Из писем еврейскому другу

С этим больным вопросом неожиданно для себя столкнулся с дорогим мне человеком. Во всём было полное взаимопонимание, но как только возникала еврейская тема, человека будто подменяли, разум и логика отказывали; любое моё невинное суждение квалифицировалось как антисемитизм. Однажды прихожу в компанию, сходу молодой человек хамским тоном начинает меня обличать: антисемиты мерзки и гадки и ничего кроме презрения вызвать не могут. Оказывается мой друг (полукровка) «пошутил»: сейчас придёт заядлый антисемит. В итоге многолетних дискуссий (не только устных) и здесь мы пришли к единомыслию.

29.03.85 г.

Прекратить словесный балаган: извращение искажение ранее мною сказанного, это разрушает доверительность отношений; вопросы и сами по себе трудные, сложные и запутанные, и их не следует запутывать больше.

Порочно ли отношение к культуре по национальному принципу? Есть цыганский и русский театр. Если бы я пришёл и сказал: я, русский, знаю вашу культуру не хуже, а то и лучше вас, давайте буду у вас режиссёром. Ясно, что это абсурдно. Но это говорит о том, что такая позиция сама по себе нравственно не позорна. Но я, как и ты, говорю: это позорно, но совершенно в ином смысле. Я не согласен, что это можно вменять нравственно с общечеловеческой точки зрения, иначе нужно было бы вменять и еврейскому театру.

Еврейская культура основана на национальном избранничестве, национальной объединённости и изолированности. Русская в этом смысле, напротив, основана на открытости, всечеловечности, соборности. Невозможно представить русского в качестве еврейского поэта, еврея же в качестве русского – запросто. Поэтому для русского позиция национального обособления ложна, т.к. противоречит соборному духу русской культуры, так же как для еврея она оправдана, т.к. соответствует духу еврейской культуры. Национальное обособление ведёт только к оскудению русской культуры. Поэтому позиция театралов порочна, но я осуждаю их совершенно на другом основании. Им нельзя вменять нравственно, если они ограничиваются тем, что создают свой русский театр, а не призывают к тому, чтобы в России был только русский театр. Их могу осуждать я, как русский человек, говоря, что в этом они изменяют духу своего народа.

Но затем встаёт вопрос: почему они изменяют себе. Это болезненная, то есть нездоровая реакция на больной вопрос. Дух еврейства говорит: евреи лучше понимают русскую природу, русскую литературу, русский театр, чем сами русские. Русский на это отвечает национальным изоляционизмом. Это антисемитизм, но самая мягкая форма его. Более жёсткая форма антисемитизма потребовала бы не допускать евреев к русской культуре (театру), чего, кажется, театралы не делают.

Итак, это искажённая реакция на искажённую позицию. Не правы обе стороны. Еврейский национализм невозможно искоренить русским национализмом. Они ведут только ко взаимному росту и обострению. Я и призываю опомниться обеим сторонам.

Что я говорю тебе: если ты лично хочешь поспособствовать искоренению антисемитизма как проявлению русского национализма, то тебе предоставлено широкое поле деятельности: прежде всего – поле твоей души.

Еврейская часть твоей души склонна к националистическим рецидивам. Пока к такого рода рецидивам будут склонны все или многие евреи, об искоренении антисемитизма говорить трудно. Ибо это есть анти-семитизм, то есть реакция на дух семитизма и ложная борьба с этим духом. Именно этим и только этим объясняется моя реакция на твоё сообщение. Я не мог разделить с тобой ярость твоего возмущения. Я выразил своё возмущение. Я указал тебе на те факты, которые способствуют расцвету антисемитизма, (на те факты, которые известны тебе, поскольку тебе же и принадлежат).

Отношение к Родине. Или проявляя родственность, или проявляя чуждость. Во втором случае человек душевно инородец. Любить, понимать жалеть. Кого ты любишь? Понимаешь? Жалеешь? Кому открыта душа для жалости? Что дорого?

30.07.85 г.

Все наши недоразумения начались несколько лет назад, когда мы невзначай коснулись больного вопроса. Тогда мы гуляли милой компанией в Подмосковье, и на чудесном берегу Москвы-реки я услышал от тебя: «Мне кажется, что евреи гораздо глубже ощущают русскую природу, чем русские». Меня, конечно, захолонуло от услышанного. Во-первых, это чудовищно несправедливо. Вся русская литература – свидетельство потрясающего проникновения в поэзию, метафизику и натуру русской природы: от Пушкина до Рубцова, от Аксакова до Астафьева. Эта линия непрерывна, сама тема русской природы в русской литературе – это целое море образов. Где те евреи, которые могли бы хотя бы сравниться, а тем более превзойти по масштабности и глубине с этим проникновением? Можно было бы назвать русских поэтов-евреев: Мандельштама, Пастернака. Но, во-первых, их волновала русская природа как русских, прежде всего. Так они себя и ощущали, очевидно, в момент созерцания русской природы. Можно было бы сказать, что еврейская кровь в них дала им специфическое чувствилище к русской природе. Но это не так, потому, что при всей их гениальности в этой теме они не превосходят как количеством, так и глубиной проникновения всю плеяду русских литераторов. То есть с этой стороны, фраза совершенно не обосновывается.

Может быть, русская живопись как-то ущербна в проникновении в русскую природу? Но это звучит смешно, не правда ли? Потом ты сказал, что имел в виду Левитана. Можно было бы добавить Валентина Серова. Но тогда надо было выразиться как-нибудь так: еврей Левитан дал образцы потрясающего проникновения в русскую природу. Но этим он никак не превосходит в этом всех русских художников. Он дал один из образцов, наряду с многими другими. Так, что своим еврейством он не превзошёл русское проникновение в русскую природу. К тому же ещё вопрос: какая сторона души Левитана делала его настолько чутким к русской природе: еврейская ли кровь, или его русская культура.

Так что, нравится ли тебе это или не нравится, но в этой фразе содержится объективное несправедливое умаление русского и объективно несправедливое возвеличение еврейского. Конечно, ограниченное частной темой, и никак не переходящее в умаление и возвеличение общее. В то же время, эта частность достаточно симптоматична, чтобы обратить на неё внимание. Прежде всего, такого рода несправедливые суждения являются объективным топливом в общем костре этой больной темы. У русских, слышащих её, естественно, возникает в лучшем случае недоумение, а то и возмущение на несправедливость суждения. Разве не возмутит итальянца или немца утверждение, что евреи лучше чувствуют итальянскую или немецкую природу. У русских же националистов такого рода безответственные суждения вызовут только прилив агрессии – зачем же дразнить!

Ты всё время говоришь мне, что не являешься членом какой-либо масонской, еврейской или какой-нибудь другой мафии, что никогда не ощущал поддержку какой-либо еврейской группировки. Отсюда ты делаешь заключение, что и нет никакой еврейской групповщины и солидарности. Но, во-первых, если ты не сталкивался непосредственно в своей достаточно частной и достаточно молодой жизни, то это не означает отсутствия такового явления вовсе. Но, и это главное, еврейская национальная солидарность, взаимопонимание и взаимоподдержка не обязательно должны проявляться осознанно, явно и демонстративно. Я не вспоминаю о своей русскости ежедневно, но, тем не менее, каждый день проявляю её в своём образе мысли и чувства, в своих привязанностях, антипатиях и суждениях. Национальный колорит в моём характере проявляется сам собою. Есть в вашем брате определённая самобытная пряность, которая выделяет евреев от всех других и объединяет их между собой, хотят они этого или не хотят. Ты можешь не быть членом какой-либо группы, не поддерживать и не поддерживаться по национальному признаку, но, тем не менее, этот национальный признак сам собой говорит и в тебе, и в твоих кровных братьях.

Ты говоришь: какой же я еврей, если я не говорю по-еврейски, живу в русской культуре и люблю русскую литературу. Но, во первых, таковой всегда была судьба еврейства. Оно говорило на языке коренного населения, жила его культурой, но, тем не менее, сохранилось как национальное единство. Так что, это не аргумент против вашей принадлежности к еврейству. Тем более что этот аргумент вы сами же опровергаете фактом особого пристрастия к судьбе евреев, например, в России. И совершенно неосознанно, но совершенно бесспорно, для подавляющего числа евреев судьба евреев в России волнует несравненно больше, чем судьба русских в ней. Вы, считая себя русскими, удивительно болезненно воспринимаете боли еврейства, и так же удивительно не чутки к болям русских. Разве не об этом говорят следующие факты.

Почему ты не хочешь слушать о русской истории? Почему не хочешь слушать о преступлениях еврейства против России, не хочешь знать? Почему, не зная сути – обязательно оправдываешь их преступления?

Логика твоей реакции (не высказанная, ибо высказанная – она обнажается, а обнажённой – можно устыдиться, но, тем не менее, – логика железная):

- они (русские) плохо говорят о нас;

- призывают бороться с нами;

- поэтому никто не может быть с ними в обществе;

- если кто-то там выступает, тот с ними по существу;

- выступая там, он не может сказать ничего хорошего и истинного;

- в том, что я сказал – не замечено ничего положительного;

- замечено только то, что касается больной темы, хотя по объёму это мизерно, а по тону очень мягко;

- вменяешь в вину любую уступку идеологии, хотя она и не велика;

- в итоге: сути сказанного – нового и истинного о России – не слышишь, ибо не интересно, не волнует, или больной вопрос волнует больше, чем тема России.

Это – больная логика.

Она повторяет логику оппонентов (антисемитов), но при том, что оснований у тебя меньше, чем у них (Ибо евреи уничтожали Россию тотально и впрямую, и зло евреев для России несопоставимо со злом русских евреям. Евреям в России жилось не хуже, чем в других странах, но ни одна страна не потерпела такого урона от евреев, как Россия):

- евреи плохо говорят о России;

- призывают бороться с Россией;

- поэтому все, кто с ними – против нас;

- в том, что они делают – не вижу ничего хорошего;

- во всём, то касается евреев – видится только больная тема;

- вменяю им в вину любой грех;

- не вижу ни одной заслуги;

- истинного в них не вижу, ибо волнует только своё.

Почему же, обвиняя их, сам в себе не видишь абсолютно то же самое, хотя: «вынь бревно из своего глаза…».

В этом вопросе отказывает ум и талант; включаются только инстинкты; неуважение ко мне – ибо оскорбление лично мне, ибо не слышишь всего, мною сказанного, ибо не останавливаешься перед лицом моей миссии.

Когда возникает этот вопрос – важнее всего он: важнее истины, доброты, России, меня.

Это и есть русофобия. Она мне противна. Ничего у нас не получится серьёзного при этом.

Если взгляды поменяешь – многое увидишь по-другому.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter