Черное золото за черный нал

Утверждение, что обеспечение безопасности своих граждан это главный приоритет для руководства страны уже давно стало общим местом. Предприняты беспрецедентные мерыбезопасности в преддверии Олимпийских игр в Сочи. А впереди – чемпионат мира по футболу 2018 года, матчи которого пройдут во многих городах страны, что делает обеспечение безопасности его проведения еще болеесложной задачей.

Нельзя сокрушить терроризм, не перекрыв потокифинансирования боевиков. Именно этим сейчас и занимается власть, обращая самое пристальное внимание на так называемых «обнальщиков» и «бизнесы», через которые идут потоки «черного нала». Ведь именно к теневым потокам наличности почти всегда приходят на «водопой» боевики.

Борьба со структурами, создающими почву для финансирования боевиков, уже дает первые плоды. В Дагестане, например, год назад лишили лицензии «Трансэнергобанк», через счета которого было всего лишьза два года (2011-2012) обналичено 64 млрд рублей. Это была главная «прачечная» не только Дагестана, а всего Северного Кавказа.

Без внимания силовиков не остается и нефтяная отрасль республики. На Северном Кавказе в этом бизнесе «черный нал» течет широкой рекой. В том числе через одну из крупнейших в республике компаний -- ОАО «Дагнефтепродукт».

«Дагнефтепродукт», в котором работает больше 500 человек, является монополистом по перевалке прикаспийской нефти в порту Махачкалы. Любой нефтяник, который поставляет нефть по этому маршруту,вынужден пользоваться услугами «Дагнефтепродукта». За год компания переваливает 4,8 млн тонн нефти и чуть более 300 тыс. тонн нефтепродуктов. Ее годовой доход (по данным официального годового отчета) – около 500 млн рублей. Имена официальных владельцев вам ничего не скажут. Но давние друзья, которые реально стоят за «Дагнефтепродуктом», в Дагестане известны каждому. И как же их не знать, если без них еще недавно не обходились ни один официальный телерепортаж с мероприятий в Махачкале.

Экономисты знают, что услуга по перевалке нефти, особенно если ты монополист, предполагает хорошую маржу. Но если другие компании, которые занимаются перевалкой нефти, демонстрируют высокую прибыль, то «Дагнефтепродукт» уверяет, что постоянно несет большие расходы, поэтому прибыль у него якобы маленькая. Онасоставляет всего лишь 2 млн рублей в год. «Рисует» такую маленькую прибыль компания лишь для ухода от налогов, знают осведомленные источники. Ведь чем больше будет прибыль, тем больше на нее налог. Поэтому владельцы «Дагнефтепродукта» искусственно занижают цифры прибыли, таким образом выводя заработанные «Дагнефтепродуктом» миллионы прямо к себе в карман.При этом компания пытается не платить даже те небольшие налоги, которые обязана. Сейчас она судится с налоговой службой о якобы несправедливом начислении дополнительно 16 млн руб. налогов и 3 млн руб. штрафа.

Но уход от налогов - это лишь верхушка криминального айсберга, который создан на базе «Дагнефтепродукта». Основной источник дохода владельцев компании – это вовсе не перевалка нефти. «Золотой жилой» стала схема по воровству нефти и ее контрабанде. Этот бизнес полностью построен на расчетах черным налом, вокруг которого на Кавказе всегда кружат боевики. Не случайно «Дагнефтепродуктом» заинтересовался блог кавказской группы hackinferno, которая заявляет своей главной целью«борьбу с пропагандой бандитской идеологии и воспрепятствование деятельности бандитов всеми средствами и методами». Hackinferno подробно описал схему теневого бизнеса «Дагнефтепродукта», на который случайно наткнулись пограничники в июле 2013 года.

Тогда, напомним, был задержан для рядовой проверки танкер «Нафталан», который направлялся из порта Махачкалы в азербайджанский порт Сангачал. По документам танкер везет 4,5 тыс. тонн мазута, но при проверке выяснилось, что в танкер закачана дорогостоящая малосернистая нефть, которая добывается с шельфа компанией «Лукойл».

УФСБ по Дагестану возбудило уголовное дело по статье «Контрабанда стратегических ресурсов», новость попала в прессу. Силовики начали допрашивать сотрудников «Дагнефтепродукта», которые закачивали в танкер нефть. Задавали стандартные вопросы: кто давал распоряжения закачивать нефть, откуда она закачивалась. В ответ несколько десятков сотрудников «Дагнефтепродукта» устроили забастовку – против задержания и допросов своих коллег. Перекачка нефти была остановлена почти на сутки, что вызвало серьезную озабоченность нефтяников.

Источники, знакомые с ситуацией, говорят, что забастовка была инициирована по указанию владельцев «Дагнефтепродукта», реального возмущения среди сотрудников компании не было. «Зная свое монопольное положение, они остановили перевалку нефти, создали переполох, тем самым дав понять, что если будут лезть в их дела – начнутся проблемы», - поясняет источник в правоохранительных органах.

Забастовкой дело не ограничилось. По данным источников,после задержания танкера один из совладельцев компаниизвонил руководству республиканского управления ФСБ и просил «притормозить» расследование дела. Однако замять инцидент не удалось, особенно с учетом публикаций в прессе и скандалом из-за остановки прокачки нефти,расследование продолжилось.

По данным Hackinferno, отправка таких танкеров поставлена «Дагнефтепродуктом» на поток. Компанияежемесячно сливает в свои хранилища часть нефти «Лукойла» и других компаний, предназначенную для закачки в нефтепровод, который идет из Махачкалы доНовороссийска. Когда объем ворованной нефти достигаетпримерно 5 тыс. тонн, она отправлялся танкером вАзейрбаджан.

Средняя стоимость 4,5 тыс. тонн нефти – от 45 до 68 млн рублей. По данным источников hackinferno, в месяц «Дагнефтепродукт» ворует нефти примерно на два танкера. Другими словами, владельцы «Дагнефтепродукта»зарабатывают примерно по 100 млн рублей в месяц. То есть в год – до 1,2 млрд рублей. При том, что на своей основной, легальной работе по перевалке нефти «Дагнефтепродукт», еще раз напомним, зарабатывает лишь 500 млн рублей в год. Поистине, нефтепровод от Махачкалы до Новороссийска, стал для владельцев компании золотой жилой.

Но каким образом удается скрывать воровство нефти? Это как раз не сложно, когда ты монополист по ее перевалке и контроля за тобой практически нет. На мощности «Дагнефтепродукта» поступает чистая нефть, а в трубу – уже с примесями. Зачастую объем примесей в 7 раз и более превышал допустимые нормы, отмечает hackinferno. Просто вместо ворованной нефти для сохранения объема «Дагнефтепродукт» заливал в трубу все, что было под рукой, в лучшем случае это была вода. Неудивительно, что нефтяники постоянно выражают недовольство тем, что хорошая нефть за время прокачки превращается в низкокачественную, с большой долей примесей.

Расчеты в этот бизнесе полностью ведутся черным налом, наверняка владельцы «Дагнефтепродукта» делятся со своими партнерами и платят за защиту бизнеса. Очевидно, «брызги» от теневых денежных потоков «Дагнефтепродукта» долетают и до бандитов, хотят этогореальные владельцы компании или нет.

А в скором времени этот криминальный бизнес может разрастись еще больше. Сейчас на территории «Дагнефтепродукта» достраивается нефтеперерабатывающий завод мощностью 1 млн тонн в год. Откуда будет поставляться сырье на предприятие, пока не сообщается. Но это и так понятно: основная часть нефти для переработки для этого завода будет вороваться по уже отлаженной схеме, просто в еще больших масштабах. Завод будет производить бензин и другие нефтепродукты, которые можно продавать еще дороже, чем нефть. А значит, потоки «черного нала» в компании могут увеличиться в разы.

«На Северном Кавказе для всех интересующихся никогда не было секретом, какой бизнес кому реально принадлежит и кто за кем стоит. Знает об этом и власть – республиканская и центральная. С некоторых пор власть, похоже, почувствовала свою силу и решила всерьёз взяться за наведение порядка в регионе. Оказалось, что абсолютного иммунитета нет ни у кого: судьба Магомедгусейна Насрутдинова и «самого» Саида Амирова – лучшее тому подтверждение. Хотя ни тот, ни другой до последнего не верили, что за ними уже «идут», и игнорировали явные сигналы. Полагаю, что аналогичные сценарии развития ситуации вокруг «Дагнефтепродукта» вполне вероятны», - комментирует Георгий Чижов, вице-президент Центра политических технологий.

Первая публикация – издание The Moscow Post.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram