым, а брать знания и учиться в настоящем по книгам общемировой (пусть и европейской) литературы. «Исламская глобализация имеет свои негативы: она стирает этнические культуры мусульманских народов. На практике это может выражаться в копировании турецкой или арабской одежды в моде российских мусульман, а космополитизация исламского самосознания ведет к потере этнической идентичности», - полагает Марат Салахов. Но одну из главных проблем российских мусульман он видит дискредитацию официального духовенства погоней за материальными благами, что убило в глазах исламской молодежи имидж традиционного ислама, с чем ассоциируются порой муфтии.

По завершению круглого стола участники стали обмениваться мнениями, начались прения. Причем приводились любопытные факты. Например, праздник Мавлид-байрам (День рождения пророка Мухаммеда), распространенный среди мусульман, исповедующих традиционный ислам, не отмечается в Бугуруслане Оренбургской области, поскольку местные ваххабиты резко против его отмечания. В итоге татары из Бугурусланского района едут в соседнюю Самарскую область, чтобы там провести Мавлид-байрам, поскольку там духовенство проводит празднование Мавлид-байрама, о чем рассказал Ильгизар Сагдеев. Наиль Гарипов привел пример, что порой ваххабизм начинает проникать даже в мусульманские торговые центры: из продажи в некоторых магазинах исламской продукции исчезли «боти» - зашитые в кожаный маленький мешочек суры из Корана, которые надевают некоторые татары на шею «от сглаза» как обереги. Под духовным влиянием ваххабитов эти обереги стали называть «бидгатом» (нововведением), и они стали пропадать из продажи в ряде магазинов. Казалось бы мелочь, но распространенная этнорелигиозная традиция татар сознательно и последовательно уничтожается. И ничего хорошего и радостного в этом нет.

 

Подводя итог работы круглого стола, его участники отметили, что общественная дискуссия и анализ изменений в государственно-конфессиональных отношениях и ситуации в исламской среде должен проходить в том числе и в форме подобных мероприятий, проведение которых будет и дальше продолжено Центром исламской культуры «Иман» в будущем. 

 

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram