Переоценить значение этих соглашений довольно проблематично

Подписание соглашений о сотрудничестве в военной области с Россией - событие очень значимое для Южной Осетии и Абхазии, потому что эти документы юридически закрепляют присутствие российских Вооруженных сил на территории этих двух независимых государств, что является дополнительной гарантией обеспечения их суверенитета и гарантией безопасности от возможной грузинской агрессии. Поэтому переоценить значение этих соглашений довольно проблематично – они имеют грандиозное значение для этих двух государств.

Для России же эти договора являются частью юридического обеспечения нашего военного присутствия в этих странах. То есть мы документально оформляем его, снимая все возможные вопросы по дислокации наших военных в этих регионах.

Что касается экономической стороны вопроса, то для Южной Осетии и Абхазии любая военная база приносит серьезный доход, поскольку ее необходимо обеспечивать местными продуктами. Местные жители будут торговать с военными, и для разрушенной экономики Южной Осетии такая база будет очень серьезным подспорьем, а для Абхазии – просто дополнительным плюсом. Экономический же профит для России я бы не рассматривал как существенный фактор, поскольку очевидно, что первичными здесь являются геополитические выгоды, а экономических мы иметь не будем.

Было бы наивно предполагать, что, подписывая соглашения, мы рассматриваем вопрос перебазирования черноморского флота из Крыма в абхазские порты. Нынешняя дислокация черноморского флота оптимальна. Договор с Украиной у нас до 2017 года, и до этого времени никаких передислокаций в абхазские порты вообще не должно быть. Следующим же местом базирования может стать Новороссийск, а никак не абхазские порты. Поэтому я не рассматривал бы это как серьезный аргумент.

Если говорить о той стороне события, которая связана с признанием Абхазии и Южной Осетии, то я считаю, что признание этих государств вполне достаточное. Волна признаний обычно начинается после того, как число государств перевалило через десяток. Поэтому, конечно, российской дипломатии нужно будет приложить усилия ля того, чтобы те же Киргизия и Белоруссия признали суверенитет Южной Осетии и Абхазии.

Думаю, что и в отношении Молдавии мы могли бы предпринять какие-то действия, чтобы эта страна оказала нам поддержку в этом вопросе, поскольку эта республика в ближайшее время явно может лишиться своего суверенитета и признать суверенитет Приднестровья. Поэтому, вероятно, она должна быть заинтересована в том, чтобы оказать России поддержку в обмен на какие-то преференции, и, полагаю, Москва могла бы пойти на такой взаимовыгодный обмен.

Говорить о том, что российские военные базы как-то дополнительно гарантируют суверенитет Абхазии и Южной Осетии, можно, как было сказано выше, но собственно признание – это более сложный вопрос, и базы здесь носят второстепенный характер. Надо понимать, что российские базы в этих республиках были расположены сразу же после их признания еще в прошлом году.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram