США вспомнили о холодной войне

«Принятие Соединенными Штатами столь масштабного списка само по себе является беспрецедентным. Даже во времена холодной войны ни одна страна не позволяла себе подобных шагов», - так охарактеризовал решение властей США о публикации «списка Магнитского» первый заместитель председателя фракции «Единой России» в Госдуме, член Высшего совета правящей партии Николай Булаев. «Нужно не стесняться отвечать на американские выпады», - добавляет доктор социологических наук, профессор СПбГУ Дмитрий Гавра.

Депутаты Госдумы и эксперты выражают единодушное согласие в том, что последовавшее появление списка МИДа - симметричный и адекватный ответ российского руководства. Вместе с тем, российские парламентарии и экспертное сообщество выражают беспокойство по поводу того, что попытки давления США на Россию в духе холодной войны и начавшаяся «война списков» скажутся негативно на
дальнейшем развитии российско-американских отношений.

Напомним хронологию событий. 12 апреля, в пятницу, Министерство финансов США опубликовало на своем сайте список из 18 граждан России. В него вошли 16 сотрудников правоохранительных органов, причастных, по мнению американских властей, к гибели юриста Hermitage Capital Сергея Магнитского. По непонятным обстоятельствам в список были включены и два уроженца Чечни, не
имеющих никакого отношения к смерти российского юриста. Это Леча Богатиров, который разыскивается по делу об убийстве Умара Исраилова, экс-охранника президента Чечни. И Казбек Дукузов, который подозревается в убийстве главного редактора российской версии журнала Forbes Пола Хлебникова. Отныне всем фигурантам списка запрещен въезд на территорию Соединенных Штатов.

В субботу источники в Госдепе подтвердили факт существования закрытой части списка, в которую, по слухам, уже включен президент Чечни Рамзан Кадыров. В Конгрессе США также заявили, что список будет в скором времени расширен.

13 апреля утром российские власти дали симметричный ответ на американский список. На сайте Министерства иностранных дел появились фамилии 18 американских граждан, которым закрыт въезд на территорию Российской Федерации. Фигурантами
списка стали четверо чиновников, принимавших непосредственное участие в создании тюрьмы в Гуантанамо. Кроме того, в него включены 14 представителей судейского и правоохранительного корпусов США, причастных к заключению в американскую тюрьму летчика Константина Ярошенко и бизнесмена Виктора Бута.

В российской политической элите публикацию «списка Магнитского» посчитали враждебным и недружественным актом. «Большинство
россиян, с которыми мне удалось пообщаться, считают решение США о создании «списка Магнитского» неадекватным. По их мнению, оно было принято под давлением антироссийского лобби», - отметил высокопоставленный единоросс Николай Булаев.

Другие парламентарии давали еще более жесткие оценки действиям Соединенных Штатов. Так, член Генерального совета «Единой России», член комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Владимир Бурматов констатировал, что США поставили крест на идеологии перезагрузки. «Считаю, что это является свидетельством того, что отдельные силы американских элит, настроенные на конфронтацию с Россией, на постоянный поиск угроз со стороны нашей страны, на обострение отношение и на реанимацию риторики времен холодной войны одерживают в Америке победу. Таким образом, они хоронят наработки тех, кто ратовал за перезагрузку. Это абсолютно контрпродуктивный маршрут взаимодействия наших стран, поскольку мы находимся сейчас не в том состоянии, когда с нашей страной можно было разговаривать с позиций угроз и диктата. Если этого никто еще не понял, то в ближайшее время поймет», - сказал Бурматов.

Член Президиума Генерального совета партии «Единая Россия», зампредседателя комитета Госдумы по образованию Алена Аршинова «список Магнитского» инструментом давления на Россию. «Список Магнитского» был создан по политическим причинам, а не по техническим – для поимки преступников», - заявила Аршинова.

Единороссы указывают и на недальновидность американской внешней политики. По мнению депутата Булаева, Америка не просчитала последствий своего решения и принятие «списка» создало прецедент, «когда аналогичные меры могут применяться и в отношении других стран». В свою очередь, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме Вячеслав Тимченко не
исключил, что «российский список в будущем может пополниться новыми фигурантами».

Решение российского МИДа при этом получило полную поддержку парламентариев. Депутаты отмечают высокий профессионализм и спокойствие в действиях российских дипломатов. Так, по словам Вячеслава Тимченко, ответ на «список Магнитского» был подготовлен профессионалами, которые владеют ситуацией. Со своей стороны, заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному
законодательству и государственному строительству Дмитрий Вяткин отметил, что реакция России на «список Магнитского» была вынужденной. «Наша страна не собиралась составлять списки, но, к сожалению, США начали проводить политический шантаж, попытались вмешаться во внутренние дела нашей страны. Это давление вынудило нас принимать ответные меры», - сказал депутат.

Парламентарии обращают внимание на то, что позиция России справедлива и не является приглашением к дальнейшей  конфронтации. Так, Владимир Бурматов заметил, что «список, опубликованный Россией, гораздо более адекватный, он не служит целям эскалации конфликта, содержит исключительно имена тех, кто причастен к легализации пыток, к похищению российских граждан, к незаконному содержанию заключенных в тюрьме Гуантанамо».

В экспертном сообществе также оценивают ответные действия России как вынужденные и законные. По словам доктора
социологических наук, профессора СПбГУ Дмитрий Гавры, «Это очевидный вынужденный шаг: Россия никогда не была заинтересована в том, чтобы отвечать ударом на удар, но, в то же время, поставлять левую щеку, когда тебя ударили по правой, для России никогда не было свойственно».

«Очевидно, что «список Магнитского» - попытка дать пощечину России, и мало имеет общего с серьезными намерениями разобраться в том, что же было на самом деле вокруг фонда Hermitage Сapital. Вполне понятно, что на 18 человек в списке с одной стороны, 18 человек есть с другой», - объясняет эксперт.

Гавра подчеркнул, что «в роли агрессора на сегодня выступают США, а Россия всего-навсего защищается от агрессии».

Несмотря на жесткую риторику, депутаты озабочены будущим российско-американских отношений. Так, Бурматов считает, что «наши страны становятся заложниками постоянного обмена списками» и что «ничего хорошего отношениям между нашими странами это не сулит, они совершенно точно не станут лучше».

«Это абсолютно тупиковая модель, в которую сами себя загнали Штаты», - констатирует депутат.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram