Святыня, которой нет



Захват российского рынка маскируют под защиту экологии и прав верующих



В проходящем сейчас голосовании за десять новых символов России в проекте «Россия 10» Башкортостан может оказаться аутсайдером. Не потому, что в республике нет объектов, достойных интереса. Но они стали жертвами корпоративной войны международного масштаба.



Напомним, мультимедийный проект-конкурс «Россия 10», призванный выбрать десять новых визуальных символов России посредством общенародного голосования, стартовал 25 марта и продлится до 29 сентября. Его организаторы - телеканал Россия1 и Русское географическое общество при поддержке телеканалов Россия 2, Россия 24, Москва 24, Моя планета, Страна, региональных ГТРК, радио «Вести FM», «Маяк», «Радио России», интернет-порталов Вести.ru и Страна.ru. Цель проекта – поддержание устойчивого интереса к нашей стране как к объекту внутреннего и международного туризма, рассказ об уникальных географических, архитектурных и исторических объектах России, формирование в регионах новой волны «геопатриотизма». Дело, что и говорить, нужное: Россия – страна с огромным количеством уникальных природных и культурных объектов, чей туристический потенциал до сих пор не используется. Увы, благое дело омрачено скандалом.



В июне в лидеры голосования в Поволжском федеральном округе неожиданно выбился объект «Шиханы». Вначале авторов проекта и общественность удивил выбор голосующих. Все же ПФО – регион, где достаточно много туристических достопримечательностей: от Нижегородского Кремля до мечети Кул-Шериф в Татарстане, от Каповой пещеры до горы Иремель. Скандал разразился, когда выяснилось: все дело в «накрутке» голосов. Причем, как выяснили специалисты интернет-дирекции ВГТРК, «накрутка» производится с использованием специальных программных средств – причем, с прокси-серверов, расположенных за пределами России. В результате, с 28 мая руководство проекта вынуждено периодически блокировать голосование за Шиханы. Теперь из-за выявленных фальсификаций под угрозой исключения из проекта все 10 объектов культурного достояния Башкортостана, представленные на конкурс.



Попытка разобраться в истории с Шиханами подробнее, привела к неожиданным результатам. Главными интересантами оказались зарубежные бизнесмены, а сам объект «Шиханы» оказался… несуществующим.



Мифология холма



Мало кто за пределами республики знает, что по-башкирски «шихан» -- это «одиноко стоящий холм». Такие холмы для ландшафта республики не редкость – специалисты насчитывают их около 80. Однако объект, принимающий участие в проекте «Россия 10» -- это совершенно конкретные шиханы, расположенные неподалеку от Стерлитамака. Называются они : Тратау (или Торатау), Юрактау и Куштау.



Рядом раньше был четвертый шихан – Шахтау. Но в 40-х годах прошлого столетия здесь были обнаружены залежи известняка, который применяется для получения искусственной или кальцинированной соды. Для добычи известняка и производства соды было построено предприятие, «Сода». Недавно основные акционеры «Соды» — правительство республики и компания «Башхим» — приняли решение об объединении «Соды», «Каустика», «Березниковского содового завода» и транспортной компании «Транснефтехим» в единую «Башкирскую содовую компанию».



Сейчас залежи известняка на месте бывшего холма Шахтау заканчиваются. К 2018 году «Башсода» -крупнейшее, кстати, на постсоветском пространстве предприятие, выпускающее стратегически важный продукт (а сода используется и в химической промышленности, и в металлургии) – окажется под угрозой закрытия. Это означает не только угрозу национальной безоппасности, но и социальную катастрофу для Стерлитамака, где «Сода» - градообразующее предприятия.



Решение проблемы очевидно – начать разработку известковых залежей в соседних холмах. Благо в Тратау такие известняки обнаружены. Но по странному стечению обстоятельств, именно в этот момент в 2010 году группа радикальных националистов вдруг обнаружила, что Тратау и соседние с ним холмя – уникальный природный объект, священный для мусульман, и даже «место силы».



Первое, что сделали защитники «места силы» - это лишили его собственного имени. С этого момента Тратау, Юрактау и Куштау именуются не иначе, как «Шиханы» - с большой буквы. Сама подмена имени свидетельствует о том, что создаваемые «защитниками Шихан» мифы – для внешнего использования. Потому что для местного населения защищать некие «Шиханы» - все равно, что для москвичей, например, защищать «Холмы» - абсолютный оксюморон.



Турецкий след



Впрочем, подобные несуразности «защитников» не смущают. Возможно потому, что настоящие организаторы акций не очень-то знакомы не то, что с башкирским, но и с русским языком. Чему примером стала организованная якобы «возмущенной общественностью» акция в Стерлитамаке. На ней немногочисленные митингующие (20 человек вместо обещанных 500 и вдвое больше прессы и зрителей) держали плакаты, на одном из которых было написано: «Путин мочи в сартире off шоры». Но грамматические ошибки – это еще цветочки. На одном из плакатов изумленные журналисты увидели логотип турецкого производителя соды – компании Sisekam.



«Шишекам» - один из крупнейших мировых производителей соды и стеклотары. В России с 2001 года – дочерняя компания «Русджам» владеет здесь пятью стекольными заводами, еще один находится на Украине. Базируется «Русджам» в… Уфе, столице Республики Башкирия. Круг замкнулся.



Маркетинговая компания «Шишекам» весьма агрессивна. Девиз: «Весь мир – наш рынок!» воспринимается менеджментом буквально. Говорить о том, каким привлекательным рынков является для нее российский, излишне. Однако здесь есть проблема: сырье для стекольных заводов, та же кальцинированная сода. В Турции себестоимость добываемой «Шишекам» природной соды в 3-4 раза ниже себестоимости российской искусственной соды. Но транспортировка дорога, да и государство с помощью таможенных тарифов стоит на страже стратегически важной для России отрасли. Но вот если флагман российской содовой промышленности останется без сырья… тут возможны варианты.



Удивительно ли, что для достижения цели в выборе средств не стесняются? Фонд «Петербургская политика», в своем исследовании экологических инициатив отметил удивительное явление: часто активность экологов не коррелирует со степенью остроты экологической проблемы. Зато прямо коррелирует с наличием корпоративных конфликтов или зоны интереса транснациональных компаний. В качестве примера авторы исследования приводят «Шиханы», где, по их мнению, помимо «Шишекама» имеется след и другого турецкого производителя соды - Eti Soda.



По подсчетам экспертов, «агентами влияния» турецких конкурентов «Башсоды» является около 30 активистов. Однако деятельность они развернули бурную: несуществующие «Шиханы» позиционируются как национальная и мусульманская святыня. В этих целях в 2011 году неизвестными на Тратау доставлена могильная плита с загадочной надписью псевдомусульманского содержания. Не смущаясь новехоньким видом плиты, «активисты» активно пиарят ее как доказательство святости «Шихан» для башкирских мусульман. Для тех, кто не привержен исламу, объявлено, что здесь находится одно из «мест силы»: для них организовывают здесь оккультные и языческие обряды собственного сочинения.



«Турецкие товарищи» подсобили и тут: во время визита в республику шейха Мехмет Назим Адил Ал-Кыбриси Ал-Хаккани из Северного (турецкого) Кипра, он неожиданно отклонился от объявленного маршрута и посетил Тратау. Правда, прямо объявить место святым не решился: лишь помолился и призвал беречь природу родного края, после чего удалился на «Мерседесе». Однако духовенство республики возмутил. По словам имам-хатиба Соборной мечети Стерлитамака, имам-мухтасиба города Рашита-хазрата Рафикова, ни он, ни верховный муфтий не были уведомлены ни о визите, ни о программе пребывания столь выдающегося религиозного деятеля. Для сравнения: трудно себе представить, например, чтобы без согласия руководства Русской православной церкви в епархии совершал бы пасторские поездки, например, глава Римско-католической церкви.



Бесцеремонность турецкой стороны поражает. Впрочем, и цена велика. Как говорят знающие люди, «защитники Шихан» готовы отвернуться от зарубежных магнатов и предлагают республиканскому руководству мировую – за несколько миллионов рублей.



Удивительно ли, что и в фальсификации голосования в проекте «Россия 10» обнаружен турецкий след? Как выяснили ИТ-специалисты интернет-дирекции ВГТРК, некоторые прокси-серверы, с которых шли вбросы голосов, расположены на территории Турции.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram