Загадка русского народа

ОТ РЕДАКЦИИ. 28 января под Тотьмой умер русский поэт, писатель, публицист Андрей Мадисон.

Ушёл в лес и там замёрз. Такое самоубийство...

Андрей Освальдович Мадисон, родился в Таллине 9 июня 1952 года, умер в Тотьме 28 января 2009 года.

Учился в Тартуском университете в том числе у Лотмана. Работал чертежником-конструктором, библиотекарем НБ АН ЭССР в Таллине, почтальоном в Тарту, редактором, археологом, преподавателем, режиссером дискотеки, сторожем, дворникоь, кочегаром, опять редактором, грузчиком в зоопарке, фрилансером в русской редакции Эстонского радио — литература, музыка, философия и политпублицистика.

В июле 1997 года уехал из Эстонии в Ярославскую область, Борисоглебский район, село Давыдово. Оттуда — на стойбище в Тюйтяхе, учить опять же русскому языку внуков вождя племени лесных ненцев Юрия Вэллы. Обратно в Давыдово, где был банщиком на базе отдыха «Радуга».

Затем была Москва. В 1999-2000 гг. Андрей пришёл в Русский журнал, в котором одно время был редактором отдела политики. Cотрудничество Мадисона с РЖ завершилось 30 января 2001 г.

После был еще музей Толстого, где числился старшим научным сотрудником, а затем издательство Восточная литература. А после этого — краевед Вологодской области, по собственному желанию и за свой счет.

Каких взглядов придерживался Андрей, понятно по одной цитате из ответа на письмо его тартуского знакомого, филолога Романа Лейбова:

Исходя из тона и содержания твоего, Роман, письма, я делаю вывод: мы различаемся тем, что для тебя судьба русских в Эстонии (и думаю, русской нации вообще) — это проблема текста, уже — плана выражения, а для меня — нет.

В концентрированном виде с таким отношением меня познакомила одна высокопросвещенная дама, сказавшая, что русская культура ее интересует, а на русский народ ей наплевать.

Сознание причастности к судьбе народа либо есть, либо его нет. Здесь нет предмета для полемики, то бишь словесных игр, которыми ты мне предлагаешь заняться в дополнительной к письму записке.

Мы публикуем одну из последних статей Андрея. Она была написана им в декабре 2007 года для учебника русского языка для финских детей.

* * *

Есть хорошие народы, и есть плохие народы. Есть народы-хозяева, а есть народы-рабы. И если это так, то народы-хозяева должны командовать народами-рабами.

Что вышло из этой теории, показала Вторая Мировая война. «Народ-раб» стал победителем «народа-хозяина». А что стало с теорией?

А теория осталась жить. Во-первых, потому, что теорию не победить на войне. Во-вторых, потому, что в каждом народе есть люди, которые считают, что их народ самый лучший. Так, например, считают многие евреи: это потому, говорят они, что нас больше всех любит Бог. Так считают и многие американцы — потому что, как утверждают они, у них самая лучшая демократия.

Есть такие люди и среди русских. Самая правильная религия — христианство, говорят они. А самый правильный вариант христианства — православие. Русские — православные, и, значит, русский народ лучше всех.

Конечно, далеко не все русские — православные. Среди них немало людей, которые не верят в Бога. Однако все равно одни русские утверждают, что русские народ религиозен, а другие возражают им — нет, не религиозен. А какой он тогда? И можно ли вообще говорить, что один народ, скажем, весь красный, а другой народ — весь коричневый? Говорить такое получается у многих, а вот доказать это на деле не получается ни у кого.

О русских, например, часто говорят, что это народ-загадка, загадочный народ. И объясняют свои слова так: когда мы что-то делаем, нам понятно, что и как мы делаем; а когда русские что-то делают, нам непонятно, что и как они делают. И вообще, мы любим и умеем работать, а русские не любят и не умеют. Мы — умные, а они — глупые. Но мы еще и честные, а они — хитрые. Поэтому мы пьем пиво, а они — водку.

И действительно, главный герой русских сказок — Иван-дурак. Но в конце концов именно он побеждает всех. Чем он их побеждает? Он побеждает их хитростью. Получается, что правы те, кто говорят, что русские — глупые и хитрые? Но в тех же русских сказках все время повторяется: «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Это значит, что русские люди, которые сочиняли эти сказки, отлично понимали разницу между сказкой и жизнью. И сказки они рассказывали только после того, как сделали дело, сделали работу.

А какое дело было у русского народа, какое у него было главное дело?

Главным делом русского человека, всего русского народа, было строительство государства. И он сделал это дело — построил самое большое государство в мире. Для этого ему, конечно, нужно было быть и хитрым. В политике вообще нельзя без хитрости. Но одной хитрости для такого большого строительства, конечно, мало. Для него нужны еще и ум, и смелость, и множество умений.

Главное из этих умений — умение понимать другого. В том числе и другой народ.

Именно это умение имел в виду Достоевский, когда говорил о способности русского народа слышать все народы мира. Он назвал эту способность «всемирной отзывчивостью».

Октябрьскую революцию, которую начали русские, делали потом вместе с ним украинцы, латыши, евреи, китайцы, венгры и многие другие народы. Потом что русский народ начал ее не для себя, а для того чтобы весь мир стал одной коммуной. Чтобы не было никакого народа-хозяина и никаких народов-рабов, а все народы стали одним народом. Такова была «всемирная отзывчивость» русского народа в действии.

И именно эта способность слышать всех, а не какая-нибудь другая, делает его «загадочным». А все остальные его свойства — это обычные человеческие достоинства и недостатки, которые имеются у любого другого народа на Земле.

 

АНДРЕЙ МАДИСОН. ОН И О НЁМ

Описание его последних дней на форуме Хиппи.Ру

http://hippy.ru/forum/viewtopic.php?pid=21145#p21145

Е.Горный сообщает: «Андрей Мадисон был кремирован в Москве. Хоронить будут в Таллине, вероятно, в начале марта»

http://e-g.livejournal.com/533648.html

Его называли «патриархом советского хиппизма», к чему сам Андрей относился с иронией.

http://www.netslova.ru/mirza/madis.htm

Отклики в ЖЖ

http://e-g.livejournal.com/532963.html

http://olga-titova.livejournal.com/107239.html

http://borya-bo.livejournal.com/7967.html

http://olevskaya.livejournal.com/36661.html

http://evenbach.livejournal.com/1527.html

http://dinrid.livejournal.com/466637.html

http://community.livejournal.com/extartu/87776.html

http://skuzn.livejournal.com/521239.html

http://borko.livejournal.com/419415.html

http://anticompromat2.livejournal.com/218966.html

http://gazelka.livejournal.com/723697.html

http://levkin.livejournal.com/115902.html

http://krylov.livejournal.com/1798967.html

http://orang-m.livejournal.com/537747.html

Подборка стихов на «Сетевой словесности»

http://www.netslova.ru/madison/stihi.html

Эссе оттуда же

http://www.netslova.ru/madison/tur.html

Немножко прозы

http://www.sotyjornal.narod.ru/soty3/bd/mad.html

Текст из «Забриски Пойнт»

http://www.zabriski.ru/sources1.html

Статьи из самиздата на «Золотом подполье»

http://goldenunder.sakhaworld.org/333/woodstock.php

http://goldenunder.sakhaworld.org/333/madison.php

«Книга-раскраска» (тексты Андрея Мадисона с фотографиями Евгения Миленького) «Отражение»

http://enatramp.narod.ru/obz.files/obz3.html

Сборник статей «Поэтика и политика»

http://enatramp.narod.ru/obz.files/obz2.html

Опыт чтения евангелий

http://enatramp.narod.ru/izvo.files/madison.files/1math.html

http://enatramp.narod.ru/izvo.files/madison.files/2mark.html

http://enatramp.narod.ru/izvo.files/madison.files/3luka.html

http://enatramp.narod.ru/izvo.files/madison.files/4ioann.html

Два автобиографических текста — «Трудовая книга» (вошла также в «Отражение») и «Мгновенная коммуна»

http://daseiner.livejournal.com/285016.html

Некролог И.Тюрина

http://ilyadom.russ.ru/dit1enter/dit1ilya/20040112.html

Письмо Е.Горному и ответ последнего

http://www.litera.ru/mesta/public/publ5-1.html

Книга писем, вышедшая в прошлом году

http://www.ozon.ru/context/detail/id/3905311/

Статьи из «Русского журнала»

http://old.russ.ru/authors/madison.html

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter