На смерть Григория Романова

3 июня 2008 года умер Григорий Романов.

Однако много раньше, задолго до своей смерти он стал образцовой фигурой для инставрации.

Григорий Романов был первым секретарём Ленинградского обкома КПСС с 1970 по 1983 годы, пережил трёх генсеков: Брежнева, Андропова и Черненко. Романов и сам рассматривался одним из вероятных претендентов на пост генерального секретаря «руководящей и направляющей».

Многие думают, что если бы к власти в марте 1985 года пришёл тогдашний хозяин города на Неве, а не Горбачёв, Советский Союз не только продолжил бы своё существование, но и расцвёл бы пуще прежнего. При этом реальная власть оказалась бы у слоя военно-промышленной элиты, способной спасти советскую цивилизацию ценой превращения партократии в технократию.

Вместо этого Горбачёв и горбачёвцы сделали ставку на гуманитарную интеллигенцию, осуществившую культурную революцию в отношении советской жизненного уклада.

В вековом противоборстве слова и дела, слово одержало на некоторое время пиррову победу — ценой того, что дискредитировало себя именно как дело.

Ещё при Андропове в моду вошёл «отвязный» дискурс компромата и слива, флуда и блуда. В начале его хождение ограничивалось типично советской системой коммуникации: слухами. Позже, при Горбачёве, под этот дискурс была создана мощнейшая сеть перестроечных медиа, а его «отвязность» получила именование гласности. Одной из первых жертв дискурсивной атаки стал именно Романов: только ленивый не слышал о том, что он якобы устроил свадьбу дочери в Эрмитаже, где гости «на золоте ели» и «царские сервизы перебили». То был, конечно, один из первых и канонических случаев современного чёрного пиара.

Сегодня о несостоявшемся воцарения Романова вздыхают очень многие. И очень многие рассматривают некогда могущественного градоначальника «колыбели трёх революций» как предтечу путинской власти в стиле «техно».

Не стоит забывать, что именно на времена правления Романова приходится комсомольская юность команды Путина и его самого, и что все эти люди не из тех, кто — в определённом смысле — готовы «расстаться с комсомолом». Становясь старше, они всё чаще обращаются к своим истокам. И эти истоки связаны не абстрактным Петербургом, а со вполне конкретным и памятным романовским Ленинградом.

И новый Петербург отстраивается и обустраивается в сравнении с тем старым городом, хранившим некогда традиции мистического места зарождения системы Советов.

Теперь Ленинград похож на обесцвеченную временем открытку, но и в таком качестве он кажется намного более реальным, чем «Петербург».

Сегодня бессмыслено рассчитывать шансы Романова стать двадцать три года назад генсеком. Столь же бессмысленно гадать и о контурах возможной политической технократии «по-советски». Значительно важнее понять, что из перспективы сегодняшнего времени позволяет видеть в нём рационализатора-технократа.

Это связано прежде всего с возникновением интереса к культуре целеполагания, которая прямо противоположна культуре заёмных и потому готовых ценностей, насаждавшейся во времена Горбачёва.

Вообще говоря, имя Григория Романова должно быть написано только на знамёнах тех технократов, которые понимают принципиальное различие между технократизмом и горбачёвщиной.

Горбачёв, собственно говоря, плох не потому, что он кого-то там «предал» и что-то «разрушил». Он плох в силу того, что довёл до логического конца позднесоветский кризис целеполагания. Вместо изрядно набившей оскомину советско-марксистской целеустремлённости к коммунистическому будущему была реабилитирована культура всеобщих ценностей, ставшая предметом археологических раскопок.

И «новое мышление», и «Россия-которую-мы-потеряли» берут начало в этом перестроечном понимании культуры как того, что надобно освободить от наслоений, но которая при этом сама — тонкий слой, способный в одночасье исчезнуть.

Подобная незатейливо-мещанская интерпретация предельно далека от восприятия культуры как набора нужных умений, она целиком в области обывательского представления о ней как о музее, где выставлены тени минувшие счастья уснувшего.

Речь как раз о том, чтобы избавиться от наследия этой культуры, обернувшегося в новейшую эпоху многочисленными эксцессами варварства. Лозунг новой технократии должен быть именно таким призывом к технической и технологизированной культуре, элементарной формой которой являются не артефакты или пресловутые ценности, а навыки как техники бытия.

Само их обретение есть ничто иное, как освоение искусства целеполагания, без которого не видать нам никакого будущего.

Но для этого нужно инставрировать Романова.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram